Юбилей для театра - не просто дата, а целая эпоха его творческой жизни. Невозможно представить Лысьву без этого храма культуры. За 65 лет выросло не одно поколение зрителей, которое платит ему преданностью и любовью. А завоевать такое признание - нелёгкий труд. Но театр всегда был верен своему зрителю.
Открылись «Встречей в темноте»
Передо мной - сотни газетных вырезок, афиш. За каждым названием спектакля - месяцы работы. Сотни фотографий. Память сохранила имена актеров. Вглядываясь, вчитываясь, размышляю, что я - маленькая частица большой истории, начавшейся 5 июля 1944 года с приказа № 1 по Лысьвенскому драматическому театру. Важно помнить: театр начался не с нас, сегодняшних, а с тех самоотверженных людей, которые в суровом 1944-м приехали в бездорожный рабочий город, чтобы посвятить себя его людям.
К сожалению, уже нет в живых тех, кто начинал создавать этот театр, ушли из жизни многие, кто продолжал их дело, кто сумел сохранить театр в сложных ситуациях, а затем превратил его в один из лучших в крае. Вспомнить в дни юбилея о тех, кто оставил наиболее яркий след в истории театра, кто заметно повлиял на его судьбу, - наш долг.
Шло последнее военное лето, когда лысьвенцы обратились во Всероссийский комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР с просьбой открыть в городе стационарный профессиональный театр. И вот приказом № 291 от 8 июня 1944 года с задачей «художественное обслуживание большого отряда металлургов, славной уральской кузницы оружия для героической Красной армии» был образован Лысьвенский городской драматический театр.
5 июля 1944-го в город прибыла группа работников бывшего Ивановского передвижного театpa, a 4 августа к труппе присоединились актёры Молотовского театра миниатюр. Пополняли её и актёры, оказавшиеся в эвакуации. Возглавили труппу директор М.В. Исаев, художественный руководитель В.В. Ростовцев и главный режиссёр Е.М. Кауль. 7 октября 1944 года спектаклем по пьесе Ф. Кнорре «Встреча в темноте» открылся первый сезон. С этого времени театр и ведёт отсчёт своей истории.
По лабиринтам драматургии
Театр рождался на пустом месте. На момент открытия он был укомплектован кадрами на 35%. Кроме здания, которое не раз перестраивали изнутри, не было ничего. Электроосветительный, костюмерный, бутафорский и другие цеха создавались заново. Сюда привлекались не работающие на заводе. Дело новое, непривычное, отсюда и текучка: кто-то не справлялся, кого-то подводила дисциплина.
В худсовет вошли представители горкома партии, ЛМЗ и интеллигенции. Работали много. Очень помог директор ремесленного училища В.И. Беляев, который по совместительству стал первым заведующим постановочной частью. Первые декорации выполнялись учащимися училища. Жители города несли в театр чудом сохранившуюся антикварную мебель, подлинные вещи для реквизита. Снабжали артистов обмундированием и вернувшиеся из госпиталей солдаты.
Зрители, казалось, не замечали ни грубых скамеек в зрительном зале, ни белого поля занавеса, ни плохо отапливаемого зала. Всё внимание было приковано к сцене, где происходило вечное чудо, - рождалось искусство. На полюбившийся спектакль ходили не по разу. Актёров знали в лицо и по имени. Кумирами театралов стали А.В. Чужбинин, А.М. Сумбатов, В.В. Ростовцев, Э.М. Хиппеляйнен, А.М. Негина, А.Т. Струйская, К.И. Маркина, Е.М. Кауль, Ф.С. Быстров, М.П. Беликов, Л.Н. Анигип, М.И. Снежинская, А.Б. Оленин, А.А. Михайлов, В.В. Андреев-Бурлак и многие другие. Труппа помогла людям выстоять в последний год войны, скрасив тяжёлые будни. А лысьвенцы обрели театр, ставший их гордостью и любовью.
Только с нынешних позиций понимаешь, как менялась судьба театра в зависимости от происходившего вокруг. Идеологизация, осознание необходимости, поиск своего пути или же просто желание выжить двигало руководство к выбору того или иного репертуара.
