22
Ноября
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Лучшая жизнь переносится на сентябрь

04.07.2009Валентина КокшароваЭкономика

Приводовцы в полной мере ощутили на себе последствия финансового кризиса, когда в марте на заводе начались сбои с выплатой зарплаты. Поначалу задержки составляли несколько дней, потом - недель, сейчас - больше месяца. Недовольство и возмущение людей зрело изнутри, затем пошли письма в разные инстанции, в том числе и в «Искру», а посетители городских сайтов уже не сдерживали эмоций: «Привод» вновь становился очагом напряженности на Лысьвенской территории. Первый квартал народ верил: надо потерпеть, с апреля все должно измениться в лучшую сторону. Изменилось, но в худшую - зарплата упала, платить ее вовремя не стали. На все вопросы трудящихся у администрации был один ответ: кризис. В итоге ситуация, подогретая пикалевской историей, начала выходить из-под контроля и гендиректор Виктор ЛЕШ принял решение: нужен открытый разговор с трудовым коллективом.

Потеря клиентов – потеря бизнеса

Он состоялся. Трудный, порой доходящий до точки кипения, с нелицеприятными оценками и демаршами, но люди получили возможность высказаться открыто. И не только по зарплате. Участие в собрании главы района Александра ГОНЧАРОВА придавало им решимости и уверенности.

Зал молча проглотил информацию гендиректора о невеселых итогах пяти месяцев. Объемы по выпуску товарной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали в 2,5 раза. А ситуация в марте и в апреле, по оценке Леша, была фактически неуправляемой. Мартовский объем выпуска составил лишь треть от прошлогоднего.

Виктор ЛЕШ:
- Эти итоги напрямую сказались на расходной части заводского бюджета. Доля зарплаты в объеме выпуска товарной продукции за март составила 50%, за апрель – 30%. С такими показателями завод жить не может. Кроме зарплаты в расходной части существуют налоги, обязательные платежи на поддержание рабочей инфраструктуры. Что остается на производство?

В мае на «Приводе» появились первые признаки положительной динамики: увеличилась загрузка производственных мощностей и средний фонд рабочего времени поднялся более чем на 100 часов на одного человека в месяц. Попросту говоря, с неполной рабочей недели часть рабочих перевели на полную. Но с начала года обострилась другая проблема – качество продукции. Расходы на исправление брака вместе с расходами на вынужденные командировки нанесли ощутимый удар по экономике предприятия, и сбрасывать это со счетов никак нельзя.

Виктор Леш не скрывал всей серьезности положения:
- Мы утрачиваем годами наработанные связи, клиентов. Есть, конечно, объективные обстоятельства, когда из-за отсутствия финансирования заказчики возвращают продукцию, просто придравшись к ее качеству. Тем не менее, проблема очень серьезная. Мы теряем лицо в РЖД, в Московском метрополитене.

Зарплата как зеркало эффективного управления экономикой

Кручина топ-менеджера небезосновательна. Снижение объемов в среднем на треть – настоящее испытание для бизнеса, который к тому же позиционирует себя как социально ответственный. Надо отдать должное: массового сокращения персонала завод не допустил, социальную сферу не распродал. Однако главное социальное обязательство работодателя, закрепленное в колдоговоре и в городском трехстороннем соглашении – вовремя рассчитываться за труд, – не выполняет.

Гендиректор признается и сожалеет, что руководство не сдержало слова - сорвало выплаты за май.

- Ситуация нехорошая - будем из нее выходить, но надо, чтобы все вы понимали ее одинаково.

«Понимать одинаково» - значит войти в положение работодателя. А положение у него незавидное: объемы авансирования заказов упали, новых заказчиков мало, традиционные клиенты – газовики и нефтяники - по известной причине свернули инвестпрограммы. Виктор Леш обреченно обронил: мол, если сегодня не будут проплачены материалы для выполнения плана в 3 и 4 кварталах, то эта (?) зарплата может стать последней в этом году.

- Я рассчитываю в первую очередь на ваши поддержку и понимание. Последние два месяца показали: мы с вами не решаем одной и той же задачи. Можно заставить выплачивать зарплату час в час, можно дать деньги на спецодежду и жиры, можно подключить административные ресурсы, правоохранительные органы и т. д., можно зарегламентировать и законтролировать нашу деятельность, но это не принесет ощутимых шагов, которые нам всем необходимо сделать», - говорил он, обращаясь к залу. Люди слушали молча в ожидании самого важного ответа: когда выплатят заработанное. Оказалось, ждать придется еще не один месяц: гендиректор пообещал, что администрация постарается выйти на нормальный график расчетов с работниками не раньше сентября.

