В феврале состоялась встреча журналистов Прикамья с духовенством Пермской епархии. На ней обсуждалась проблема взаимодействия Русской православной церкви со СМИ. Но главным в этом разговоре, безусловно, был доклад архиепископа Пермского и Соликамского Иринарха об итогах семи лет его служения в епархии.
Откровенность суждений владыки была настолько неожиданной, что вызвала сомнения: надо ли прессе говорить о внутренней жизни епархии, причём обо всех её изъянах? Но коли уж владыка счёл возможным рассказать об этом журналистам, значит, население должно знать, почему долгие годы Пермская епархия считалась самой отсталой в России и что предпринял архиепископ Иринарх, чтобы изменить ситуацию.
Приводим выдержки из выступления владыки.
Все дела - напечатать указы
- Пермская епархия при владыке Афанасии находилась в плачевном состоянии. Епархиальное управление практически отсутствовало. Всю работу выполняли пять человек: архиепископ Афанасий, секретарь епархиального управления, преклонных лет, главный бухгалтер, тоже глубоко пенсионного возраста, эконом, который впоследствии был запрещён к священнослужению, и семидесятилетняя секретарь-машинистка, не имеющая специального образования. Не было ни одного компьютера. Вся деятельность епархиального управления сводилась к тому, чтобы печатать указы и распоряжения правящего архиерея и доводить их до лиц, которым они адресованы. Полностью отсутствовал какой-либо контроль за деятельностью приходов. Это создавало питательную среду для церковно-богослужебных, дисциплинарных и экономических нарушений.
Пришлось начинать все практически заново: утверждать патриархальную канцелярию, бухгалтерию и архив, создавать управленческий штат, новый епархиальный совет. До моего прибытия епархия была разделена на 12 благочиннических округов с неравномерным распределением населения и храмов. Должности благочинных в основном занимали не имеющие духовного образования священнослужители. В большинстве случаев они не владели информацией о своих приходах, не отчитывались перед епархиальной властью и реально не управляли благочиниями.
В 2002 году проведена реорганизация благочиний Пермской епархии. На должности благочинных были назначены священнослужители, обладающие опытом административной деятельности. В том же году был учреждён ряд епархиальных комиссий: ревизионная, созданная для наведения финансового порядка и установления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью епархии, и комиссия по церковному имуществу, занявшаяся вопросами учёта и возвращения церковной собственности.
В 2003 году был образован юридический отдел и служба архитекторов. Это позволило получать консультации компетентных специалистов, грамотно вести хозяйственно-реставрационную деятельность.
Визиты в приходы и монастыри привели к удручающему выводу: епархия почти безнадёжна — она на много лет отстала в своём развитии не только от Москвы и Санкт-Петербурга, но и от соседних епархий. Затянувшийся на несколько лет период стагнации сделал ее одной из отстающих в Русской православной церкви по всем показателям.
Нерациональная приходская политика епархиальной власти в 90-е годы привела к болезненным диспропорциям. Массовое открытие храмов без анализа возможностей полноценного существования приходов, материального обеспечения его священнослужителей привело к тому, что 75% сельских храмов оказались экономически несамодостаточными. Духовенство влачило жалкое существование. Многие храмы открывались вопреки здравому смыслу. Иногда в селе с населением чуть больше 50 человек, открывался огромный храм на 500 и даже 1000 прихожан. В то же время в крупных населённых пунктах, в посёлках городского типа храмов не было вовсе.
К богослужению запрещены
Хозяйственно-административная жизнь большинства приходов находилась в полном развале. Их финансовая деятельность оставалась вне контроля епархиального центра, средства просто транжирились нечестными людьми и некоторыми священниками. Многие из них вскоре поспешили покинуть Пермскую епархию или были отстранены от занимаемых должностей.
Реставрация храмов и монастырей велась лишь там, где у руководства приходом стоял инициативный настоятель или староста, желавший блага не своему карману, а православной пастве. Однако таких пастырей здесь нашлось не так уж и много.
