Информация о социальных карточках и ценах на продукты питания первой необходимости в Чусовом вызвала ответную реакцию у специалистов отдела по торговле и услугам администрации района. Руководитель отдела Эдуард ФРЕЗЕ дал задание собрать данные и сравнить стоимость упомянутых в заметке продовольственных товаров в крупных лысьвенских торговых предприятиях с ценами Чусового.
В отделе посчитали: информация весьма субъективна и не отражает объективной ценовой картины, сложившейся на потребительском рынке двух городов-соседей.
Какова она, нужны ли Лысьве социальные магазины и в каком направлении развивается торговое обслуживание города и района – на эти и другие темы наш разговор с начальником отдела Эдуардом ФРЕЗЕ.
- Извечный спор между двумя городами – кому живется веселее, вольготнее, сытнее, похоже, нескончаем. Чусовляне завидуют лысьвенцам, мы восторгаемся их условиями жизни. Может ли, на ваш взгляд, Эдуард Давидович, в условиях инфляции и конкуренции разительно отличаться уровень торговли двух близлежащих территорий?
- Разительно – нет. Нюансы в организации какие-то есть, но не в ценах, тем более на продукты первой необходимости. Чтобы не быть голословными, мы специально собрали ценовую информацию на некоторые группы товара в чусовских магазинах. Отдельно взяли супермаркет «Монетка». Посмотрели динамику цен и в лысьвенских известных торговых предприятиях. Анализ показал: в среднем цены в том и другом городах мало чем отличаются друг от друга. Возьмем, к примеру, стоимость килограмма гречневой крупы. «Монетка» торгует по 19-90. «Грин» (Лысьва) - по 19-50, «Весна» - по 18-50, «Дебют» - по 19-50, торговая сеть «С» - по 19-40.
Масло подсолнечное. В «Монетке» за него надо выложить 78 рублей 50 копеек. В среднем бутылка масла в Чусовом стоит 70 рублей. У нас «Грин» и «Лидер» торгуют им по 72 рубля, магазин № 32 – по 76, «Бионт» - по 75, «Дебют» - по 70 руб. 70 коп., торговая сеть «С» - по 77. Где вы видите большую разницу? Давайте посмотрим стоимость килограмма сахарного песка. В «Монетке» его цена 19-90. В среднем в чусовских торговых предприятиях – 23 рубля. В «Грине» -20-90, в «Весне» - 21-50, в «Лидере» – 21. В других магазинах есть и по 22, и по 24 рубля за килограмм.
Решили узнать, почему в «Монетке» дешевле. Оказалось, это маленькая хитрость организаторов торговли. Цена - 19 рублей 90 копеек за килограмм – это стоимость нефасованной продукции. С фасовкой она возрастает до 24 рублей. Вот так!
Хочется сказать о цене яйца. В «Монетке» она действительно ниже, и значительно. Почему? «Монетка» - торговая сеть Екатеринбурга. Производство и реализация яйца в Свердловской области в основном идет в коопобществах. Согласно законодательству члены потребкооперации имеют право приобретать продукцию, произведенную в коопобществах, без НДС. Вот почему яйцо у них продают по 23-24 рубля за десяток, а у нас цена перевалила далеко за тридцать.
Посмотрим ценовой расклад макаронных изделий и мясных консервов. Во-первых, цена зависит от сортности товара. Продукт высшего сорта по цене первого никто вам не продаст. Во-вторых, нужно учитывать, кто произвел те же консервы и из какого сырья. В-третьих, объем продукции в банке. Почему-то покупатели часто не обращают внимания на этот показатель, а смотрят только на цену.
Стоимость мясных консервов в Чусовом колеблется от 34 до 40 рублей за банку. В Лысьве можно купить баночку и за 27 рублей, и за 54. Производителей этой продукции много. Как тут сравнивать? Если вы хотите купить дешевые консервы, не рассчитывайте на высокое качество. Если вы отдали за банку 50 с лишним рублей, значит, приобрели товар, отвечающий вашим требованиям. Каково качество товара – такова и цена. Это общеизвестная истина.
- В последнее время опять пошли разговоры о социальных продовольственных магазинах и специальных карточках для малоимущих. Не знаю как вам, а мне, например, эта идея не нравится. Практика показала и доказала: все, что связано с распределением и нормированием - прямой путь к расцвету коррупции и воровства. А как вы, Эдуард Давидович, на это смотрите?
- Я внимательно проанализировал расклад цен на товары первой необходимости на потребительском рынке Чусового и Лысьвы и считаю: говорить о том, что нам необходим социальный магазин, нет смысла. Товар в наших магазинах не дороже, чем у соседей. По цене он рассчитан и на самого бедного, и на самого взыскательного покупателя. Тем более, что ритейл* «Монетка» собирается и к нам в Лысьву. Его менеджеры заключили два договора - с торговым домом «Эстер» и с торговым домом «Алиса».
