У китайцев для написания слова «кризис» есть два иероглифа. Один обозначает «опасность», второй – «возможность». У нас привычнее пользоваться первым значением. Но на этот раз власти вспомнили и о втором.
А вот дает ли кризис хоть какую-то возможность начать свое дело или перестроить бизнес, и можно ли ею воспользоваться? На эту тему говорят много и зажигательно, устремляя взоры на малый бизнес. Почему-то все решили, что именно он способен пройти все пики кризиса и выжить. И власти – от федеральной до районной - в своих антикризисных программах сделали на него ставку: он мобилен и способен создавать рабочие места даже в нестандартных условиях.
Городу нужны две тысячи рабочих мест...
В декабре край облетела новость: в 2009 году в Прикамье будет создана сеть обучающих центров для начинающих предпринимателей. А еще наконец-то приняли программу развития малого и среднего бизнеса до 2011 года с бюджетом 851 млн. рублей, из которых 364 млн. даст край, 352 – Федерация, остальное – муниципалитеты. Ее проводниками выступят муниципальные фонды. В рамках проекта «Продвижение продукции пермских производителей» реализация программы уже началась. В целях освоения рынка запущена акция «Покупай пермское», и лысьвенский потребитель невольно стал ее участником.
«Недавно купила в магазине «Добрыня» пакет пермского картофеля. Ничего не скажешь, товар хорошего качества, но цены! Почти 30 рублей за килограмм вымытой картошки, когда рядом предлагают тот же картофель, но по 11 рублей за кило. Получается, я вынуждена заплатить втридорога за сервис (мытье и упаковку)? Как тут откликнуться на призыв «Покупай пермское»? – пишет Л.Г. Перевозчикова.
Соотношение цены продукта и его качества – тема другого направления. Сегодня же властям, озабоченным ростом безработицы, важнее ориентировать бизнес на другие дела. Об этом и шел разговор на встрече первых лиц района с представителями малого и среднего бизнеса.
Сейчас говорить о создании новых рабочих мест в промышленности - все равно что черпать воду решетом – дай бог сохранить имеющиеся. В секторе же малой экономики неосвоенных идей – непочатый край. Так считают на региональном и местном олимпе, и в чем-то чиновники-теоретики правы. Кризис кризисом, а кушать хочется каждый день, и спать в тепле, и медицинскую помощь вовремя получать. А еще для души хочется праздника. Неудивительно, что пропаганда создания новых рабочих мест и выживания в современных условиях сделала ставку на сельское хозяйство, услуги ЖКХ и медицины, сферу досуга.
- Мы хотели бы, опираясь на вас, развивать новые рабочие места, в том числе на площадках больших заводов, - обратился первый заместитель главы района Николай ЛАЗЕЙКИН к участникам круглого стола. А это достаточно известные в кругах предпринимателей люди и кое-чего уже добившиеся. К примеру, Валерий Архипов («Урал ПАК»), Анатолий Сластников (торговая сеть), Игорь Усольцев (рекламные услуги), Сергей Смотрин (ресторанный бизнес), Олег Кибардин (торговля, услуги) и другие. Многие из них по крупицам выстраивали бизнес практически с нуля. Едва ли кто-то сумел воспользоваться поддержкой государства, а точнее, его финансами. Зарабатывали на все сами, опыт выживания, безусловно, есть. Поэтому именно им было адресовано предложение администрации о создании дополнительного бизнеса.
Николай ЛАЗЕЙКИН:
- Один из приоритетов – переработка сельхозпродукции. Нам бы хотелось, чтобы одновременно и параллельно с вашим традиционным бизнесом вы посмотрели на это направление. Ниша огромна. В селах есть хорошие площадки для освоения. Мы с главой не так давно были в Новорожденственском поселении. Там семья из Канабеков хочет заняться сбором и переработкой молока. Но пока не решается - боится рисков. Вот если бы в кооперации с кем-нибудь... И таких людей на селе немало. Сегодня строятся две фермы: одна – в Паинцах, вторая – в Аитково. В Валюшино семья занимается овцеводством и хочет увеличить поголовье в два раза.
Еще одно направление, опять же нетрадиционное для вашего бизнеса, – развитие услуг в образовании и здравоохранении. Такой проект у нас есть, правда, с пермским предпринимателем. Он полгода ведет с нами переговоры, чтобы открыть в Лысьве частный детсад. Речь идет о детсаде № 35, где проведен небольшой ремонт, а оборудование поставит предприниматель. Для него - бизнес, для нас - новые услуги и рабочие места.
Предприниматели слушали районного топ-менеджера молча. Было видно, что информация для них не столь нова, сколь неожиданна. На ниве сельского хозяйства больших прибылей не получишь, зато наработаешься вдоволь. На детсадах бизнеса тоже не сделаешь – государство обставит таким частоколом правил и требований, что себе дороже станет. Да и платить в Лысьве за содержание ребенка 3-5 тысяч рублей в месяц охотников найдется мало. То есть, вкладываться в эту отрасль малому бизнесу слишком рискованно. А вот что касается агропромышленной отрасли, сегодня она в приоритете у государства, и под хорошие инвестиционные проекты можно получить неплохие деньги.
Виктор КОМАРЕНКО, председатель Земского собрания:
- У нас разработана концепция развития поселений. В сельских четко обозначено, какие направления бизнеса мы будем поддерживать. Но нужны инвестиционные проекты и хорошие бизнес-планы: просто так деньги никто не выделит. У нас уже был опыт: закладывали средства в фонды, и деньги оставались - никто ими не воспользовался. Деньги были законсервированы, когда их можно было использовать в другом месте. Но на селе не готовы к реализации серьезных проектов. Все ждут, и все идет к тому, что сюда начнет заходить внешний инвестор. Там некому управлять. Люди готовы работать, поэтому подключайтесь.