Что же касается перспектив на второе полугодие, их суть можно свести к одному: инвестиционная программа не останавливается, появилась новая тематика – атомная энергетика, в стадии проработки и подписания несколько стратегически важных контрактов. И вообще, работы много, надежд на позитив - тоже.

Ему хотелось бы, чтобы этим позитивом проникся и коллектив. Люди готовы: корпоративный дух здесь еще силен. Но при условии достойной зарплаты и никаких срывов в ее выплате.

За хорошие машины и платить надо хорошо

На этом и построил свое выступление глава района Александр ГОНЧАРОВ. Роль и значение для Лысьвенского района такого предприятия, как «Электротяжмаш-Привод», переоценить трудно. До недавнего времени завод вкладывал деньги, и немалые, в спорт, культуру, оздоровление работников и их детей, поддерживал ЦТД, своих ветеранов. Но главное достоинство «Привода» - его продукция, которая на равных конкурирует с отечественными и зарубежными производителями. Лысьвенцы производят хорошие машины, а за хорошие машины и платить надо хорошо.

По словам главы, с начала года бюджет недополучил с этого предприятия более 17 млн. рублей НДФЛ – основного налога в местном бюджете. А это показатель того, что зарплата на «Приводе» упала, и значительно.

Александр ГОНЧАРОВ:
- Снижение производства в 2,5 раза, провал мартовской отгрузки, задолженность по зарплате, брак на 19 миллионов рублей – это плохо. Можно вести речь о каких угодно инвестициях, но если вовремя не платить зарплату, то дальше нам говорить, в принципе, не о чем. Работая на предприятии, вы (имеются в виду приезжие менеджеры – прим. авт.) сами убедились: уповать на то, что кто-то приедет со стороны и будет работать на заводе, не приходится. Никто не приедет, и собирать машины будут наши родные лысьвенцы. Профессия любого рабочего предполагает ежедневную и систематическую шлифовку мастерства. В чем я могу сомневаться, так это в качественном и умелом управлении топ-менеджеров.

В доказательство конструктивности встречи глава предложил не просто принять информацию первого руководителя предприятия к сведению, но и составить некую декларацию, согласно которой общественность могла бы контролировать ситуацию. Собрание не возражало. У Виктора Леша на сей счет была своя точка зрения. По его мнению, на заводе проводится системный анализ текущего момента, есть производственный план, эта информация открыта для работников завода. Поэтому нет необходимости фиксировать обязанности по выплате зарплаты в каком–то дополнительном документе: правовой аспект прописан в законодательстве и колдоговоре.

- Мы готовы вести диалог, но не надо забывать: у нас существует еще одна нагрузка на экономику - социальные предприятия. Вопросы содержания соцсферы понятны: их не раз обсуждали на всех уровнях, в том числе в правительстве края.

В ответ глава района однозначно заявил:
- Если заводу тяжело, мы готовы взять эту нагрузку на себя. Но я предлагаю не продавать социальные объекты, не наживаться на этом, а просто нормально передать.

Он также высказал недовольство тем, что предприятие не очень активно включилось в программу общественных работ. Для тех, кто сегодня не обеспечен работой и находится в вынужденном простое, это реальная возможность пополнить семейный бюджет пусть небольшими, но реальными деньгами.

- Есть желание этим заниматься, а есть нежелание. У вас 113 человек находятся в простое, и они реально могут участвовать в этом проекте. Я не понимаю, что происходит! Кто-то же из менеджеров должен заниматься этим системно. Мы готовы к любому конструктивному разговору, чтобы дать людям возможность заработать. Говорить о неких инвестициях, когда людям кушать нечего, - это некорректно, - резюмировал глава.

Виктор ЛЕШ с такой позицией не согласен:
- Что касается менеджмента. Директор по производству, директор по персоналу ежедневно стараются направлять людей на общественные работы. До 60 человек трудятся на территории вокруг «Привода», у дворца. Больше 50% находящихся в вынужденном простое задействованы в проекте. Возьмите ЦЗН. Сколько людей там стоит на учете, а сколько занято на общественных работах? Там тоже есть такой процент.

