Чиновники называют их нудно и обтекаемо - людьми с ограниченными возможностями здоровья. Для остальных они – инвалиды, и в российском обществе отношение к ним меняется мало. Мы по-прежнему не воспринимаем их как равных себе. Они живут, кто как может, стараясь адаптироваться к внешней среде. Государству, как всегда, не до проблем инвалидов. И замечательно, что появились общественные движения, в том числе зарубежные, которые протянули этим людям руку помощи. Недавно Лысьву посетили координатор российских проектов международной организации «HANDICАP internaсional» Марьяна СОКОЛОВА и представители пермской общественной организации «Аспектус». Они провели у нас два дня и перед отъездом дали газете интервью. Рассказали о цели приезда и о проектах, которые намерены осуществить в Лысьве. Но больше мы говорили о людях, потерявших здоровье, и о том, как им трудно выживать в этом жестоком мире.
ВЫРВАТЬСЯ ИЗ УЗКОГО ПРОСТРАНСТВА
Марьяна СОКОЛОВА:
- С какой целью мы приехали в Лысьву? Привезли в Пермский край новый проект, который будет осуществляться на базе публичных библиотек трех городов – Перми, Чайковского и Лысьвы. Почему выбрали вас? Здесь есть условия для его реализации.
Для справки
Между общественной организацией «Аспектус» и центральной городской библиотекой подписан договор, согласно которому будет построен пандус для въезда колясочников в здание. Поставлена задача собрать всю литературу, интересующую инвалидов, и всю информацию о них. Согласно проекту его организаторы также обеспечат библиотеку недостающими книгами и методическими пособиями. Всего на его реализацию в Лысьве планируют потратить более 100 тысяч рублей.
Второй момент связан с организацией консультационной работы. В вашей библиотеке специалисты самых разных направлений – соцзащиты, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, различных общественных организаций - могли бы проконсультировать широкий круг людей по самым разным проблемам. Помочь, если потребуется, сделать запросы в разные инстанции. Люди ведь часто не знают, куда обратиться, как найти ту или иную государственную или общественную организацию. Нередко их усилия напрасны, потому что запрос направлен не по адресу.
И третий, наиболее важный, момент: мы хотим, чтобы в библиотеках началось создание общекультурного пространства. Что это такое? Есть библиотеки в ВОС, в ВОИ, но там встречаются люди, которые входят в эти сообщества, а в публичной библиотеке хотелось бы видеть всех нас вместе. Должна быть интеграция разрозненных сообществ и предприятий с социумом. Не должно быть так, что общество - по одну сторону, а инвалиды – по другую.
Человек, оказавшийся в ситуации инвалидности, попадает в комплексную зависимость от самых разных структур. Это и соцзащита, и образование, и культура. Без их взаимодействия вряд ли можно получить хороший результат.
Помимо этого у нас есть идея запустить в Лысьве еще один социальный проект - для слабовидящих. Городская организация ВОС нас поддерживает, и в этот приезд мы обговорили условия и подходы. Подобный проект осуществляет французский фонд (Л’Окситан) при фирме-производителе косметической продукции. Эта компания продвигает проекты, связанные с экологией и защитой окружающей среды. Памятуя о нашем давнем партнерстве с Лысьвой, мы предложили ее в качестве участника идеи. Суть в том, что слабовидящих людей можно обучить растениеводству и цветоводству. Инвалиды приобретут навыки по всему циклу - начиная от отбора семян и заканчивая сбором урожая. Здесь появляется возможность организовать свое предприятие и получать небольшие доходы. Будем рассматривать вопрос об обучении группы из 10-12 человек. Подобный опыт у фирмы есть в Африке. Мы сказали, что в Африке не хотим, а хотим попробовать в Лысьве.
- Интересно, есть ли инвалиды, желающие участвовать в данном проекте?
