В прошлом году нагрузка на лысьвенских судебных приставов-исполнителей превысила норму в восемь раз. Тем не менее, им удалось выполнить почти полтора плана по взиманию средств с налоговых должников, значительно перевыполнить задания по взысканию исполнительского сбора и штрафов за административные правонарушения. Приоритетным для них было исполнение социально значимых исков, в частности, возвращение алиментной задолженности. Как это происходит, рассказывает судебный пристав-исполнитель Татьяна Терентьева:
- У нас в производстве находится около трех тысяч исполнительных листов. Но добровольно платят только 57 человек. Женщин среди общего количества должников почти треть. Более трех десятков неплательщиков попросту скрываются. Однако милиция отказывается их искать. Хотя есть соответствующее соглашение между нашим краевым управлением и ГУВД. Должна заметить: в целом количество задолжавших алименты год от года растет.
- На ваш взгляд, отчего это происходит?
- Законы стали достаточно либеральны. Когда человек говорит в суде, что не работает, потому что не хочет работать, привлечь его к ответственности сложно – принудительный труд запрещен, а нежелание трудиться не всегда квалифицируется судом как уклонение от алиментов.
- Тем не менее, вы возбуждаете против должников уголовные дела...
- В прошлом году их было возбуждено 23, в этом – уже семь.
- И каков результат?
- Несколько дел суд отказался рассматривать по указанным выше причинам. По другим приговорил злостных неплательщиков к исправительным работам. Теперь им приходится платить не только алименты, но и определенный процент в доход государства. У иных неплательщиков описывается и продается имущество. Некоторые попадают за решетку.
- Как велик в таких случаях долг?
- Один из отсидевших за уклонение задолжал более двухсот тысяч рублей. Недавно он освободился. Его ребенок стал уже совершеннолетним. Но это, как думают многие «беглецы» и «уклонисты», вовсе не освобождает от погашения задолженности. В каком бы возрасте ни были дети, неплательщиков заставят выплатить им все, что не заплатили своевременно.
- Когда должник работает, сколько у него вычитают из зарплаты?
- 70 процентов.
- А если он в бегах или уклоняется от выплат, как рассчитывается задолженность?
- За основу берется средняя зарплата по России. Сегодня она составляет около 18 тысяч рублей. Четверть этой суммы, положенная на одного ребенка, - 4429 рублей. Если иметь в виду, что и по десять тысяч у нас в городе зарабатывают далеко не все, то от алиментов лучше не бегать.
- Использует ли ваша служба право ограничивать выезд должников за рубеж?
- Недавно одна мамаша, когда ей понадобилось попасть «за кордон», выложила сразу 29 тысяч рублей долга. И еще семь процентов с этой суммы исполнительского сбора.
- А если неплательщик алиментов умудрится пробегать от долгов до самой пенсии?
- Это маловероятно. Но, учитывая величину российских пенсионных выплат, финиш такого «забега» его разочарует: из пенсии автоматически будут вычитать те же семьдесят процентов. И до тех пор, пока не погасит долг. Очень может быть, что это продлится всю оставшуюся жизнь.