Все десять лысьвенских педагогов, участвовавших в федеральном конкурсе, стали победителями. 100 тысяч рублей получит детсад № 21. Из 15 неуспевающих старшеклассников 13 учились в школе № 2. Об этом и о многом другом говорилось на традиционной августовской конференции учителей.
А началась она с приветствия первого заместителя главы района Николая Лазейкина. Он поблагодарил педагогов за огромный труд по оздоровлению ребят, напомнил об основной цели – реализации федеральных и региональных проектов в сфере образования, пожелал не потерять той энергии, которая есть в учительских коллективах сегодня, и, конечно, благодарных учеников.
Не на седьмом, а на пятом!
С основным докладом выступил начальник управления образования Сергей ВИНОКУРОВ. Он сразу дал понять, что лысьвенское образование стоит на пороге больших изменений. Сегодня формируется современная модель российского образования, концепция которого рассчитывается с перспективой до 2020 года. И в зависимости от этого нужно расставлять акценты и определять приоритеты в развитии образования лысьвенского.
Реализация проекта модернизации этой сферы в нашем городе идёт неплохо. Сергей Иванович объявил, что сегодня Лысьва по успехам в этом направлении находится на седьмом месте, чем вызвал аплодисменты зала. Настоящие овации вызвала поправка выступавшей следом проректора Пермского краевого института повышения квалификации работников образования Людмилы ГУСТОКАШИНОЙ:
- По последним данным, вы на пятом месте! Чувствуется, что вы понимаете, какой вектор движения задан: от человека знающего – к человеку умеющему, компетентному. И вы идёте этим путём, взяв высокую планку. Ни в одном муниципальном образовании так не попадали в «десятку»: десять ваших педагогов подали заявку на участие в конкурсе «Лучший учитель России» и десять победили!
Согласитесь, после таких слов трудно удержаться от аплодисментов...
Пять первостепенных вопросов
Прежде чем перейти к цифрам минувшего учебного года, Сергей Иванович обозначил вопросы, которые, перетекая в год следующий, становятся для руководителей управления и для педагогов первостепенными:
1. введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей;
2. переход на полное нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений;
3. развитие региональной системы оценки качества образования;
4. развитие сети общеобразовательных учреждений региона, обеспечивающей условия для получения качественного образования независимо от места жительства;
5. расширение общественного участия в управлении образованием.
Чтобы понять, что резервы для их успешного решения у наших педагогов есть, достаточно вспомнить об успехах.
Классный журнал в интернете
Много положительных моментов отражено в докладе о дошкольном образовании. Так, в подавляющем числе детсадов работа велась по программам нового поколения. И качество подготовки к школе заметно выросло: количество ребят, готовых сесть за парту, увеличилось за год с 54 до 82%
В 20 садиках реализовывались программы здоровья, что привело к сокращению количества пропусков по болезни.
Детский сад № 21 «Центр развития ребёнка» стал победителем регионального конкурса среди дошкольных учреждений, работающих по инновационным программам, и получит 100 тысяч рублей на развитие. Из 89 заявившихся на конкурс учреждений победили 30, а 21-й сад в победном рейтинге занял девятую позицию.
Качество знаний школьников в минувшем учебном году выросло на три процента. С 206 до 192 человек сократилось количество второгодников. С учебными программами справились 97,7 процента учащихся.
Заметно продвинулось дело с общественным управлением образованием. Городской родительский комитет, действующий уже пять лет, активно поднимает вопросы защиты прав детей, помощи педагогам.
- Родители в качестве общественных наблюдателей присутствовали при сдаче ЕГЭ, - рассказал Сергей Иванович. – Воочию убедились, что всё проходит на высоком уровне. И это нормально, ведь родители – это заказчики, а мы – исполнители этого заказа. Радует, что в прошлом году создан городской родительский комитет дошкольных учреждений.
Нынче на сайтах школ появились отчёты о проделанной за учебный год работе. С ними могли ознакомиться все желающие. И это лишь начало. Вскоре на сайтах появятся электронные классные журналы и дневники. Тогда у родителей будет ещё больше возможностей быть в курсе школьных событий.
