Если услуги нет, платить за неё потребитель не обязан
25.09.2008Елена Палкина, помощник прокурораКонсультацииЗащита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг стала особенно актуальной в связи с ростом цен на эти услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения. Сегодня городская прокуратура рассказывает читателям «Искры», что считать нарушениями их потребительских прав и как надо на это реагировать.
Опираться нужно на утвержденные правительством правила предоставления коммунальных услуг гражданам, а также на договор, заключенный с исполнителем. Именно эти документы определяют порядок, условия, объемы и качество обслуживания. Чаще всего люди жалуются на отсутствие горячей или холодной воды, а также тепла. То есть, говоря юридическим языком, на перерывы в предоставлении услуг. Причем их заставляют платить за отсутствующие услуги. Поэтому следует знать: когда перерывы в предоставлении услуг связаны с ремонтными и профилактическими работами, а также с работами по подключению новых потребителей, со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, они не являются основанием для изменения размера оплаты. Если их продолжительность не превысила установленную норму. Снижение оплаты не производится и тогда, когда перерыв связан с устранением угрозы здоровью и жизни граждан, с предупреждением ущерба их имуществу.
Если к вам в дом поступает некачественная вода или ее не подают вовсе, если батареи едва согревают жилье, необходимо уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сообщить можно письменно или устно (в том числе по телефону). При этом необходимо назвать свое полное имя и точный адрес проживания. Диспетчер, принявший заявку, обязан сообщить вам свою фамилию, имя и отчество, регистрационный номер заявки и время ее приема. Когда ему известны причины, по которым произошел сбой, он обязан немедленно проинформировать вас об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Когда диспетчеру неизвестны причины сбоя, он обязан согласовать с вами точное время и дату проверки неполадок. По ее результатам составляется акт, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Он составляется в двух экземплярах, один из них передается вам, второй остается у исполнителя. Если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению, они определяют новое время и дату оценки коммунальных услуг. В указанный срок приглашаются представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки составляется еще один акт. В нем указываются нарушения параметров качества услуг, время и дата, в которые они произошли. Он подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Акт могут также подписать представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. Этот акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Потребитель коммунальных услуг помимо уменьшения размера платы за такие «услуги» имеет также право:
- требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, а также проживающих совместно с ним лиц;
- требовать компенсации морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- требовать устранения выявленных недостатков в установленные договором сроки;
- не производить оплату коммунальных услуг за период их непредоставления.