- Евгения НЕДОРЕЗОВА, председатель городской организации ВОС:
- У нас многие незрячие имеют сады и с помощью своих родственников прекрасно справляются с этим хозяйством. Занимаются поливом, прополкой. Поэтому интерес к теоретической подготовке большой.
ПОЗИТИВ ПОД ЛУПОЙ
- Вы в Лысьве не первый раз и можете проанализировать, меняется ли что-то в работе с инвалидами. Есть ли какая-то положительная динамика?
- Меняется, и в положительную сторону. Многие проблемы, которые поднимались еще в проектах 2003-2004 годов, сейчас пусть медленно, но решаются.
Мне нравится тенденция, которая складывается в администрации. Не скажу, что прежняя нас не понимала и плохо принимала - просто серьезных подвижек не было. Сейчас подходы другие. Я вижу, что здесь готовы применять новые административные механизмы для крупных решений. Понимаю, не все сразу можно сдвинуть с мертвой точки - проблем много, и они существуют не только в Лысьве. Но позитив есть.
Для справки
В конце прошлого года глава района А. Гончаров и начальник бюро медико-социальной экспертизы Н. Аникеев подписали соглашение, согласно которому специалисты из Березников сейчас приезжают в Лысьву каждый квартал и ведут прием два дня. Не стало очередей и нервотрепки. Администрация района взяла на себя расходы на транспорт и на проживание специалистов.
Создан координационный совет по делам людей с ограниченными возможностями здоровья. В структуре администрации района ввели ставку специалиста, работающего с этой категорией населения.
На базе конно-спортивной секции дети-инвалиды занимаются иппотерапией. Сейчас решается вопрос о подготовке тренера и медика-специалиста этого лечебного направления.
- А в стране тоже наблюдается позитив?
- Довольно слабо. Повторяю, проблем много, и они связаны с несовершенством федерального законодательства и с нормативно-правовым регулированием. Механизмы реализации прав инвалидов все-таки прописаны нечетко и далеко не совершенны.
Самая сложная и плохо решаемая в России тема, на мой взгляд, - помощь детям с тяжелыми формами инвалидности, Никто не знает, что с ними делать! Очень большая проблема - кадры: любого уровня и любых направлений. Разговаривала с руководителями, отвечающими за социальное развитие в разных регионах страны. В один голос говорят: готовы многое менять, но не с кем работать. Социальные службы привыкли жить по старинке, зарплаты низкие, молодежь туда не идет. Проблемами инвалидности занимается узкий круг людей. Что их беспокоит в первую очередь? Медицинское обслуживание и льготное обеспечение лекарствами. Но жизнь человека с инвалидностью не ограничивается только коляской и набором лекарственных препаратов. Сфера интересов у него значительно шире. Инвалидов в стране очень много – 13 миллионов человек! А в стране для них открыто всего два информационных центра. Это ли не смешно? Нас часто не слышат и пытаются навязать в работе с этими людьми узкий медицинский подход.
- Наверное, потому, что они сами обращаются к обществу только с подобными проблемами?
- Ничего подобного! Общество просто не знает, как и чем живут эти люди. Поэтому обращаюсь к вам, к СМИ: пишите обо всем, что происходит в их сообществах. В Германии, где развито волонтерское движение и в СМИ освещается тема инвалидов как полноправных членов гражданского общества, отношение к ним совсем иное. С детства у немцев воспитываются нравственное чувство и социальная ответственность за судьбу своих соотечественников. Поэтому в стране так много людей, готовых добровольно прийти на помощь слабым. Я спрашивала в обществах инвалидов: «Как вы рассказываете волонтерам о своих проблемах?». Они отвечали: «Да никак. Мы публикуем свои программы, в том числе и в Интернете. Если человеку интересно, он заходит на сайт, выбирает для себя программу, по которой хотел бы поработать добровольцем, и идет в общественную организацию, которая занимается этой программой».
- Надеюсь, мы с вашей помощью тоже до этого доживем...
