Учитель требовала в обмен на дневник деньги
04.10.2008Лариса Гориченко, младший советник юстиции, старший помощник прокурора.ПравопорядокКак показал мониторинг Генеральной прокуратуры, среднее образование практически везде становится для родительских кошельков разорительным.
Директора школ требуют денег за ремонт, техническое оснащение классов, охрану и многое другое. А ведь сеять разумное, доброе, вечное Конституция РФ и законодательство обязывают бесплатно.
По данным опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в преддверии начала учебного года, в среднем по России родители будущих первоклашек платят на школьные нужды 835 рублей. Еще около 700 рублей составляет добровольный спонсорский взнос. Характерно, что отчет, куда и как потрачены средства, получить практически невозможно. Зато в некоторых школах страны введены даже специальные штрафы для родителей, которые не хотят помогать материально.
Уставы и другие локальные акты общеобразовательных учреждений содержат незаконные положения о денежных поборах с родителей под видом благотворительной помощи и добровольных пожертвований, о тестировании при приеме в учебные заведения, об отчислении из них. Такие нарушения выявляются органами прокуратуры почти во всех регионах страны. А в Пермском крае два школьных директора за поборы с родителей учеников попали на скамью подсудимых.
В июне в лысьвенскую прокуратуру обратилась мама учащегося 8-го класса школы № 16. Сообщила: в конце мая он подошел к классной руководительнице, чтобы получить дневник с итоговыми оценками. Она ему сказала: «Я его не выдам, потому что ты и твоя семья не платили в течение учебного года в фонд школы, в фонд класса, за ремонт заведения и за его охрану». Я вызвала классного руководителя. Она этого не отрицала. И добавила: «Он единственный в классе не платит. Вот и решила получить деньги таким образом. Я не сама это придумала - директор с меня требует. И говорит: «Если не платят, проводите с учащимися и родителями разъяснительную работу, рассказывайте о наших нуждах». Прокурор города направил в школу представление о нарушении закона. Приказом директора классная дама от руководства учащимися отстранена, ей объявлен выговор. Начальник управления образования объявил директору замечание.
В этом году в прокуратуру снова поступает информация о поборах. Причем не только в школах. На днях у меня был родитель ребенка, воспитывающегося в детском саду № 11. Рассказал: деньги продолжают требовать. Я эту жалобу буду проверять. Но уже сейчас могу сказать: подобное происходило в том саду не так давно. Педагог по рисованию решила, что все дети должны рисовать одинаковыми красками. И заставила принести родителей по 60 рублей. Я спросила ее: «А как вы докажете, что деньги издержали только на краски?». Она достала из карманов гору каких-то чеков: «Вот мой отчет». А вскоре с родителей затребовали еще по 10 рублей. Оказывается, поломалась стиральная машина. А причем дети и родители?
В последнее время на ремонт школ и детских садов выделяется немало средств. Однако привычка собирать деньги оказалась живучей. В Перми, к примеру, решили, что зарплата директора школы будет зависеть от жалоб на поборы. Пора такую систему ввести и у нас. По моему опыту, наверное, девяносто процентов руководителей школ и детских садов вынуждены обращаться к родителям. Но ведь это можно делать грамотно и абсолютно законно: не устанавливая конкретный размер взноса, заключив договор с родителями и получая деньги не из рук в руки, а на банковский счет. При этом необходимо вывесить в вестибюле школы информационную доску, на которой сообщать, куда и как потрачены средства.
В заключение хочу заметить: в закон “Об образовании” подготовлены новые поправки. Согласно им за поборы в школах и вузах, а также за немотивированный отказ в приеме на учебу, для должностных лиц предусмотрены штрафы от 20 до 50 тысяч рублей, а также их дисквалификация до трех лет. Думаю, комментарии к этим поправкам излишни. Хочется обратиться и к родителям: если вы заплатили, но не стали жаловаться, что мы можем сделать? Ничего...
Лариса Гориченко, младший советник юстиции, старший помощник прокурора.
Социальные комментарии Cackle