У этой уголовной истории три составляющих: любовь, наркотики и воровство. О том, что большинство краж и грабежей совершают наркоманы, известно давно. Это их обычной способ добычи средств на очередную дозу. Но, чтобы неизбывная страсть стала причиной наркомании и хищений, - такого встречать не приходилось.
Самоубийственный ультиматум
...Ирина пришла в магазин пару лет назад. И его хозяйка, Любовь Викторовна, не могла на нее нарадоваться: сметливая, расторопная, успевает управляться за двоих. Не продавец, а подарок. Правда, знакомая предпринимательницы, увидев однажды Иру за прилавком, спросила: «Ты зачем ее к себе взяла? У нее же на прежнем месте работы недостача была». Собственница торговой точки не стала ходить вокруг да около, а осведомилась об этом напрямую. Ира ответила как-то странно: «С тех пор четыре года прошло. Я тогда молодая была. Да и не доказано ничего».
Хозяйке бы насторожиться. Но она привыкла полагаться на сотрудниц. К тому же итоги ежемесячных ревизий ни разу не давали поводов к недоверию. И, видя, как старается девушка, назначила Ирину старшим продавцом. Но вскоре обнаружила: кредит, как говорится, не сходится с дебетом. Однако и тогда не стала грешить на продавцов. Тем более, - на Иру, которая, получив повышение в должности, только удвоила прилежание. Решила, что сама где-то промахнулась в расчетах. Вот только через месяц концы с концами снова не сошлись. А тут еще ей сказали, что поздно вечером Ирина передала через задние двери пакет какому-то мужчине.
Она знала: Ира два года ждет парня, отбывающего срок. Навела справки и выяснила: три месяца назад он освободился из мест заключения. Копнула глубже и установила: это уголовник со стажем, к тому же наркоман, на работу до сих пор не устроился. Разговор с Ирой начала издалека: мол, понимаю, что вмешиваться в твою личную жизнь не имею права, однако было бы интересно узнать, на какие деньги твой сердечный друг покупает себе наркотики. «А это его проблемы». - «По-моему, они стали уже твоими – с тех пор, как он вышел из тюрьмы, в магазине одни недостачи. Уж не села ли на иглу ты сама?». Она резко подняла ей рукав халата, и ответ на вопрос предстал перед глазами: локтевой сгиб изнутри от уколов заплыл синяками. «Зачем тебе это нужно?» - «А я ему сказала: «Если ты будешь колоться, буду и я»...
С вершины – в бездну
Женская логика, конечно, загадка. А помноженная на чувства – вообще темный лес. Поэтому предпринимательница до сих пор не может понять: что хотела доказать Ирина своему ненаглядному таким самоубийственным ультиматумом? Ладно бы, ей было 15 лет отроду. А то ведь 25! И если логика где-то заблудилась, то должен оставаться хотя бы здравый смысл. Впрочем, оставим эти вопросы лямуроведам и психологам. Скажем лишь: Ирина признала кражу пятидесяти тысяч рублей. И написала расписку: вернет присвоенное до копейки.
Правда, следствие такое «округленное» признание не устроило. Оно потребовало, чтобы подозреваемая представила ежедневный отчет о том, как деньги «прилипали» к рукам. А поскольку Ирина статистики не вела, то смогла лишь сказать: отпускала товар и не пробивала чеки на 300-500 рублей в день. Ориентируясь на эти цифры и трудовой календарь, следователь вменил ей только 28 тысяч растраты. Когда Любовь Викторовна заявила ему, что 50 тысяч взяты не с потолка, а зафиксированы актами ревизий, ответил: «Соглашайтесь, а то и этого не получите».
Судью арифметические выкладки предварительного следствия вполне удовлетворили. Он признал Ирину виновной в присвоении чужих денежных средств, приговорил к полутора годам лишения свободы условно и постановил выплатить хозяйке магазина указанную сумму. А поскольку она заявила в суде, что не употребляет наркотики уже два месяца, на принудительное лечение не направил. Как вскоре выяснилось, совершенно напрасно: через два дня после судебного заседания Ирину взяли под стражу уже за грабеж с применением насилия. Похоже, она так и не заметила, как сияющие вершины любви превратились в разверзнутые бездны...
«Полиграф» нам поможет?
Конечно, приведенный пример уникален своей отправной точкой. Но, если спросить любого занимающегося торговлей предпринимателя, часто ли продавцы крадут, ответ будет один: систематически. Молодая труженица прилавка, пожелавшая остаться неизвестной, объяснила это так: «Мы тут вкалываем день-деньской, а владелец магазина приходит только деньги считать». «У нас зарплата никакая, а он два раза в год отъезжает за границу голову освежать, чтоб со счету не сбиться, да и здесь раскатывает на дорогущей иномарке», - добавила ее коллега. Как поступать в таких случаях, научил Карл Маркс: надо перераспределять доходы богатых в пользу бедных. Вот и «перераспределяют», кто как может. По мелочам, конечно, но за год этой «мелочевки» набегает на десятки тысяч. И спросить не с кого – за руку поймать этих «экспроприаторов» практически невозможно. Разве что приставить к каждому продавцу охранника. Но еще неизвестно, что выйдет дороже: факты сговора тех и других тоже известны.
Любовь Викторовна обратилась в редакцию вовсе не потому, что не терпелось пригвоздить Ирину к позорному столбу. Не зная, как бороться с воровством в своих торговых точках, коллеги попросили: «Расскажи через газету, что все-таки хоть одну расхитительницу отдали под суд. Может, других это остановит». Возможно, на какое-то время и нагонит страху. Только проблему в целом не решит. Ибо совесть страхом не заменишь. А машину, определяющую ее качество, к сожалению, еще не изобрели. Поэтому, наверное, некоторые екатеринбургские торговцы прибегают к помощи «полиграфа»: раз в месяц усаживают своих сотрудников за детектор лжи. Судя по информации сайта «Новый регион», это позволяет выявлять нечистых на руку.
Вспомнили в уральской столице и другое средство борьбы со злоумышленниками – тайных информаторов. И организовали кое-где слежку продавцов друг за другом. Однако должен заметить: даже писать об этом противно. А уж склонять людей к доносительству… К тому же, стукачество чревато, мягко говоря, необъективностью. Нормальный человек вряд ли согласится наушничать на коллег. Поэтому не исключено, что стукач будет попросту сводить счеты с теми, кто по каким-то причинам ему не нравится. Или, еще хуже, начнет свои кражи «перекладывать» на других.
Любовь Викторовна рассказывала, что на своих совещаниях предприниматели предлагали создать «черный список» продавцов, уличенных в профессиональной нечистоплотности. Но дальше разговоров дело не пошло. Наверное, такая «информационная база» могла бы подстраховать бизнесменов от ошибок при трудоустройстве кандидатов в продавцы. Вот только не будет ли ее создание нарушением прав человека?
...А Ирину все-таки жалко. Не оценил ее возлюбленный, пусть и глупого, но все-таки самопожертвования. И пока ее не отправили из Лысьвы в кизеловский следственный изолятор, даже крошечной передачки не принес...
Социальные комментарии Cackle