Да, театр искал пути в лабиринтах драматургии. Менялись руководители, режиссёры, актёры, но первые годы репертуарной политики заложили фундамент на все последующие. Критики отмечали: лысьвенский театр «тяготеет к крупным формам, к большой теме, к масштабным характерам, к сюжетам сложным, позволяющим сказать зрителю полезное слово, а пьесы в репертуаре классические и современные, с персонажами ярко индивидуальными и по-человечески интересными». Времена менялись, а театр всегда был фактором времени.
Коллектив силён труппой
В разные годы директорами были Ю.С. Никитин, Ю.И. Жарин; актёр и режиссёр, 20 лет возглавлявший труппу, - С.П. Хлюпин (1954-1974), Ю.А. Милютин. Сейчас труппой руководит Е.Р. Ведерников. Со сменой творческого руководства меняется репертуарная политика. За нее отвечает главный режиссёр. Именно репертуар подчинён его вкусу, желанию высказаться, умению разглядеть в творческом составе тех, кто будет определять его позицию. Главными режиссёрами в разные годы были А.В. Чужбинин, Р.А. Нимциг, С.Б. Рахманов, В.Э. Вайнштейн, И.А. Рабичев, Б.А. Скоморовский, Г.Г. Чодришвили, В.И. Гриценко, Г.А. Яковлев, Н.П. Фёдорова, А.Я. Матвеев, Ф.Т. Демьянченко, Г.М. Прыгунова, В.А. Рябинов, Е.Ю. Ланцов, В.А. Годунов, Т.С. Насиров. Сейчас театр возглавил художественный руководитель Ю.В. Муравицкий.
Эпоху в развитии театра составила деятельность заслуженного деятеля искусств России А.А. Савина на посту главного режиссёра, а затем и художественного руководителя-директора (1978-1999). Под его руководством театр приобрёл более широкую известность, провёл ряд успешных гастролей по стране, стал участником многих фестивалей, впервые выехал за границу.
Хочется вспомнить представителей ещё одной столь необходимой в театре профессии - художников. В разные годы на лысьвенской сцене работали Н.И. Врачинский, И.А. Чебыкин, И.В. Медведев, В.Ф. Васильев, Л.З. Орнатский, М.А. Рогинский, А.П. Клочков, А.Н. Жёлудев, В.С. Шашкин, А.А. Удюрминский, Е.Ф. Евлиовская, В.А. Авдеев, А.А. Алёхин, Ю.А. Милютин, сейчас главный художник театра - Ольга Вологина. Её стараниями оформлены фойе и кабинеты, благодаря её усилиям проходят выставки, появляются цветные афиши.
Творческий коллектив силён труппой. Ведущими актёрами в разные годы были А.П. Соколов, В.Ф. Пантелеймонова, Р.К. Инсаров, В.М. Рыболовлев, Л.Е. Стужев и его сын В.Л. Стужев, А.Г. Дмитриев, Г.А. Малышева, Г.В. Промтова, А.В. Фомина, В.Г. Масалова, А.И. Рябинова, заслуженный артист Бурятии Е.В. Тихомиров. Зрители любили М.П. Беликова, Е.И. Розову, Р.Ф. Пашкину, И.В. Имерова.
Гордость нашей сцены - заслуженные артисты РФ К.И. Маркина, А.А. Краева и И.В. Котов артисты С.П. Хлюпин, Л.А. Седов, Л.А. Арбитман. Сейчас ведущие актёры - заслуженные артисты России А.С. Миронов, О.Б Павлов, Г.В. Дубровина, К.А. Савина, актёр и режиссёр В.П. Себекин. Много поклонников у Л.М. Шуваевой, В.П. Олейникова, Е.А. Меденникова, В.Н. Косарева, Л.А. Кожина, А.В. Себекиной, Г.П. Зотиковой, Н.А. Мироновой, В.А. Пугачёва, Э. Фролова, А. Лепихина, Н. Ахтырской, Н. Катаевой. Талантлива и молодёжь: Е. Елькина, С. Тихомирова, Е. Чурилова, А. Себекина, А. Ефимычева, М. Тихомиров, К. Имеров, И. Безматерных, В. Харчилава.