По словам спикера местного парламента, хуже обстоит дело в городе. Концепция развития городского поселения принята, но она не ориентирована на производство товаров: городскую экономику определяли крупные предприятия. Сегодня на них уповать нельзя. Со временем они будут наращивать мощности, но за счет современных технологий. А городу уже сейчас нужны как минимум две тысячи рабочих мест.
...А бизнесу - дешевые кредиты. Как быть?
- Мы о чем говорим? Либо о спасении рабочих мест в Лысьве, либо – о спасении бизнеса, - начал ответное слово Игорь УСОЛЬЦЕВ. – Да, сельское хозяйство – приоритетное направление. Но не надо забывать, что у бизнеса есть главная задача – получение прибыли. Сложно начать дело, имея лишь одну цель - начать. Должен быть виден результат. Меня, как и любого предпринимателя, возмущает: почему правительство выделяет деньги банкам, а они вместо того, чтобы давать кредиты предприятиям, играют ими на бирже?
С кредитами у «малышей» большая проблема. Законодатель постарался оградить их от чрезвычайного внимания контролирующих органов, и с 1 июля вступает в действие соответствующий закон, закрепляющий уведомительный характер проверок предпринимательской деятельности. А вот рычагов влияния на банковский сектор у него нет. Это какие надо иметь собственные резервы, чтобы начинать новое дело без кредитов?
- Очень сложно получить кредит, - признается Игорь Усольцев. - Иногда на результат влияет субъективное мнение банковского работника. Вот попрошу, к примеру, кредит на выращивание приправы для китайской кухни и скажу, что намерен продавать ее в московские рестораны. Бизнес? Да. Но банкир мне непременно скажет: выращивайте лучше картошку или коров. В Америке банки нередко выступают партнерами в продвижении бизнеса, берут в нем долю, у нас же происходит обратное. Малому бизнесу трудно подняться, если ему не хватает капитализации.
У Сергея Смотрина - свой взгляд на развитие предпринимательства в сельских поселениях.
- Два барьера – скорость решения финансовых вопросов и люди. Кадров нет. С кем работать - возить из города? Когда разрабатывали концепцию развития бизнеса на селе, на это обращали внимание?
Теория есть. С практикой туговато
Обращали. Но как, а главное - чем удержать на селе молодых? Теоретически это может сделать и новое современное сельхозпроизводство, которое даст хорошо оплачиваемую работу и будет вкладывать в инфраструктуру. Практически - все, что связано с развитием малого бизнеса, у нас, как метко заметил один из моих знакомых предпринимателей, обставлено глаголами будущего времени. Продекларированной поддержки так много, что большинство даже не знает, в чем она заключается.
Предприниматели – народ самостоятельный. Они не верят в «блюдечко с голубой каемочкой». Анатолий Сластников известен в городе как предприниматель, активно развивающий торговую сеть. Едва ли у него появится интерес к переработке молока или выращиванию картофеля. Перед Новым годом он открыл еще один супермаркет на улице Чапаева, создав 150 рабочих мест.
- Если есть программа поддержки малого бизнеса, нельзя ли воспользоваться ею, чтобы благоустроить территорию вокруг торгового центра: какую-то часть средств выделим мы, что-то даст бюджет? – спросил он. Пообещали вопрос обсудить.
Сегодняшнее самочувствие малого и среднего предпринимательства не назовешь удовлетворительным не только в Лысьве, но и во всем крае. Спрос на услуги и товары снижается, и эксперты предрекают, что второй квартал будет особенно сложным. Несмотря на то, что в крае создана законодательная платформа для поддержки бизнеса, реальных дел немного. Деньги выделяются в форме грантов, на конкурсной основе. Чтобы претендовать, необходимы хорошо проработанные бизнес-планы, составлять которые - целая наука. Администрация района в лице экономических служб и муниципального фонда готовы содействовать в их составлении и продвижении, но желающих немного.
Предприниматели осторожны: нет четкого и понятного механизма финансово-кредитной господдержки, административные барьеры остаются достаточно серьезным препятствием. Фонд поддержки предпринимательства, сменивший в конце года руководителя, сегодня находится в стадии реорганизации – будут изменения в составе учредителей, появится другой устав. Районная власть хочет, чтобы фонд стал привлекателен для серьезных и сильных предпринимателей. Его директор Дмитрий Матосян видит предназначение фонда прежде всего в оказании информационной поддержки. Например, сегодня здесь собрана информация о площадках, освободившихся на заводах, на которых можно организовать производство или реализовать какой-то проект. На ЛМЗ - 10 таких площадок с полными характеристиками: выбирай любую.
Кризис дает шанс. Кому и какой? У кого есть собственные средства, тот этим вопросом не мучается - покупает подешевевшие недвижимость и активы. Но таковых единицы. Кто ограничен в средствах, тот невольно обращается к государству. У властей, как утверждают сами предприниматели, дальше программ дела пока не идут. А минуло почти три месяца нового кризисного года. Рабочие места в малом секторе пока сохраняются, но, как признаются предприниматели, затраты в бизнесе растут, потому что вопреки всему растут тарифы на энергоносители, товары и услуги. Много ли в таких условиях места шансу? Немного, но он есть. Поэтому предприниматели не сказали власти «нет». Они ушли думать.
Социальные комментарии Cackle