ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
И охота же мужикам коченеть на холоде, часами, сутками ждать добычу, терять выходные... В магазинах продуктов мало? Наверное, нам никогда их не понять. Хотя никогда не понять и мужикам наши возмущения типа: «абсолютно нечего надеть!», когда шкаф распирает от одежды. Такие мы разные. Потому и интересны друг другу. Вы охотитесь на зайцев, лис, глухарей, медведей, а мы – на свежую колбасу, любимое печенье и красивую кофточку. Вы мечтаете добыть лося и принести домой его ветвистые рога, а мы… Впрочем, сейчас не об этом…
А ДОРОГА - РВАНАЯ РАНА
- Коллеги хотели мне компас вручить. Беспокоятся, что могу заблудиться, - устанавливала контакт я, забираясь в потрёпанную «буханку».
- Вы же со мной! – поспешил успокоить хозяин транспортного средства. – От компаса пользы мало. Навигатор – другое дело. Можешь носить его в кармане и всегда знать, где находишься. Запрограммируешь координаты места, откуда отправился, и на экране будет видно, как вернуться обратно. Заблудиться в лесу – страшное дело. Помню, мужик, который не один десяток лет охотится, заплутал. Хотя с собакой был. А собака – что? Молодая, неопытная. Сама к машине прибежала, а хозяина оставила. Только спустя сутки он выбрался… У меня в машине всегда есть карта Лысьвенского района. На ней территория разбита на зоны. Все пронумерованы. По идее, на каждом столбе в лесу должна быть цифра. Посмотришь на карту и поймёшь, где примерно находишься. Так и на большую дорогу можно выйти…
Большая часть этого диалога состоялась в пути. Мы с охотоведом Виктором Козловым направлялись в сторону Кормовища. Нет, не на ловлю зверя. Хотя в каком-то смысле наше мероприятие напоминало охоту. На охотников же. Тех, которые не желают охотиться по правилам.
Мотор «буханки» хрипел стариковскую песню, а Виктор Сергеевич поругивался: рано выехали. Снега нет, главная дорога (если можно так назвать) напоминала рваную рану с грязными краями, а о дорожках, ведущих в лес, и речи нет. При таком раскладе сложно понять, есть кто в лесу и с каким умыслом. Припорошит белая пудра землю, для разведчика-охотоведа - подмога…
- Мы входим в структуру федерального управления Россельхознадзора по Пермскому краю, - посвящает меня в свои профессиональные тонкости Виктор Сергеевич. – В Лысьве я единственный представитель этой службы. Год назад всех специалистов перевели в статус госслужащих. Может, это неплохо, но и минусов хватает. Хорошо, у меня уже есть высшее образование (выпускник зооинженерного факультета приехал в Лысьву пятнадцать лет назад по распределению из Кировской области – С.Л.). Работают-то в этой сфере, в основном, те, кому за… Молодёжи мало. Коллеге из одного района сейчас 58 лет - два года до пенсии. Но, чтобы остаться на своём месте, он обязан получить «вышку». Учится заочно…
Мой провожатый неожиданно останавливает машину. Выходит из кабины и несколько секунд сосредоточенно всматривается в размытое дорожное полотно. Что можно увидеть в этом месиве, ума не приложу, но тоже напрягаю зрение. Тщетно. А напарник констатирует: «Старые следы». Едем дальше.
- Нынче в первые дни после открытия охотничьего сезона усиленно колесил по району. Намотал 300 километров, сжёг почти половину нормы бензина.
- У вас и норма есть?
- А как же? – усмехается Виктор Сергеевич. – Около 150 литров месяц. Причём каждый месяц переживаю: дадут денег на горючее или нет…
Заметив моё недоумение, собеседник продолжает:
- А у нас установка: транспорт охотоведам необязателен. Карту в руки и – вперёд! Пешком ли, на лыжах...
