Труп пострадавшего случайно обнаружил милиционер. Рано утром 8 августа прошлого года он ехал на машине по безлюдной улице Строительной. Возле школы №17 заметил дымящуюся кучу мусора. Приблизившись, увидел, что из нее торчат человеческие ноги. Разбросав тлеющий картон, обнаружил мужчину, который не подавал признаков жизни.
По словам матери, злоупотреблять спиртным Александр начал с 18 лет. Позднее пытался вылечиться от алкоголизма, но безрезультатно. К 25 годам окончательно сошел с круга – забросил работу, стал воровать и пропивать домашний скарб. Чтобы вовсе не лишиться имущества, родители выставили его из дому. Оставшись без крыши над головой, больше года спал, где придется, перебивался сбором металлолома. Вот и в тот вечер нес на плече обрезок металлической трубы. И на свою беду повстречал компанию из трех подростков и двадцатилетнего Дениса Расторгуева.
- Ты зачем ее с нашего пепелища украл? – остановил его вопросом нетрезвый Денис, давая понять, что сейчас разберется с вором. – Мало того, что дом спалил, так еще и пожарище «бомбишь»?
- Трубу я на родительском огороде подобрал, - ответил ему Саша, отступая назад. - А дом ваш не поджигал.
- Ладно, не дрейфь, давай-ка лучше пивка вмажем, – Расторгуев с притворным добродушием протянул ему баллон с напитком.
Александр отхлебнул из него самую малость - только для того, чтобы Денис отвязался. Однако угощавший имел другие намерения: ему нужен был повод и объект для драки. И он стал на разные лады убеждать себя и других, что его дом сжег именно бомж, а теперь еще и грабит кострище. Понимая, чем это чревато, Саша кинулся наутек. Детина догнал его и сбил с ног.
- Расторгуев не давал бомжу встать, избивал его часа два с перерывами, - говорил на допросе один из свидетелей. - Сколько он нанес ему ударов, сказать не могу, но, на мой взгляд, больше сотни. Когда тот переставал шевелиться, он «отдыхал». Как только начинал двигаться, избивал снова. Напоследок встал на него и начал прыгать. Потом пощупал пульс на шее лежавшего и пошел через дорогу к мусорным контейнерам, сказав: «На горле остались мои отпечатки». Принес несколько картонных коробок, обложил ими тело и подпалил».
Судебные медики установили: у пострадавшего - тупая сочетанная травма головы, груди и живота с кровоизлиянием под оболочку мозга, сломано по нескольку ребер справа и слева грудной клетки, порвано легкое, печень и толстая кишка разорваны в нескольких местах. Повреждения находятся в прямой причинно-следственной связи с его смертью. Признаков реакции кожи на термические воздействия не обнаружили, что свидетельствует о посмертном воздействии пламени на тело.
Раскрыть преступление оказалось не так-то просто. Подростки, на глазах которых оно произошло, утверждали, что ничего такого не видели и не знают. Лишь через несколько месяцев, когда им объяснили, что за сокрытие злодеяния существует уголовная ответственность, начали давать показания. Рассказывает следователь лысьвенского следственного отдела при прокуратуре РФ Марат Закиров:
- Расторгуев поначалу назвал мне всех свидетелей, рассказал такие детали, которые мог знать только он. И я все очень подробно записал, потому что предполагал: обязательно откажется от своих слов. Так и получилось. К тому же еще заявил адвокату, что признания получены под давлением. В последнее время появилась такая тенденция: сокамерники в следственном изоляторе не жалуют тех, кто сотрудничает с правоохранительными органами. Поэтому чаще всего те идут на попятную. А Расторгуев к суду даже придумал себе алиби: мол, в то время, когда произошло убийство, находился дома, и родители это подтвердят. Но они не подтвердили...
- У него только шесть классов образования. Он адекватен?
- Образование он получил в коррекционной школе. Однако достаточно развит и нормален. Это установила и психиатрическая экспертиза: «В момент совершения преступления и в настоящее время Д. Расторгуев осознавал и осознает фактический характер и общественную опасность своих действий. Он руководил и руководит ими, правильно воспринимает обстоятельства, имеющие значение для дела». Но интересно другое: на него заведено еще несколько уголовных дел. Одно из них - по поджогам жилья.
В следственном отделе при ОВД сообщили: Расторгуев дал признательные показания в поджоге двух домов, за ним числятся и другие преступления, которые предстоит доказать.
Но за убийство его уже осудили. Рассказывает юрист второго класса, помощник прокурора Елена Палкина, поддерживавшая государственное обвинение на заключительном этапе процесса:
- Расторгуев так и не признал себя виновным. Его аргумент: меня оговаривают. Даже когда ему объяснили, что не может такое количество свидетелей (а их было около десятка) сговориться, он продолжал стоять на своем. Эти доводы суд признал надуманными. Как и его утверждения о том, что явку с повинной написал под давлением сотрудников милиции: он не смог назвать или описать внешность ни одного из них. Приговор суда: десять лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Социальные комментарии Cackle