В 2002 году в Пермской епархии числилось 11 монастырей, семь монастырских скитов, восемь монастырских подворий. Такие цифры создавали впечатление, что в этих многочисленных обителях подвизается целая армия православных монахов, представляющих значительную хозяйственную и интеллектуальную силу епархии. Однако, как выяснилось, большинство обителей, подворий и скитов, открытых с малопонятной целью при архиепископе Афанасии, оказались просто «бумажными», то есть, без реальных монастырских структур и насельников. На деле в трёх мужских монастырях, семи скитах и шести подворьях несли послушание 62 инока и монаха - на один объект приходилось по четыре человека. Причём добрая часть этой монашеской братии жила не в монастырях, где их постригли в духовные отцы, а в весьма неплохих приходах. В самих монастырях насельников жило и того меньше.
Чуть лучше была ситуация с женским монашеством. В восьми женских обителях и двух подворьях числилось 116 инокинь и монахинь. Однако эти насельницы в основном проживали в благоустроенном городском Успенском женском монастыре. Основная часть женских обителей тоже находилась в бедственном состоянии. Некоторые из них больше были похожи на богадельни для приюта сирот, чем на православные монастыри.
Во время поездок в приходы приходилось сталкиваться с расхлябанностью священников, совершенно разучившихся понимать элементарные правила церковной субординации. Я уже не говорю о нравственных пороках у значительной части духовенства, утратившего контроль не только над церковной, но и над своей личной жизнью.
Работа епархиального совета и ревизионной комиссии позволила выявить ряд священнослужителей, грубо нарушавших церковную дисциплину и забывших свой долг перед паствой. Епархиальному совету часто приходилось идти в отношении священнослужителей, не оправдавших оказанного им доверия, на крайние меры. В 2002-2003 годах мною были почислены за штат 23 клирика Пермской епархии, запрещены к священнослужению 11. Отчетливо обозначились проблемы церковной жизни епархии, которые было необходимо решать в кратчайшие сроки. Промедление привело бы к полной деградации церковной жизни и к окончательному расцерковлению народа Прикамья.
Одной из задач стало юридическое оформление церковного имущества, церковных зданий и земельных участков. Все слабые храмы были приписаны к более обеспеченным, священнослужители из бедных храмов стали штатными клириками в более-менее крупных и платежеспособных приходах.
Монашеская жизнь — не роскошь, но...
В этот период начался реставрационно-строительный бум. Следуя требованиям правящего архиерея, многие настоятели храмов, настоятельницы и наместники монастырей решительно занялись реставрацией и строительством новых церковных объектов. В 2004 году работы велись в 68 храмах и монастырях. В 2005 году эта цифра выросла до 81. В этот же период мы начали реставрацию Свято-Троицкого кафедрального собора, развернули масштабные восстановительные работы в Белогорском Свято-Николаевском духовно-миссионерском монастыре.
В Пермской епархии была увеличена численность монастырей. Невзирая на проблемы монашеской жизни мы получили благословение Священного синода на учреждение в Пермской епархии трех новых монастырей: Пермского Богоявленского (Закамск), Чердынского Иоанно-Богословского (это первый монастырь на Урале, из которого монашество распространялось за Урал в Сибирь) и Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Теперь у нас 14 монастырей.
К этому времени мы уже получили новый кадровый резерв - первых выпускников Пермского духовного училища. В результате активной работы епархиального совета с каждым из нарушителей церковной дисциплины и норм, предписанных к соблюдению любыми священнослужителями, за штат были почислены 33 священнослужителя, запрещены к священнослужению 18 клириков, принятых прежним владыкой из других регионов.
Начала приносить плоды реставрационно-строительная деятельность. Активно шла реставрация Свято-Троицкого кафедрального собора (г. Пермь). В январе 2007 года состоялось освящение двух вновь построенных православных храмов в Добрянском районе и в Губахе. В Чайковском освящен новый храм в честь великомученика Георгия Победоносца.
Перемены произошли и в монашеской жизни. Обозначился рост численности насельников монастырей. За эти годы братства мужских монастырей возросли на 21%, женские монастыри пополнились на 32%.
Я поставил цель заставить священников заниматься в доверенных им храмах реставрационными работами. Не только получать зарплату, но ещё и отрабатывать её, причём не только на богослужениях, но ещё и в рукавицах, с лопатой в руках. С населением надо работать! Как только это началось, появился и приток паствы. Приходы стали богаче, и зарплата священников повысилась.
