Как коллектив ЗАО «Полистил» заканчивает год в условиях финансового кризиса, и какие у него перспективы на ближайшие полгода? Об этом и о многом другом - наш разговор с исполнительным директором Андреем Туневым.
Андрей Васильевич Тунев. Три высших образования: Высшее летное училище, Уральский экономический университет, Академия народного хозяйства. На «Полистиле» начал работать в 1992 году - оцинковщиком. В 1997 году - финансовый директор, с 2005 года – исполнительный директор. Депутат Думы Лысьвенского городского поселения первого и второго созывов. Женат. Сын – студент Уральского государственного технического университета (УПИ), дочь – школьница.
- Андрей Васильевич, начнем с того, что для понимания большинства читателей газеты обозначим новый статус ЗАО «Полистил». У многих остается представление, что «Полистил» - по-прежнему структурное подразделение ОАО «АК ЛМЗ» и это единое целое предприятие.
- Лысьвенский металлургический завод и ЗАО «Полистил» входят в группу компаний «Инсаюр» как отдельные предприятия. У нас свои планы и задачи, своя форма управления.
Но полностью себя от АК ЛМЗ мы не отделяем. Де-юре никакого отношения к ней не имеем, де-факто у нас есть совместные программы, общий профсоюз. Кроме того, с компанией разработаны социальные проекты. Проводятся общие спортивные, культурные мероприятия, и полистиловцы в них активно участвуют. Мы всегда были одним целым с компанией. Тем более, собственник предприятий один – группа компаний «Инсаюр».
- Новые собственники завода сделали главную ставку в бизнесе здесь, в Лысьве, на производстве электрооцинкованного проката и металла с покрытием. В текущем году были приняты серьезные экономическая и инвестиционная программы, которые, как показывают обнародованные итоги 9 месяцев, выполняются неукоснительно. Хотелось бы подробнее узнать, что из запланированного уже сделано, а чему помешал кризис? И помешал ли?
- О кризисе поговорим отдельно. На мой взгляд, здесь больше массового психоза, чем реальной и страшной угрозы. Что у нас? В 2006 году в «Полистиле» разработали программу экономического развития сроком на три года. Её бюджет - порядка полутора миллиардов рублей. В этом году планировалось освоить на модернизации 700 млн. рублей. Цель программы – удвоение производственных мощностей «Полистила», в том числе удвоение выпуска окрашенного и автомобильного листов.
В ее рамках прекратился выпуск хромированной лакированной жести. В августе прошлого года мы произвели последнюю тонну, в августе этого – продали последнюю тонну. Агрегат № 31, на котором осуществлялось это производство, будет перепрофилирован на выпуск автомобильного листа шириной до 1600 мм. Подписан контракт с бельгийской фирмой «СМI» на поставку современной технологии и оборудования. В результате к концу 2010 года мы должны выйти на общий объем производства металла 550 тысяч тонн в год.
Теперь об инвестициях и кризисе. В рамках принятой инвестиционной программы вложения нынче составили более полумиллиарда рублей. Остальные деньги - в плане, пересматривать который никто не собирается. Открыта кредитная линия на 300 млн. рублей. Платежи идут по утвержденному графику, и фирма, выполняющая условия контракта, получит их по графику в 2009 году.
Корректирует ли все эти дела разразившийся кризис? Я бы его отсчет вел не с лета, а с начала текущего года. В марте-апреле наши поставщики - крупные металлургические комбинаты (Липецк, Магнитогорск, Череповец) - подняли цены на свою продукцию, причем значительно. Нам пришлось перестраивать работу на ходу. Поверьте, это непросто. Но мы выстояли. Экономическую программу года закончим нормально – осталось выпустить порядка 10 тысяч тонн металла. Надо учитывать: нам в текущем году пришлось параллельно заниматься и реконструкцией, и выпуском продукции. Это было достаточно сложно. Я бы уходящий год оценил так: с одной стороны – напряженный, с другой – успешный по рынку. Если посмотреть динамику последних лет, видно, что ежегодно «Полистил» «прирастал» на рынке на 15-20%. Нынче меньше – порядка 8%. В следующем расчет сделан на уровне 11%.
Что касается кризиса, у нас ситуация тоже непроста. Может быть, не столь обострена, как на других предприятиях города. Да, есть вопросы, связанные с нашими потребителями, у которых упали продажи, - они затоварились и сейчас «подчищают» свои запасы. Больших неплатежей нет - они в рамках норматива. Был период в октябре, когда у дилеров «АвтоВАЗа» доступ к финансовым ресурсам оказался ограниченным. Менеджмент «АвтоВАЗа» пошел на хороший, на мой взгляд, шаг. Для поддержания своего бизнеса он вышел в Правительство РФ с просьбой предоставить им кредитные ресурсы, и за счет их они профинансировали продуктовую цепочку – рассчитались с поставщиками, дали дилерам рассрочку платежей до сорока дней. Таким образом, проблемы октября сейчас частично решены.
- И, тем не менее, информация о ситуации в отечественном автопроме идет тревожная. Остановлен конвейер на «КамАЗе», упал объем продаж как импортных, так и отечественных автомобилей в целом по стране. Вы не боитесь затоваривания рынка «автовазовской» продукцией? По цепочке это серьезно заденет и ваш бизнес?
- Нет, не боюсь. «АвтоВАЗ» спокойно и уверенно работал в этом году. Прирост к прошлому периоду - 5-7%. В следующем году они, возможно, и снизят объемы, но на небольшой уровень. Думаю, ситуация у них не так плоха, как кому-то хотелось бы ее видеть. По крайней мере, заявку на автолист они сделали на уровне 2008 года.