У нас появились два супермаркета – «Виват» и «Добрыня». Кстати, они сильно повлияли на торговые обороты магазина «Центральный», и он вынужден свернуть розничную торговлю. На его площади возвращается «СемьЯ». Эти торговые сети ориентированы на покупателей с разными доходами. «Монетка» работает с категорией как обеспеченных граждан, так и эконом-класса и ниже. «Семья» рассчитана на более состоятельного покупателя. Такие торговые предприятия берут сервисом и качеством товаров. Согласитесь, в Лысьве представлен широкий спектр торговых услуг и товаров для разных категорий потребителей. Попросту говоря, какой у тебя карман - такой магазин и выбирай.
- Я бы добавила: нужно внимательно следить за торговой рекламой. Магазины и торговые сети в настоящее время активно проводят разного рода акции и делают скидки на определенные группы товаров для пенсионеров и людей небогатых. Надо этим так же активно пользоваться.
На фоне развития современных форм торговли, открытия новых торговых центров, «захода» на территорию известных ритейловских брэндов Перми и Екатеринбурга как, по-вашему, будет выживать мелкорозничная торговля, которая пользуется у лысьвенского покупателя все еще большим спросом?
- Я бы сказал так: ее век заканчивается. И вся законодательная база направлена на то, чтобы перевести уличную и базарную торговлю в нормальные магазины. К этому я готовлю предпринимателей, занимающихся мелкой розницей. В начале моей работы в должности руководителя отдела на центральном рынке был инцидент. Помните, уже тогда мы говорили с торговцами о том, что их время уходит, уличная торговля отработала свое, и нужно переводить бизнес на другой уровень.
Да, надо сказать ей «спасибо», ибо в середине 90-х, когда экономика переходила на рыночные условия, именно она спасла потребительский рынок. Но, как говорится, мавр сделал свое дело - мавр должен уйти.
Сегодня на рынок заходят мощные торговые сети. «Мелкая розница» конкурировать с ними не сможет: она вымрет. Последний пример. Когда в «Эстере» попросили мелких торговцев освободить площади, они стали жаловаться. Мы им объяснили: чем мы-то вам поможем? Вы - предприниматели, и почему государство должно решать проблемы вашего бизнеса?
Знаете, больше года веду разговор с предпринимателями, занимающимися мелкорозничной торговлей. Говорю: мол, заканчивайте работу. Законодательство меняется. Закон «О рынках» - первая ласточка. Вот-вот появится закон «О торговле», в котором будут прописаны еще более жесткие условия и требования к уличной торговле. А сколько шума было, когда приняли решение освободить улицу Смышляева от палаток! Не хотят верить в то, что эра уличной торговли кончилась.
- Как вы относитесь к ворчанию некоторой категории лысьвенцев: дескать, к чему строить так много торговых центров, лучше бы жилье на эти деньги возводили?
- Жилье – это хорошо. Но это тема совсем другого разговора. Инвестор лучше знает, во что ему вкладывать деньги. Что касается строительства торговых терминалов. Недавно на совещании в краевом правительстве именно об этом шел разговор. В Перми и в других городах тоже есть такие «ворчуны». Но это к слову.
Итак, как развивать торговлю? Как понять, мало в данном районе магазинов или много? Есть старая норма, разработанная еще в советское время. Согласно ей на 1000 жителей должно быть 280 квадратных метров торговых площадей. Сегодня в Перми на 1000 человек приходится 400 кв. м, а в Германии, например, поставлена задача: на 1000 жителей должно быть 1000 кв. м торговых площадей. Шаговая доступность. В Лысьве, думаю, недалеко от первой нормы ушли.
Мое мнение: чем больше магазинов, тем лучше для народа. Это же конкуренция. Она помогает если не снижать, то хотя бы держать цены на одном уровне. Борьба за покупателя – разве это плохо для нас всех? Ее основные методы - сервис и цена. То, что нас всех устраивает.
- С этим трудно не согласиться. Но сегодня все развитие сосредоточено в центральной части города. У нас есть окраины, где павильона не встретишь. За литром молока люди едут в центр...
- Увы, это проблема любого города. Думаю, понятно, почему торговля концентрируется в центре. Продавец идет туда, где наибольший поток покупателей. Окраина ему невыгодна, он не возьмет на ней тех оборотов, которые есть в центре. Однако хотелось бы от цивилизованной торговли в центре перейти к развитию ее и на окраинах. Но сегодня у нас и в центре еще дел много. Самое некрасивое место – рынок на улице Смышляева. Его надо приводить в порядок. А вот пустующую нишу на окраине вполне может занять мелкорозничная торговля. Она доступнее и ближе к небогатому потребителю, живущему на окраине.
Социальные комментарии Cackle