По словам С. Винокурова, разработан и алгоритм создания управляющих советов в школах. И предстоящий год станет поворотным в этом плане.
Дети потеснят управленцев
Проблем начальник управления поднял много, и по реакции зала чувствовалось, что это не дежурные слова докладчика, какие можно было услышать в эпоху застоя. Каждому они были близки и понятны, каждого заставляли задуматься о причинах возникновения трудностей и о путях решения.
Главная проблема в дошкольном образовании – очерёдность. Сегодня лишь 67% лысьвенских семей, нуждающихся в услугах детсадов, могут надеяться на места в них. В очереди – 1100 детей с полутора лет.
Меры, конечно, принимаются. Готовятся к открытию частный детсад № 35, три дошкольных группы в школе № 18. В скором времени здание управления образования снова станет детсадом. Планируется открыть группы кратковременного содержания, причём не только в садиках, но и в учреждениях дополнительного образования и даже в школах.
Ещё один сложный вопрос – кадровый. Сегодня в садиках не хватает 20 воспитателей. В некоторых помощники воспитателей обслуживают сразу две группы.
Что тревожит начальника?
Говорить о проблемах в школе начальник управления начал с качества образования. Самый большой процент неуспевающих наблюдается в школе первой ступени: на второй год здесь остались 107 человек. С одной стороны, по мнению Сергея Ивановича, это хорошо – лучше сразу потерять год, но обеспечить хорошую базу для средней школы, чем двигаться дальше, с трудом перебиваясь с тройки на двойку. А с другой стороны – есть над чем задуматься.
- Если 82% дошкольников готовы к школе, то почему к концу 1 класса появляются второгодники? – спросил он. – Да пришли 200 ребят, которые не посещали дошкольных учреждений. Нынче их будет 180. Но, возможно, в неуспеваемости есть и другая причина.
Особую тревогу руководства образованием вызывает качество знаний старших школьников. Причина очевидна – с 1 сентября 2008 года среднее общее образование стало обязательным. Лидером по числу неуспевающих старшеклассников стала школа № 2 с углублённым изучением предметов.
- Из 15 неуспевающих по городу 13 – из школы № 2, - констатировал Сергей Иванович. – Это значит, что школа не взяла на себя ответственность за качество среднего образования. Не смогла или не захотела индивидуально подойти к каждому, выполнить обязательства по государственным образовательным программам. Есть о чём задуматься руководителям, педагогам, центру научно-методического обеспечения, управлению образования...
Как бы не опоздать!
К 2010 году по всей стране предполагается завершить переход к профильному обучению. В связи с этим вопрос создания автономной школы для старшеклассников встал остро.
- Противников этого много, - признался Сергей Иванович. - Новое всегда воспринимается трудно. Но надо идти в ногу со временем. Мы ничего не собираемся ломать. Изучаем. Но возникает опасение: как бы не опоздать! С 1 сентября в Чусовом откроется новый образовательный центр. Не поедут ли наши выпускники в соседний город, чтобы продолжить обучение в современных условиях, по современным технологиям?
Людмила Густокашина с такой постановкой вопроса не согласилась:
- Ездить в Чусовой вашим детям патриотизм не позволит. Я, родом из Чусового, в это верю, а вы тем более должны!
Кстати сказать, идея создания нового образовательного центра в Лысьве на базе школы № 3 активно обсуждалась ещё три года назад. Но тогда предложение теперь уже бывшего начальника управления образования Николая Парфёнова было принято в штыки. Если бы этого не произошло, то кто знает: может, Лысьва сегодня в этом вопросе обскакала бы весь край. А получилось так, что в передовиках оказались чусовляне, начавшие продвигать идею полтора года назад.
Учеников меньше - проблем больше
Подушевое финансирование школ, о котором так много говорили, надеясь, что решение вопроса отодвинется, дошло и до Лысьвы. С 1 января 2009 года деньги, что называется, «пойдут» за учеником. Финансирование школ будет зависеть от количества в них обучающихся.