- Что-то мне ваш автомобиль карету скорой помощи напоминает…
- Верно! – рассмеялся охотовед. – Этот «УАЗик» списан со «Скорой». Там новенькие машины по нацпроекту получили, а мне эту местная администрация выделила. Хотя совсем не обязана был. Не знаю, на сколько старушки хватит. Может, зиму переживёт. На запчасти управление средств не выделяет: мол, не наша машина, нечего в неё вкладывать. Ещё один парадокс…
- Хотите посмотреть на запруду, которую сделали бобры? – резко поменял тему разговора Виктор Сергеевич. – Да вам повезло! Здесь сегодня и утки есть…
Действительно, пара сизых лапчатых вспорхнула, едва завидев незваных наблюдателей. Я любовалась запрудой бобров. Их острые зубы сточили почти всю иву у небольшого прудика. Четверолапых строителей не волнуют отсутствие финансов и прочие моменты, которые переживает людская стройиндустрия.
ОТКУДА РУЖЬИШКО?
Воздух – словно молочный кисель. Видимость плохая. Но Козлов всё равно то и дело выскакивает из «буханки». Наконец, взял след. Свежий. Судя по протекторам, проехала «десятка». Обратно, вроде, не выезжала: лужи размазаны в направлении леса (охотовед играет роль Холмса, я несмело претендую на Ватсона). Оставляем машину у дороги и чавкаем грязью вглубь.
- Накануне восьмого марта случай был. Вижу, машина стоит на обочине. А рядом – мужик «Буран» заправляет. Решил подождать. Дождался. «Чего делаешь?» - спрашиваю. «Да так, свежим воздухом дышу». Я-то вижу: тропа лосями исхожена. А на них охота закрывается уже 15 января. Я: «Почему ружьё заряжено?» «Да так, пострелять решил…» А документов на оружие при себе нет. Оштрафовал. Потом он ещё раз мне попался. «С тобой, - говорит, - никакого покоя». Тогда ещё штрафы небольшие были: от 500 до 1000 рублей. А с июля этого года они стали от тысячи до двух тысяч рублей.
- А за самые тяжкие вам наказывать приходилось? Например, если люди без путёвки и не в сезон лося убили?
- Таких не видел. Но если даже увижу… Что у меня против них? Ружьё – моё личное. Патроны – тоже свои. Нынче управление выделило десять патронов на отстрел уток для проверки на вирус птичьего гриппа… Я один. Слышал, где-то в Свердловской области егеря за принципиальность убили. Так что в таком случае позвоню нашей доблестной милиции: у них есть и люди, и техника, и полномочия. Благо, связисты установили ещё одну вышку, и сотовый телефон кое-где в деревнях принимает сигнал…
К нашему диалогу, оказывается, прислушивалась длиннохвостая неясыть (я не обзываюсь, это разновидность совы). Впрочем, ей вряд ли есть до нас дело. По-царски восседая на столбе посреди зарослей травы, удостоив нас взглядом, она продолжала вглядываться вниз. В дымке тумана это существо с немигающим взглядом выглядело мистически.
- Красавица! Мышей выслеживает, - прокомментировал Виктор Сергеевич.
А БЫЛИ-ТО ПЕРЫШКО ДА КАПЕЛЬКА КРОВИ
…На поляне притаилась, действительно, «десятка». Но ни в ней, ни рядом никого не было. Зато поблизости оказалось подобие шалашика. На улице – стол со старым стулом, внутри – крохотная комнатка с топчаном. У стола - рамка от телевизора без экрана. То ли бомжей пристанище, то ли привал одинокого путника. Иные охотники, которые выбираются в лес не на одни сутки, ночуют в основательных избушках. Там и печка есть, и даже летний душ. Полный отрыв от цивилизации – ни телевидения, ни радио, ни сотовой связи.
…Мы уже с полчаса стоим у машины. Никто так и не появился. То ли люди не на охоту, а на рыбалку приехали… Решаем двинуться дальше. Но часовые скитания результата не дают. Наконец, вдали заурчал мотор. Козлов хватает чёрно-белую палочку, натягивает кепку на глаза и скрывается в лесополосе. Выныривает из белёсой пелены в паре метров перед бампером «Нивы».
- Здравствуйте, на охоту едете? – спрашивает у пассажиров.
- Нет, в лесхоз…
На том и расстались.
- Хоть жезл-то у вас свой? – ехидничаю.
- Знакомые ребята из ГИБДД помогли…
Мы - снова у отворота, где всё так же тоскует «десятка». Холод по ногам поднимается выше. Зуб на зуб попадает через раз. Домой!!! А охотоведа холод будто не берёт. Вспоминаю, как отозвался о Викторе Сергеевиче начальник управления по охране окружающей среды Сергей Михута: «Мне в нём импонирует упорство. Если учует браконьера, доведёт его до конца».
