Не надо быть пророком, чтобы утверждать: наркоман способен на что угодно. Именно этой мыслью была продиктована статья «Пусть только попадется мне – я его убью», напечатанная в «Искре» 13 ноября. Не прошло и недели после опубликования, как ее «герой» Сергей Целоусов, отпущенный из-под стражи, снова напал на свою бывшую гражданскую жену.
Наташа живет с матерью, ее отец - отдельно от них. 17 ноября, вечером, он позвонил дочери и попросил прийти: мол, сердце сильно прижало. Как теперь понимает молодая женщина, он сделал это по просьбе Сергея. Потому что, придя к родителю, не застала его в квартире. Ее обратный путь лежал возле дома Целоусовых. Там бывший муженек и подстерег ее. Со словами: «Тебе жить надоело?» силой затащил в жилье. Здесь отобрал сотовый телефон, раскурочил его, чтобы не могла позвать на помощь, а потом начал допрос с пристрастием. Чем бы он закончился, если бы не появился его отец и не освободил девушку от рассвирепевшего сына, неизвестно. Произошло это через несколько часов после того, как Наталья и ее мать побывали на беседе у подполковника милиции начальника ОВД Андрея Юдина. И вот в его кабинете ваш корреспондент.
- С чего начнем разговор? – спрашивает Андрей Николаевич. – С душевной недостаточности, как выразилась газета, нашей милиции? Или с неадекватного поведения пострадавших?
- А разве таковое было?
- И дочь, и мать в общении с нашими сотрудниками очень агрессивны.
- Их можно понять: бывший муж и зять до сих пор на свободе. А после всего того, что он натворил, они попросту боятся за себя и ребенка.
- Можно понять и дежурного по разбору, на которого они жаловалась. Ему за смену приходится сталкиваться с полусотней подобных дел. Не хватает ни времени, ни нервов. А их поведение (обе приходили ко мне на прием 17 числа) говорит о том, что они сразу были настроены предвзято. Им даже бумага, которую дала секретарь, чтобы написали заявление, не понравилась: она, видите ли, серая, а не белая.
- Когда в течение двух месяцев преследует наркоман, а милиция не берет под защиту, не захочешь да станешь предвзятым.
- Во-первых, милиция помогла - нашла и вернула мальчика. Во-вторых, Целоусов находится под следствием. Значит, процессуальный механизм включен и работает. В-третьих, за это время мы задерживали Целоусова шесть раз на 48 часов. Отправить его под стражу на более долгий срок у нас нет оснований: угроза убийством не является тяжким преступлением и не предусматривает жестких санкций. Применяется главным образом подписка о невыезде. Кроме того, в таких семейных ситуациях нередки случаи, когда пострадавшие из чувства жалости или по другим причинам идут на попятную - забирают заявления. И арест становится вдвойне незаконным. К тому же, как показывает судебная практика, лишь один-два процента обвиняемых в этих злодеяниях получают реальное лишение свободы, остальные – условное.
- Неужели «домашним террористам» так вольготно живется?
- Возможность отправить их за решетку есть: надо по каждому случаю угроз писать отдельное заявление. Сработает принцип: одно заявление – один судебный процесс. Когда таких заявлений и приговоров об условном наказании будет несколько, станет очевидным, что человек опасен для общества. И его изолируют.
- Выходит, Наталье придется ждать еще нескольких нападений?
- Вовсе нет. Ей сразу надо было написать ходатайство о том, чтобы Целоусова взяли под стражу, потому что он создает угрозу ее семье.
- Почему же Наташе этого до сих пор никто не объяснил?
- Когда Тетюева была у меня на приеме, я об этом сказал. И она его написала.
- А до вас в течение двух месяцев сказать было некому?
- Вообще-то, когда против Целоусова возбудили уголовное дело, ее признали потерпевшей. И под расписку объяснили права и обязанности пострадавшей стороны. Но она ими не воспользовалась. Не владеет правовыми знаниями, но адвоката не наняла. А он мог бы досконально объяснить ей каждую статью уголовного кодекса и вместо нее ходатайствовать об аресте Целоусова.
- К сожалению, единственный, с позволения сказать, доход у Натальи – детские пособия на сына и дочку. А с такими смешными деньгами к адвокату не пойдешь.
- А кто тогда будет заниматься ее проблемами?
- Она рассчитывала на милицию.
- И в это же время вела себя агрессивно.
- Когда дежурный по разбору сказал ей: коль жила с наркоманом столько лет, значит, сама такая и нечего тень на плетень наводить, Наталья, естественно, возмутилась.
- У этого сотрудника образование десять классов, психологию человеческих отношений он не изучал. Хотя понятно, что согласно существующим приказам обязан разговаривать вежливо и тактично.
- Добавлю: давать людям оценки, тем более – оскорбительные, вовсе не его дело. Он должен принять заявление - и только.
- По вашей публикации сейчас проводится служебная проверка. Думаю, наши специалисты разберутся, кто и в чем был неправ. А мой предварительный вывод таков: виноваты обе стороны. Наши сотрудники – в том, что не всегда умеют правильно разговаривать с людьми. Пострадавшие - в том, что не всегда умеют сдерживать эмоции.
P. S. Когда материал был подготовлен к печати, подполковник А.Н. Юдин сообщил редакции: «Целоусов взят под стражу. Вы писали о том, что он избил бывшего тестя и отобрал у него сотовый телефон. Так вот, участников ограбления было двое. Второго мы задержали не сразу – скрывался. А в это время Целоусов валил все на него. Сейчас другой тоже задержан. Из его показаний следует, что именно Целоусов и бил, и грабил. Надеюсь, теперь суд даст санкцию на его арест до процесса».
Социальные комментарии Cackle