Все знают, что трудами Зануцци создан городской парк. Многим известно, что улицы Шувалова и Лысьвенская тоже были озеленены его трудами. Но уверен: лишь единицы знают, что он создал сад от графского дома до пруда, а также два сосновых бора – на Кухтанке и возле кордона на реке Вашкур по Кусьинскому тракту.
Куда же делись насаждения на улицах и графский сад? В начале прошлого века все печи, в том числе и котлы ТЭЦ, топились дровами. Но дров хронически не хватало. Производство росло, и постепенно перешли на каменный уголь. От сажи деревьям было тяжело, но они не погибали.
В 1937-38 годах построили ширококолейную железную дорогу на Мыс, при этом ликвидировали нижнюю часть сквера у графского дома. Если изначально котлы ТЭЦ работали на естественной тяге, то к концу войны их перевели на дутьё. Было девять котлов, а над ними – девять труб высотой до двух метров над зданием.
Трубы вместе с сажей выбрасывали сернистый газ. В центре города висела синева. Сад погиб. До того как построили большую трубу, в школе № 1 очень часто (в безветрие или при западном и южном ветре) отменялись занятия. Когда построили трубу, сажа стала долетать до парка. И только перевод печей на мазут, а затем – на газ, позволил сохранить то, что осталось.
Сейчас железной дороги на Ленинский посёлок нет. Как хорошо было бы, если бы восстановили сад от графского дома к пруду!
Дмитрий Мокроносов, старожил Лысьвы.
Социальные комментарии Cackle