- Как-то зимой дожидался хозяина машины, - словно прочитал мои мысли Козлов. – Думал: «Ну, ещё полчаса, и всё!» Промёрз часа четыре! Инеем едва не покрылся, пока хозяин объявился. На полусогнутых едва до него добежал. Не зря ждал: у мужика документов на ружьё не было…
Ещё через пару минут ожидания, сопровождающегося моим хлюпаньем носом, напарник выдал другой случай:
- Как-то подхожу к машине, а водитель вдруг резко дал по газам. Подозрительно. Зашёл в лес по следам. В одном месте: одно пёрышко и крохотная капелька крови. Перехватил ту машину. Говорю: «Показывай, что в рюкзаке». Там- куница. Разрешение на её отстрел у мужика есть, но в путёвке он сразу должен отметить, что добыл животное. Оштрафовал по этому пункту. Думаю: «Где-то должен быть тетерев». Говорю: «Я второй раз повторять не буду. Показывай, что ещё у тебя есть». И точно: замотанного в какую-то тряпку, его засунули, кажется, под заднее сидение. А дело было в закрытой зоне (она тянется во все стороны от Лысьвы на 12 километров), где охотиться нельзя. Ещё один штраф. Ну, люди! Нельзя было оформить путёвку и охотиться по-человечески?..
Минуты ползут, как улитки. Я начинаю многозначительно поднывать: «Наверное, это рыбаки… Точно рыбаки! Ни собачьего лая не слышно, ни выстрелов…» Виктор Сергеевич сдаётся спустя почти час. Мы возвращаемся в Лысьву. Почти молча.
Меня не покидает мысль: негодуем по поводу вырубки лесов, браконьерства, а что делают «головы» соответствующих служб, чтобы ни у кого и мысли не возникло залезть грязными руками в наши богатства? А в голове моего собеседника сидит твёрдая уверенность: всё наладится. И «Буран» дадут, и с патронами проблем не станет, и бензин не нужно будет «выколачивать». Ожидается очередная реорганизация «Россельхознадзора». Во власти ведь тоже люди сидят… Что ж, главное, чтобы была она – Надежда. Пока она жива, принципиальный человек делает нужное дело.
P.S. Дописываю этот текст в субботу. За окном, наверное, ещё с ночи кружит по-настоящему серьёзный снег. Двор будто накрыло рыхлой ватой. Не удивлюсь, если охотовед Козлов в законный выходной рванул в лес. Такая работа…
1. Возьмите с собой ружье. Ружье - это такой продолговатый предмет, который при нажатии на крючок делает большой «бам!».
2. Возьмите патроны: ружье без них стреляет только на сцене.
3. Возьмите вязание: оно успокаивает и помогает коротать время.
4. Возьмите карту. Посмотрите, соответствует ли она местности. Если не соответствует, смените местность.
5. Возьмите с собой жену, чтобы она не думала, что вы отправились к любовнице. Смешно рассчитывать, что наличие дичи сможет ее переубедить.
6. Возьмите с собой детей: квартира будет целей.
7. Захватите и тещу: одной дома ей будет скучно, и от нечего делать она непременно замыслит против вас какую-нибудь гадость. К тому же, случаи на охоте... В общем, вы понимаете...
8. Тестя тоже с собой возьмите, иначе теща подумает, что вы с ним сговорились и устраиваете охоту только ради того, чтобы развязать ему руки.
9. Возьмите с собой что-нибудь чужое: если вдруг заблудитесь, вас непременно отыщут. Либо хозяин чужого, либо милиция.
Кто в лесах лысьвенских бегает и летает?
Виды животных 2002 год 2006 год
Белка 8100 2000
Волк 12 7
Горностай 480 300
Заяц-беляк 4000 12000
Кабан 5 35
Колонок 65 300
Куница 300 1200
Лисица 390 500
Лось 270 320
Рысь 170 50
Глухарь 1500 2500
Тетерев 2800 4500
Рябчик 29100 25000
Медведь 270 250
С начала 2007 года добыто: 3 медведя, 2 кабана.
В.С. Козловым составлено 35 протоколов на сумму 22 тысячи рублей.
СЕЙЧАС открыта охота на всю лесную живность, исключая барсука.