Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – правовой акт, с которого обычно начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьезные последствия для обеих сторон. Основания для остановки транспортного средства (далее - ТС) прописаны в наставлении по работе ДПС ГИБДД и приказе МВД РФ № 329 от 01.06.98 года. Советую запомнить названия и пункты этих документов, так как ссылка на них в разговорах с гаишниками продемонстрирует вашу юридическую грамотность и существенно снизит ваши риски.
Запрещается останавливать машину без необходимости (п. 13.7 наставления). Конечно, всякую проверку можно мотивировать поиском угнанного авто или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к вам сотрудник должен внятно назвать свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки вашего автомобиля (п. 18.2 наставления). Если инспектор не представился по форме и не объяснил, почему остановил машину, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п. 2 приказа). Законность таких действий можно оспорить в суде.
Согласно п. 13.7 проверку документов разрешено проводить только на стационарных постах. Автомобиль с характерной окраской и надписью "ДПС ГИБДД" на обочине дороги не является ни стационарным, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Но два автомобиля уже приравнены к посту. Будьте внимательны! Таким образом, самая распространенная ситуация, когда машина просто остановлена на обочине для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов), является, по сути, нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.
В самом начале беседы инспектор обычно произносит стандартную фразу: «Лейтенант ДПС такой-то инспекции. Предъявите документы». Подобную формулировку нельзя рассматривать как объяснение причины остановки. И, чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос об этих причинах. На основании п. 18.2 наставления тот обязан дать на него ответ.
Имейте в виду: инспектор может попытаться обосновать законность остановки, предъявив вам обвинение в совершении административного правонарушения. Часто в такой ситуации претензии касаются ремней безопасности. Но даже если вы ехали с непристегнутыми ремнями, развитие событий говорит о том, что в момент остановки он этого не видел. А значит, остановив вас, совершил правонарушение в виде самоуправства. Ответственность за него предусмотрена ст. 19.1 КоАП РФ. То есть доказательства вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
При общении с инспектором вы вполне можете заявить, что во время движения были пристегнуты и требований ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не ремнями, которые не пристегнуты. Вы также можете указать на незаконность остановки следующей фразой: «Согласно п. 13.7 наставления ДПС проверку документов можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги таким постом не является. Объясните, на каком основании вы допускаете нарушение закона и моих прав. Приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение вами служебной дисциплины». Далее инспектор либо пожелает вам счастливого пути, либо попробует перейти в наступление, чтобы «оправдать» свои действия.
Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях можно записывать весь диалог с инспектором на диктофон или мобильный телефон. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что инспектор нарушил ваши права. Но имейте в виду: вовсе не стоит тыкать инспектору в лицо диктофоном, если он просто попросил у вас документы.
Лучший вариант поведения гражданина, если он не согласен с действиями инспектора ДПС, – это отказ от каких-либо объяснений вообще. Если в графе протокола «Объяснения нарушителя» вы укажете, что согласны с правонарушением, либо другим образом признаете свою вину, например, сказав: «Да, выпил бутылку пива», «Да, видел знак, ограничивающий скорость», то в 99 случаях из 100 будете признаны виновным в административном правонарушении. И при обжаловании суд не встанет на вашу сторону. Нужно сообщить инспектору следующее: «Товарищ офицер, в силу ст. 51 Конституции РФ я отказываюсь давать какие-либо пояснения по данному факту». Вы вправе вообще не ставить свою подпись в протоколе, сославшись на правовую безграмотность. Инспектор может пригласить двух понятых. Но это не страшно, потому что они удостоверят факт отказа от подписи, а не факт правонарушения.
Если вы совершили его и сами это понимаете, никогда не спорьте с инспектором. У него всегда будет на одно доказательство больше. Иные нерадивые сотрудники ГИБДД, чувствуя свою безнаказанность, задают провоцирующие грубость вопросы, например: «Что, самый умный?». В таких случаях никогда не отвечайте грубостью. Если вас останавливают, вы не обязаны выходить из машины - документы принято подавать через окно. Выйти можно в двух случаях: чтобы открыть багажник и осмотреть автомобиль или если вас просят пройти в машину ДПС.
Когда очевидно, что инспектор пребывает в хорошем настроении, можно поговорить с ним о погоде или о том, что от тещи никакой жизни. Вопреки расхожему мнению, далеко не все инспекторы - жулики и взяточники. Прежде всего они тоже люди и иногда они могут остановить вас просто чтобы пообщаться.
Социальные комментарии Cackle