- Безусловно, но не без вас. Это наша общая задача.
БИЗНЕС ДЛЯ ВСЕХ ОДИН. ЦЕЛИ РАЗНЫЕ
Владислав ФИРСОВ, председатель правления ПГОО «Аспектус»:
- Очень жаль, что в администрации Пермского края нет специалиста по работе с инвалидами. Есть министерство социального развития, а человека, занимающегося инвалидами и их вопросами, нет. Все об этом говорят, но, увы, воз и ныне там.
Евгения НЕДОРЕЗОВА:
- Наш губернатор нацелен на развитие малого бизнеса, на то, чтобы привлечь на территорию как можно больше средств, а вот забота об инвалидах уходит в сторону. Несколько лет назад, при другом главе края, а тогда еще области, создали комитет по работе с инвалидами. Но все как быстро началось, так быстро и закончилось. Пример - с квотированием рабочих мест. Создадут комиссию, воспитывают руководителей предприятий, которые не берут на работу людей с ограниченными возможностями. Вроде, подвижки начинаются, но потом все возвращается на круги своя.
Администрация района действительно поворачивается к нам лицом. Во всяком случае, выслушивает наши предложения и просьбы. Все, конечно, невозможно решить, но стараются помочь. В крае нет звена, связывающего всех инвалидов. Это так. Получается, каждый живет сам по себе.
Марьяна СОКОЛОВА:
- Социальная сфера – это тоже бизнес. И если на территорию приходит инвестор с каким-то проектом, пусть небольшим, такую инициативу стоит только приветствовать. Это инвестиции, это социальный бизнес, который развивается по тем же законам, что и остальной. Разумеется, он особый, ибо ничего, кроме гуманитарного эффекта, инвестор с этой территории получить не хочет. Но если я как инвестор прихожу сюда с идеями и вложениями, то должна видеть и заинтересованность в этом территории, и ее готовность вкладывать. Однако в Пермском крае такого движения навстречу мы пока не заметили - все на уровне разговоров.
Есть вопросы и по взаимодействию общественных организаций. Они разъединены. Все знают: плохо работает служба медико-социальной экспертизы, причем по всей стране. Люди вынуждены стоять в очередях, и при этом, по большому счету, на самом деле никакой медико-социальной экспертизы нет. Нарушаются все положения о том, как она должна работать. Это все-таки должна быть медицинская комиссия, а ее, как правило, нет. Врач-терапевт собирает справки, потом их описывает, дает заключение об инвалидности, и на этом все заканчивается. Низкая эффективность деятельности этой службы - в низкой оплате труда ее работников. Казалось бы, проблема общая. От этого страдают все сообщества - ВОС, детские организации, колясочники. Вот она, общественная инициатива: объединитесь, напишите письмо в правительство, в Госдуму.
Евгения НЕДОРЕЗОВА:
- Мы пытались, и не раз. Наш президент встречался с В.В. Путиным. В Госдуме мало депутатов, которые хотя бы понимают, о чем идет речь. Да что вы хотите? Наш клуб однажды посетил депутат Медведев. Мы стали ему говорить о проблемах, а он в ответ: дескать, какие у вас проблемы? Пенсию вам увеличим - и сидите на лавочках, песни пойте. Как после этого с депутатами разговаривать?
Вячеслав ФИРСОВ:
- Совместно с международной организацией мы запускаем в Лысьве новый проект для инвалидов. Хотелось бы, чтобы лысьвенцы внимательно с ним ознакомились и поддержали. Хотел бы обратиться к ним как председатель общественной организации. Есть мнение, что граждане не желают участвовать в волонтерстве. Но это не так - уверен. Чтобы подтвердить это, напоминаю: все желающие участвовать в проекте могут обратиться в библиотеку, на базе которой мы сейчас начнем проводить информационную деятельность. Мы готовы давать консультации и по движению волонтеров. Найти нас просто – в центральной районной библиотеке.