Это не может не отразиться на малокомплектных школах. Наибольшие проблемы ждут Кумышанскую, Ломовскую, Мишарихинскую, Шаквинскую школы и школу № 12.
- Работа над поправочными коэффициентами идёт, - говорил Сергей Иванович. – Но надеяться на них мы не должны, нужно готовиться к изменениям.
Лучше работа - больше зарплата
Болезненная тема – оплата труда учителей. И в новом году она будет осуществляться по новому принципу: деньги в обмен на обязательства. То есть, заработок будет напрямую зависеть от конечного результата. И тот, кто добьётся отличного качества знаний у своих учеников, по словам докладчика, сможет значительно увеличить свой доход.
Если в каких-то других вопросах нормативная база не всегда успевает разрабатываться вовремя, то в этом случае методические рекомендации уже есть. Более того, новая система оплаты труда, подразумевающая базовую и стимулирующую части дохода, была опробована в нескольких лысьвенских школах. Не всё, конечно, прошло гладко, вопросы есть, но главное – появилось понимание: лучше работаешь – больше получаешь.
Не просто дать знания, а научить их применять
Сергей иванович уделил внимание ещё многим вопросам: воспитательной, методической работе, дополнительному образованию и т.д. При всём обилии озвученных сложностей и недостатков его выступление можно назвать оптимистичным и позитивным. Этот позитивный настрой поддержала и представляющая Министерство образования края Людмила Густокашина.
Она напомнила, что в 2007-м и в начале 2008 года руководство страны активно формировало новое отношение к образованию. А феврале, будучи ещё Президентом, Владимир Путин поставил цели, которых до 2020 года должны достичь все образовательные учреждения. Он сказал: «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. Путь развития – это путь инноваций. Он связан с масштабным инвестированием в человеческий капитал. Развитие человека – это главная цель и необходимое условие развития современного общества».
Людмила Анатольевна озвучила приоритеты правительства и министерства образования края:
- Самое главное – формирование новой системы оценки качества образования, основанной на развитии способности эффективно применять полученные знания.
Обсуждение вопросов, поднятых на конференции, два дня продолжалось в различных секциях, работа которых была организована на базе школ и центра научно-методического обеспечения. Обсуждали и более узкие вопросы. Например, обновление содержания преподавания предмета, новые учебники, стандарты нового поколения. Но основной интерес вызвали результаты итоговой аттестации, анализ которых был важен и для руководства образованием, и для учителей.
Цифры
В 2007-2008 учебном году лысьвенские детсады посещали 2802 ребёнка. Это 67% от общего количества дошколят.
Школу посещали 8300 детей, которых обучали более 770 педагогов. 82 % ребят учатся в городе. Средняя наполняемость класса составила 19,2 человека.
В кружках, секциях и клубах учреждений дополнительного образования занимались более 4600 школьников.
Три школы и детский сад стали победителями регионального конкурса среди учреждений образования, работающих по инновационным технологиям. 19 лысьвенских педагогов победили в конкурсе «Лучший учитель России». Пятеро учащихся стали лауреатами президентской премии и четверо – губернаторской.
И спросила кроха у ... депутата
27 августа педагоги края собрались перед мониторами, чтобы поучаствовать в интернет-педсовете Пермского края. Первыми с докладами выступили министр образования края Николай Карпушин и начальники отделов министерства.
один из пяти прозвучавших докладов подготовила зам. директора по информатизации лысьвенского лицея № 1 Ирина ВОЖАКОВА. Она говорила о повышении качества образования посредством внедрения информационных технологий.
Практически все докладчики затронули проблему оценки качества и содержания образования. Всего в виртуальном педсовете участвовали учителя из 48 территорий края. Лысьвенцев в ЦНМО собралось 37 человек.
В эти дни на форуме педсовета идёт активное обсуждение вопросов развития образования.
10 сентября состоится видеоконференция для учащихся 9-11 классов. На парламентском уроке они получат возможность задать вопросы депутатам Законодательного собрания Пермского края в режиме онлайн.
Социальные комментарии Cackle