«Смотрите, смотрите: Карлсон приземлился!» «Готовьте варенье, а то больше не взлетит!» - такие возгласы раздавались вечером на поляне в первый день фестиваля «Виктория». За его спиной действительно был мотор, только пропеллер работал вовсе не на сладостях, а на обычном 95-м бензине с добавлением масла. Глаза современного Карлсона защищали от яркого солнца тёмные очки, а над его головой был огромный купол.
Рафиль НУРМУХАМЕТОВ, член федерации авиационного спорта Прикамья, говорит, что летать мечтал с самого детства. Считается: если сильно чего-то хочешь, то мечта сбывается. Вот и Рафиль в свои 34 года, так сказать, обрёл крылья в виде параплана с мотором. Первый самостоятельный полёт он совершил 16 мая 2005 года. А до этого были долгие тренировки на земле - в Кунгуре и Чусовом, - в воздухе со страховкой, но самым первым шагом к небу была планерная школа под руководством Владимира Вьюгова. «Планеристы, с которыми мы иногда вместе летаем, называют нас «тряпколётами» -из-за купола», - улыбается Рафиль.
Я интересуюсь, почему именно параплан, а, например, не прыжки с парашютом.
- Прыжки с парашютом - это падение вниз, а на своём моторе я могу лететь куда угодно, потому что полёт полностью управляем. Если, конечно, намеченному мною курсу не мешает сильный ветер. Поэтому обычно летаю либо ранним утром, либо вечером, когда самая спокойная погода. У меня за окном висит ленточка, по которой определяю силу ветра и расцениваю шансы на полёт в этот день.
- А что собой представляет аппарат, на котором вы летаете?
- Раньше у меня был украинский мотор - это, скажем так, более бюджетный вариант. Со временем сменил его на итальянский. Есть ещё канадские производители, немецкие. Все аппараты дифференцируются по мощности. Купол покупается отдельно. Параплан развивает скорость примерно до 50-60 км в час. За один час, если сильно не лихачить, машина «съедает» примерно три литра бензина. Самое большое расстояние, которое я преодолевал, – 36 км.
- Как высоко можно подняться на параплане?
- Абсолютный рекорд мира - 6 км 200 метров, но я поднимался лишь на 1 км. Во-первых, страшно. Во-вторых, чем выше поднимаешься, тем ветер сильнее, его сложнее «побороть». В-третьих, у меня нет запасного парашюта. Если бы был, то я обязательно поднялся бы выше. Знаете, как интересно разглядывать город сверху?! Недавно наблюдал такую картину: южная часть Лысьвы вся залита солнцем, зато западная - под белой пеленой, а небо затянуто тучами. Можно сказать, видишь город глазами птиц.
- А жена одобряет ваше хобби? Её вы не пытались пристрастить к этому делу?
- Сейчас она уже спокойнее к этому относится. Пытался её «затянуть»: когда сам ещё в Кунгуре обучался, она один раз полетала с теми, кто уже давно этим занимается. Понравилось, но сказала, что кататься на лошадях ей всё же больше по душе.
- Вы - единственный, кто летает в нашем городе, или есть другие покорители неба?
- Ребята из планерной школы летают, а если говорить конкретно про парапланеристов, то, кроме меня, полётами занимаются ещё Илья Никулин и Александр Цепелев. К нам хочет присоединиться ещё один парень, но он пока только обучается.
- А можно прокатиться с вами на параплане?
- У меня недостаточно мощный мотор, чтобы выдержать двоих, но в городе есть купол, вот на нём можно летать тандемом. У моего приятеля аппарат мощнее, к нему можно прицепить так называемую «телегу». Она для пассажира гораздо удобнее. Вдвоём, понятное дело, взлетать гораздо труднее, поэтому обычно это делается зимой на замёрзшем пруду. Ещё можно покататься в Чусовом. У меня есть желание заниматься с молодыми ребятами, обучать их, но пока не решаюсь. Это же большая ответственность, порой в небе самому за себя страшно. Мало ли, что может случиться. Если кто-нибудь из ребят покалечится, придётся же ещё и перед родителями отвечать. Так что пока обучение молодого поколения - только в планах.
- А с вами приключались какие-нибудь забавные случаи, связанные с полётами?
- Полёт на параплане полностью управляем, но однажды пришлось совершать срочную посадку - приземлился на чьём-то огороде, благо это было зимой и снега было по колено. Думаю, если бы это было летом, мне бы пришлось отвечать перед хозяевами за испорченные посадки.
Все мы время от времени летаем: кто во сне, кто в своих мечтах, а такие, как Рафиль, ощущают радость полёта наяву. Но хотя бы раз в жизни у всех вырастают крылья, вот только уносят они людей на разные высоты. Но это уже совсем другая история…
Ирина ЛИТВИНА,
студентка УрГУ.