Сплав общих усилий
Думаю, никто не станет оспаривать: актёр - главный человек в театре. Но если кто-то попытается убедить, что без других специалистов театр существовать не сможет, то ему вряд ли кто возразит. В том-то и состоит своеобразие искусства театра, что оно - сплав коллективных усилий. А сколько было в театре подвижников не из актёрского цеха!
Заслуженный работник культуры Н.А. Перевозчиков начинал помощником портного, затем стал мастером своего дела, заведующим костюмерным цехом и более сорока лет служил театру. В августе 1944 года, мальчиком, в театр пришёл Аркадий Трушников, здесь получил профессию из рук Б.И. Кузнецова, который возглавлял парикмахерский цех в первые годы рождения театра. Около 10 лет А.Г. Трушников руководил парикмахерским цехом в нашем театре. Сейчас он заслуженный работник культуры - зав. гримёрным цехом Рязанского областного драмтеатра. Около двух десятков лет проработала в театре заведующей парикмахерским цехом художник-гримёр Л.Н. Корюкова. Уходя на заслуженный отдых, передала свой опыт Т. Масленниковой.
Долго вспоминали в театре художника по свету Б.Н. Бельтюкова, мастера чудес. И техника-то была примитивна, и оборудование не так современно, а было главное - желание, любовь, отсутствие равнодушия и ощущение общего процесса. А как не вспомнить художника-декоратора В.Ф. Васильева? Зрители старшего поколения помнят великолепные писаные задники: сказочные леса и старинные замки, павильоны дворцов и усадеб, избы и землянки. В 1949 году он оформил свой первый спектакль и более 30 лет служил театру.
Часто встречаю на улице Н.М. Магафурова: несмотря на свои 80, подтянутого, энергичного и улыбчивого. Он возглавлял поделочный цех 20 лет. Незаменимым человеком был И.И. Казимов, долгие годы руководивший художественно-постановочной частью театра. Человек-легенда, кем он только не был в театре: играл на сцене, шил половики и декорации, красил мебель, чинил обувь. Его любили все, он всегда был всем нужен. Был просто Служителем Театра. Пожалуй, сегодня такой мастер на все руки - Е.А. Меденников.
Более 50 лет прослужила К.П. Сапожникова. Молодой девочкой пришла она кассиром, затем стала бухгалтером, главным бухгалтером. Клавдия Петровна прошла все ступени этого кропотливого бумажного труда и передала свой опыт З.В. Гончаровой. И внучка Елена пошла по стопам бабушки. Около 30 лет служит в театре З.С. Машкауцан: перепробовав не одну профессию, нашла призвание в работе со зрителем. Уже много лет она замдиректора по продаже и распространению билетов. Свой опыт передаёт И. Сапуновой. Неоценим вклад В.С. Собецкого в реконструкцию театра после пожара.
Сильная сторона театра - стабильность в технических цехах. Много лет служат зав. труппой Н.Р. Тихомирова, ассистент режиссёра Н. Ширшова, швеи Е. Худякова, Г. Булдакова, Н. Пирожкова, костюмеры Ю. Сыропятова, Е. Шешина, парикмахеры Н.И. Кожина, Л. Долгих. Столярные работы выполняют А. Зорин и А. Помелов, монтаж декораций - С. Сазонов, А. Сюткин и М. Шуклин, декорации шьёт О. Сизова. Опытными мастерами стали осветители С. Семёновых и В. Кубанов, звукорежиссёры А. Ширшов и М. Терентьев. Мастерски расписывают декорации художники-исполнители А. Исакова и В. Кисилёва.
Этими людьми всегда двигала любовь к театру, и число их неизмеримо больше, но рамки статьи не дают возможности озвучить все имена.
Встречая очередной юбилей, залечив тяжёлые раны трагедии 1993 года, сегодня театр располагает всеми условиями для активной творческой жизни. Пожелаем ему долголетия и неизменной любви зрителей!
Клавдия Савина, заслуженная артистка России.
Социальные комментарии Cackle