ЗАО «Полистил» по-прежнему закрывает потребность отечественного автопрома в холоднокатаном электрооцинкованном листе на 80%. Но мы прекрасно понимаем: на одном «АвтоВАЗе» наши возможности ограничены. Надо выходить на других потребителей. Сейчас активно ведутся переговоры с «Volkswagen». Высылали им образцы нашей продукции, и по ним уже получено предварительное заключение. У нас идут переговоры с «Renault». Мы рассчитываем, что автокомбинаты, которые строятся в России, к 2010-2013 году будут в числе наших заказчиков. В Калуге возводятся мощности по выпуску «Volkswagen», реализуются проекты по сборке на территории России машин известных фирм - «Toyota», «Mitsubishi». Приезжал представитель «Ford», интересовался нашими возможностями. Надеюсь, со временем все они придут к нам. Завязываются контакты с Горьковским автозаводом – они смотрят металл под новую марку автомобиля. В общем, перспектива есть.
- А конкуренты? Или вы по-прежнему остаетесь единственным производителем холоднокатаного электрооцинкованного листа в России?
- Не только в России, но и в СНГ. Горячеоцинкованный металл с полимерными покрытиями производят и на Магнитке, и на Череповецком меткомбинате. Но рынок металла достаточно конкурентный. На нем ощущается большой дефицит стали с покрытием. Потребность в ней за последние пять лет растет процентов на 15 в год, и спрос не закрыт. Особенно в строительный сезон. Поэтому в настоящее время большие поставки на российский рынок делают Украина, Караганда, Китай, Европа. Но у нас есть определенные преимущества, в том числе и по качеству. Наш металл более пластичен, неплохо поддается штамповке.
- Кстати, о строительном рынке. Кризис в первую очередь ударил по этому сектору. Думаю, массовым психозом здесь не пахнет, ибо многие строительные фирмы сидели на кредитной игле. Когда вы просчитывали программу на следующий год, учитывали возможность большого снижения объема строительства?
- У нас на следующий год планируется как раз рост для этих потребителей. За счет появления дополнительных мощностей сможем в новом году обеспечить заказы, которые не обеспечили в текущем. Никто не сомневается: первый квартал будет очень сложным, а первое полугодие - хуже, чем первое полугодие уходящего года. С другой стороны, подвижки, которые начались в строительстве, в том числе жилищном и дорожном, никто без внимания не оставит. Возможно, кто-то объемы и уменьшит. Я бы сказал так: не будет такого роста, какой наблюдался в последние три-четыре года. Но государственные программы как на федеральном, так и на региональных уровнях все сохраняются, в том числе программа по жилью. Крупные игроки на рынке, которые жили на кредитах и у которых деньги кончились, не закрыли проекты – они их приостановили. Сейчас ждут, когда цены на материалы снизятся настолько, чтобы было выгодно продолжать строительство. Это абсолютно правильное решение.
В ноябре в Москве прошла очередная выставка «Металл-Экспо». В разгар кризиса у нашего стенда посетителей было в полтора раза больше, чем в прошлом году. О чем это говорит? О том, что интерес к продукции «Полистила» есть. Кто ее покупает, не сомневается: она потребуется, и в еще больших объемах.
Цены на металл продолжают снижаться, но нам от этого не хуже. Прогноз, который делают аналитики по нашему рынку, обнадеживает. Думаю, все прояснится к маю-июню. Сейчас больше чем на квартал планировать что-либо невозможно. До конца первого полугодия будет некоторый спад, а дальше все рассчитывают на плавный подъем.
Новый год ожидается, безусловно, сложным, конкуренция возрастет, в том числе со стороны монстров-комбинатов. Наша задача – оперативно реагировать на ситуацию. Мы не так велики, как крупные меткомбинаты. Быстрее перестраиваемся, маневрируем, не чураемся мелких заказов. Модернизация, которую проводим, направлена на то, чтобы брать небольшие заказы и с хорошим качеством их выполнять.
- Андрей Васильевич, несколько слов о персонале. Как я поняла, вы пока никого сокращать не собираетесь, менять графики рабочей недели - тоже?
- Чем хорош кризис? Экономика в хороших условиях начинает обрастать «жирком». Многие предприятия, поскольку было хорошо, начали позволять себе немножко лишнего. Тратить деньги, брать лишних людей...
- Пиар-группы, открывать свои газеты...
- Да-да. В чем преимущество «Полистила»? Мы с 2005 года занимались оптимизацией персонала. Штат с 2005 года снизился на 15% и это при растущих объемах. «Жирка» у нас нет. В 2009 году планировали увеличить численность на 50 человек за счет того, что будет вводиться новое оборудование. Сейчас это решение приостановили до второго полугодия.
Второй момент. Придется предпринимать некоторые действия, чтобы снизить нагрузку на экономику предприятия. Сокращенная рабочая неделя будет вводиться, но неизвестно, в каком формате. Постараемся максимально использовать этот период на плановые отпуска. Воспользуемся ситуацией и займемся ремонтом оборудования - тем, чего не могли себе позволить при очень плотной загруженности последние года два. С этой точки зрения первый квартал должен пойти нам на пользу.
- Идея строительства литейно-прокатного модуля не похоронена?
- Нет. Переговоры с американскими партнерами продолжаются. Летом этого года к нам приезжали американцы, знакомились с площадкой. Собственники ведут переговоры. Понятно, что в связи опять же с кризисом реализация принятия решения может сдвинуться. Но все понимают: потребность в собственном подкате у нас огромна и при возрастающей конкуренции на рынке это наш существенный недостаток. Подкат нам нужен, и акционеры занимаются этим вопросом энергичнее и конструктивнее, чем в предыдущие годы.