В мае 2008 года глава района Александр Гончаров подписал постановление о создании в Лысьве центра психолого-медико-социального сопровождения. К началу учебного года на базе учреждения предписывалось открыть муниципальную службу примирения, а к 2010-му – 20 школьных служб примирения. Сегодня можно сказать, что и центр, и службы созданы. Идёт налаживание их взаимодействия с другими заинтересованными структурами.
А структур, заинтересованных в продвижении восстановительных технологий, много: отделение по делам несовершеннолетних ОВД, комиссия по делам несовершеннолетних, детский дом, комплексный центр социального обслуживания молодёжи и другие. Договоры о взаимодействии с использованием восстановительных технологий уже заключаются, и работа начинает продвигаться.
В школьных службах примирения за время их существования рассматривались в основном конфликты на уровне образовательного учреждения: между учениками и учеников с педагогами. Более серьёзные случаи передаются в муниципальную службу.
- Рассмотрели уже несколько случаев, - рассказывает руководитель службы Тамара ЯКУШЕВА. – Согласно восстановительным технологиямспециалист службы примирения всегда занимает нейтральную позицию. Ведь наша задача - не привлечь виновного к ответственности, а примирить стороны, погасить конфликт. По статистике, 80 процентов программ примирения завершаются успешно.
- Каким образом налаживается взаимодействие с судом, возможно ли решить дело миром, когда обидчик уже предстал перед законом?
- Помощник судьи направляет нам регистрационную карточку с информацией о несовершеннолетнем обвиняемом и о других участниках конфликта. Мы определяем ведущего восстановительной программы, передаём ему заявку и информацию из суда. Он, предварительно встретившись с представителями каждой из сторон, назначает примирительную встречу. По её результатам заключается примирительный договор. Отчёт о программе и примирительный договор могут быть использованы судом в принятии решения о вынесении наказания несовершеннолетнему.
- Ситуации бывают разные. В каких именно можно надеяться на улаживание конфликта с помощью восстановительных процедур?
- Во-первых, в семейных конфликтах: жестокое обращение в семье, уходы подростков из дома, определение места жительства ребёнка при разводе родителей.
Во-вторых, это школьные конфликты: разногласия внутри класса, конфликт между учителем и учеником.
В-третьих, правонарушения несовершеннолетних.
И, в-четвёртых, причинение материального ущерба. Конечно, существуют определённые условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой. Должна быть известна сторона конфликта. Обидчик должен осознавать свою вину. Он и пострадавшая сторона должны быть согласны на встречу. Если речь идёт об уголовном преступлении, то встреча возможна, если обвиняемый не находится под арестом. И последнее условие: участники конфликта не должны быть младше 10 лет и не должны употреблять наркотики.
- Многие не решаются сделать шаг к примирению, потому что боятся обострения конфликта или настроены на применение карательных мер к нарушителям?
- Программа примирения вряд ли приведёт к обострению ситуации. Но может оказаться безрезультатной, так как против примирения выступает одна из сторон либо родители не заинтересованы в разрешении конфликта таким способом. В этом случае у сторон останется возможность разрешить конфликт согласно законодательству.
Что такое программа примирения?
Это переговоры между участниками конфликта. Они позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из положения. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Он занимает нейтральную позицию, помогая сторонам понять друг друга и договориться.
Если вы - пострадавшая сторона:
- программа примирения поможет разрешить конфликтную ситуацию;
- вы сможете понять, из-за чего произошёл конфликт и как избежать его повторения;
- если вам нанесён ущерб, есть возможность договориться о его возмещении;
- вы избавитесь от отрицательных эмоций и желания отомстить.
Если вы - виновник конфликта:
Возможно, вы уже пожалели, что не удалось избежать конфликта. У вас есть возможность
- разобраться в причинах случившегося;
- принести извинения потерпевшему;
- определить, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось;
- вернуть уважение к себе.
Если вы в процессе семейного конфликта зашли в тупик,
- если у вас что-то украли, если вас побили, унизили и вы знаете обидчика,
- если вас незаслуженно обижают в коллективе,
обращайтесь в муниципальную службу примирения!
- Ваши поступки не будут оценивать.
- Вас не будут судить или ругать.
- Задача службы – помочь вам спокойно решить свой конфликт самим.
Результат разрешения конфликта:
- преодоление враждебности между сторонами,
- участие самих сторон в конструктивном разрешении проблемы.
Центр психолого-медико-социального сопровождения находится по адресу: ул. Металлистов, 18-а. Тел. 6-06-17. Часы работы: с 8-00 до 16.30. Перерыв - с 12 до 12-30. Выходные дни – суббота и воскресенье.
А дело было так...
Несовершеннолетняя Наталья, находясь в гостях, похитила сотовый телефон.
Специалист службы примирения, получив информацию из КДН, выбрала программу по заглаживанию вреда. Получила согласие законных представителей на участиенесовершеннолетней в программе.Пригласила Наталью на встречу. В назначенное время девушка пришла.
Ведущая программы подчеркнула, что не представляет ни суд, ни правоохранительные органы, что разговор будет конфиденциальным, и попросила болееподробно рассказать о случившемся. Наталья сначала отрицаласвою вину, говорила, что ничего не помнит, потому как находилась в алкогольном опьянении. Но в процессе разговораначала осознавать, что причинила зло. После небольшой паузы сказала, что ей стыдно за свой поступок и она готова к исправлению ситуации.
Потерпевший - Дмитрий - тоже был готов встретиться. Выслушал рассказ о сутипрограммы.Затем рассказал своё видение ситуации, которая была ему неприятна,о чувстве обиды, возмущения. Телефон сотрудниками милиции был возвращён, нов нерабочем состоянии. Дмитрия волновали два вопроса: возмещение материального вреда иморальное исправление Натальи. Он согласился на примирительную встречу.
Она состоялась в центре психолого-медико-социального сопровождения. Дима рассказал своё видение ситуации. Наталья в ответ сказала, что ей очень стыдно за свой поступок и она приносит Дмитрию свои извинения. Была готова оплатить ремонт телефона и заверила: такая ситуация больше не повторится. Димасказал, что для исправления качеств личности важно, чтобы Наталья регулярно посещала школу, повысила успеваемость, принимала активное участие в жизни школы.