Что касается инвестиций. В 2007 году в инвестиционную программу включили пункт о вложении в персонал более 3 млн. рублей. В 2008-й, уже кризисный, год порядка 200 млн. было направлено в развитие завода. Мы не для того этим занимались прошедшие три с половиной года, чтобы сейчас довести ситуацию до кипения. Надеюсь, никто не станет раскачивать лодку и не перейдет к взаимным обвинениям? У нас есть антикризисный план, и он реально показал эффективность: при падении объемов более чем в три раза завод продолжает платить зарплату с задержкой в 14 дней. И продолжает получать новые заказы, развивать новые темы.

Александр ГОНЧАРОВ:
- Да, нужно пройти кризисный период, не раскачивая лодку. Но в любом случае мы должны понимать: когда будет свет в конце туннеля? В прессе появилась информация, что на заводе некоторые коллективы уже прекращали работу. Мы не хотим создавать на территории прецедентов, как это было в Ленинградской области.

Зал шумел...

Расхождения в оценках текущего момента главы и гендиректора были очевидны, как и то, что один радел за интересы доверенного ему бизнеса, другой – за интересы людей, проживающих на вверенной ему территории. Тем более, в зале ждали своей очереди желающие высказаться.

Критики в адрес дирекции предприятия звучало немало. И виной тому - не только долги по зарплате. Директор филиала ПГТУ Виктор КОЧНЕВ считает: на «Приводе» сведена к нулю работа по обучению молодых специалистов. Нет заинтересованности в будущих инженерах и технологах. Ребята оканчивают университет и покидают Лысьву. Более того, в этом году на предприятии отказали в практике 15 студентам. О каком будущем можно вести речь при такой кадровой политике?

Оператор котельной Крайнова от имени коллектива зачитала в адрес дирекции письмо, главное требование в котором – расплатиться за отработанное время.

- Понимаем, завод страдает от кризиса, но мы-то круглосуточно выдаем продукцию, и за нее население платит. Почему эти деньги не доходят до нас?

Зал шумел:
- Все знают ситуацию, но нам не давали выговориться!
- Рабочий класс для начальников означает «раб»!
Многие ИТР уверены: причиной столь непростой экономической ситуации стали ошибки в принятии управленческих решений. И не столько на уровне заводского менеджмента, сколько на уровне управляющей компании.
- Вы назвали предстоящие объемы выпуска и считаете, что эти объемы для нас? Для нас это не объемы! Чтобы мы получали достойную заработную плату, нам нужны сотни заказов. Куда делась наша традиционная номенклатура, машины ВАО? Продукцию для малой энергетики делали сотнями. Куда все это делось?
- Почему отдали ремонт двигателей на сторону? Как получилось, что наши базы простаивают, а ремонты производят за проходной другие фирмы? – летел вопрос в адрес гендиректора с другого конца зала.
- Почему на складе скопилось электроники на 6 млн. рублей? Если мы такие рачительные хозяева, почему не пускаем ее в дело?
Виктор Леш постарался ответить на все вопросы, но развеять атмосферу недовольства, на мой взгляд, ему так и не удалось.
- Мы понимаем: вы только управляете процессом, - подытожил глава района. - В плане принятия решений вы ограничены – есть собственники предприятия. Почему предлагаю принять декларацию? От имени коллектива и подписанная администрацией района, она должна уйти им. Ситуация на грани срыва, и мы не должны ждать момента, когда люди не выйдут на работу.

Декларацию приняли, проголосовали единогласно. По большому счету, это даже не декларация, а текущий план действий: составить график погашения задолженности, разработать план выхода из кризиса, довести до собственников информацию о текущем моменте на заводе.

Относительно собственников и управляющей компании Виктор Леш устало заметил: мол, все в курсе. Управляющая компания даже помогла деньгами. На собственниках внимание не концентрировали: на заводе их в глаза никто не видел. К слову, Дерипаску пикалевцы тоже увидели лишь тогда, когда в конфликт вмешался грозный премьер Путин. Особого желания познакомиться с реальными владельцами завода нет и у приводовцев: пусть живут себе в Москве, на Кипре или еще бог знает где. Хотелось, чтобы они услышали: «пояс затягивать» уже некуда.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика