4 сентября «Искра» опубликовала интервью с помощником городского прокурора Сергеем Костиным. Речь шла о нарушениях учетно-регистрационной дисциплины и уголовно-процессуального кодекса в ОВД. Начальник милиции А.Н. Юдин с мнением прокуратуры на этот счет не согласился.
- Самая верная мысль публикации - «Главный критерий оценки работы милиции – степень доверия населения», - сказал Андрей Николаевич. - А вот дальше все сомнительно. Начнем с того, что С. Костин говорит: «Одна из причин высоких показателей нашей милиции – нарушения учетно-регистрационной дисциплины. А порой вольное или невольное сокрытие заявлений и сообщений о преступлениях». Должен заметить, что укрывать заявления от регистрации не имеет смысла. Потому что четыре года назад нашу деятельность в первую очередь стали оценивать не по количеству раскрытых преступлений, а по количеству зарегистрированных обращений граждан. Если их зарегистрировано меньше, чем в предыдущем году, нам ставят неудовлетворительную оценку. У нас нынче рост, хотя по всему Пермскому краю эта статистика в минусе. Но неверный посыл задал тон всей публикации. Надо было выслушать и другую сторону, то есть милицию.
- Тон задали факты, а не посыл...
- Тогда обратимся к фактам. Нарушений помощник прокурора насчитал 393. Я спрашивал его: «Откуда такая цифра?» - «Да вот, мы посчитали...» Но есть ежемесячная государственная статистическая отчетность, которую, кстати, утверждает не только начальник ОВД, но и прокурор. В ней за полугодие значится только десять нарушений учетно-регистрационной дисциплины. Есть нарушения, которые в эту цифру попадают, но их не 393 и они не относятся к учетно-регистрационной дисциплине. И никак не влияют на решения по заявлениям граждан.
А знаете, почему приведено только два примера - по Птицыной и Лисицыной? Потому что других нет. Не зарегистрировали заявление о попытке поджога вот почему. Сообщение принял по телефону не сотрудник дежурной части, а постовой. Что с ним делать, он не знал. Поэтому никому не доложил. За это наказаны сразу три человека. И уголовное дело возбуждено. На место второго преступления милиция выезжала. Но Лисицына заявила, что она никаких мер не хочет, пусть только мужа заберут в вытрезвитель. Это задокументировано. Но не зарегистрировано, потому что признаков преступления не было. В возбуждении уголовного дела отказано. Решение утверждено прокурором. Мы ничего не укрываем. Надо детально вникать в каждый вопрос, и тогда таких публикаций не будет.
- То есть, помощник прокурора не вник?
- Я не знаю, кто не вник. Но часть фактов не соответствует действительности. Возьмем вторую цифру. По отказным материалам милиции прокуратурой якобы возбуждено 159 уголовных дел. Всего было отказано по 2458 материалам. 162 постановления об отказе (разница незначительная) действительно отмены. Но из них по инициативе прокуратуры – только семь. Остальные отменяли по моей инициативе. Почему? Потому, например, что судебно-медицинская экспертиза производится в течение тридцати суток. А срок принятия решения по каждому заявлению и сообщению – десять дней. Когда медицинское заключение приходит, мы ходатайствуем перед прокурором об отмене отказа. И возбуждаем дело опять. Сами не можем отменить - только прокуратура. Получается, что мы приняли 159 незаконных решений. Но это не так. Интервью получилось однобоким. Речь идет о милиции, а ее комментария нет.
- Вы только что все прокомментировали. Но, надеюсь, понимаете, что в связи с вашим комментарием мне придется задать несколько вопросов С. Костину...
Сергей Николаевич, ознакомившись с позицией начальника ОВД, сообщил:
- Никакого искажения опубликованных в предыдущем материале статистических данных нет. И расхождений с Андреем Николаевичем не вижу. Потому что он намеренно или нет говорит совсем о другом. Прокурор действительно подписал отчет, о котором он сказал. Но в нем фигурируют десять СКРЫТЫХ ОТ РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРОИСШЕСТВИЯХ. Я же назвал 393 выявленные прокурорским надзором нарушения закона органом дознания при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях на досудебной стадии уголовного судопроизводства. А это не одно и то же.
За первую половину текущего года возбуждено 162 уголовных дела после отмены постановлений об отказах в возбуждении, вынесенных опять же органом дознания. Данные факты расцениваются как нарушение требований УПК РФ, поскольку при дознании можно отказать в возбуждении только при отсутствии для этого оснований. А они были.
Если читателям интересна деятельность прокуратуры в области надзора за исполнением закона ОВД на досудебной стадии уголовного судопроизводства, за обеспечением конституционного права граждан на доступ к правосудию, готов ее осветить и дать информацию о состоянии законности в указанной сфере за три квартала.
От редакции
В последние месяцы в редакцию поступает много писем с жалобами на бездействие милиции. Особенно - в отношении краж из домов и гаражей. Два таких письма редакция напечатала. ответы на них А.Н. Юдина будут опубликованы на следующей полосе «Правопорядок» - 25 сентября.
Социальные комментарии Cackle