Новый облик обрели монастырские храмы и монастыри: Иоанно-Богословский храм в Чердыни, Богоявленский мужской монастырь в п. В. Курья, Никольский храм усольского женского монастыря, Свято-Никольский женский монастырь в Чернушинском районе.
Я должен сказать: монашеская жизнь - не роскошь. Это отречение от мира. Однако элементарные условия быта необходимы, чтобы монах мог трудиться для мира, от которого отрекся. Нет сомнений: он придет и останется в том монастыре, где есть холодная и горячая вода, есть кельи, где он может спокойно помолиться Богу, отдохнуть от своих трудов.
В 2007 году для эффективного управления в монастырях Пермской епархии и поддержания в них уставного порядка мною был вновь учрежден упразднённый монастырский округ. Его возглавляет наместник Свято-Троицкого монастыря - игумен Варфоломей.
Основа всему — духовное образование
Меня поразило, что систематическое духовное образование в Пермской епархии полностью отсутствовало! Формально действовали утверждённые епископом Афанасием пасторские курсы, создававшие имитацию учебного процесса и выпускавшие не проверенных в нравственном отношении, не готовых к рукоположению людей.
С первых дней моего пребывания на Пермской кафедре были предприняты меры к созданию системы духовного образования. Уже в декабре 2002 года было получено благословение и решение Священного синода на создание Пермского духовного училища. Оно открылось 1 октября 2003 года. Его цель - воспитание нового поколения высокообразованных православных пастырей, регентов церковных хоров и иконописцев. Кадровый состав духовного училища подбирался тщательным образом. В него входят 16 священнослужителей, имеющих высшее светское и духовное образование, и верующие преподаватели гражданских вузов.
В сентябре 2002-го в Перми была открыта православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского. В 2004-м Пермское духовное училище получило одобрение Московского патриархата на его реорганизацию в духовную семинарию.
Чудотворной иконы живительный свет
Церковная жизнь этих лет была наполнена рядом знаменательных событий. Важнейшее из них - пребывание в Пермской епархии святых мощей преподобной мученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой.
В пасхальные дни 2006 года в Пермь впервые был доставлен из Иерусалима благодатный огонь. В июле того же года в краевом центре побывали великие святыни православия — чудотворная икона Божией Матери, частица ризы Господней.
В 2006 году при содействии губернатора Олега Чиркунова на пермскую землю со святой горы Афон доставлены две написанные там иконы: икона Божией Матери «Отрада и Утешение», которая стала главной святыней Пермского кафедрального собора, и Иверская икона Божией Матери, которая сегодня утешает прихожан церкви святителя Митрофана Воронежского в архиерейском соборе.
Важнейшим событием в общественной жизни Пермского края и епархии стал прошедший в 2007 году в Перми образовательный форум «Гражданин России. Отечественные традиции образования в современности». В рамках этого крупного мероприятия состоялась вторая межрегиональная выставка «Православная Русь-2007». Она была знаменательна тем, что Пермь посетил с визитом высокопреосвященный митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Радостно осознавать это после избрания митрополита Кирилла на Поместном соборе Русской православной Церкви на патриарший престол.
Сегодня Пермская епархия в лице монашествующих, духовенства и православных стала активным субъектом общественной, научной и образовательной и культурной жизни Пермского края всего российского общества. Это проявляется не только в минуты радостных процессов, но и в минуты скорби, которым несть числа. Достаточно вспомнить события, связанные с падением авиалайнера на территории г. Перми 14 сентября 2008 года. Духовенство Пермской епархии в это скорбное время было вместе с теми, кто потерял родных и близких, с теми, кто ликвидировал последствия авиакатастрофы. В те скорбные дни ни у кого не возникло мысли об отделённости церкви от государства.
Молодые силы есть — результаты будут!
Каков же итог этих семи лет? Численность приходов увеличилась на 15%, монастырей – на 27%, количество духовенства – на 1,7%, монашества – на 21%. Несмотря на трудности, Пермская епархия росла в количественном и качественном отношении. Мы не гнались за количеством и не спешили радовать святейшего патриарха своими фантастическими успехами, как это делали другие епархии. Наша работа была направлена на качественный сдвиг церковной жизни. Пермская епархия обрела молодые свежие силы, и от них мы ждём существенных результатов.
Социальные комментарии Cackle