66-й театральный сезон открывается в эти дни необычно. Необычно и для зрителей, и для коллектива театра драмы имени Анатолия Савина. Его новый художественный руководитель Юрий МУРАВИЦКИЙ назвал эти три насыщенных дня презентацией творческих планов.
- Юрий Витальевич, самое необычное в театре нововведение для лысьвенцев, наверное, - киноклуб «25-й час». Кинопоказ и живое искусство многие считают делом несовместимым - не переживаете, что вас не поймут?
- Дело это хорошее. Тем более, что в Лысьве нет кинотеатра. И хочу успокоить: блокбастеры мы показывать не собираемся. Если только, конечно, они не представляют художественной ценности. Собираемся работать по стандартной для киноклубов программе: показывать хорошее, качественное кино – это итальянский неореализм, французская новая волна, американский независимый кинематограф и, разумеется, наша классика. Показ будет предварять небольшая лекция о фильме, а после просмотра желающие смогут принять участие в его обсуждении. Начнём с фильма современного американского режиссёра Спайка Ли «25-й час». Дети будут смотреть мультфильмы, и тоже только качественные, в том числе победившие на фестивалях. Надеюсь, лысьвенцы поймут и поддержат нашу идею.
- Если верить поговорке «новая метла по-новому метёт», можно ожидать серьёзных перемен и в репертуарной политике. Областные СМИ сообщают: дескать, собираетесь отправить классику «на свалку»...
- Нет, конечно! Но доля правды в этом всё-таки есть. Собираемся не «задвинуть», так сказать, классику, а «продвинуть» современную пьесу. Кстати, именно в Лысьвенском театре уже не первый год проходит фестиваль современной пьесы, который пользуется у зрителя большой популярностью, – билеты расходятся задолго до читок. Попасть в дни фестиваля на эскиз спектакля бывает практически невозможно. И это говорит о том, что интерес к современной драматургии огромен. Ну, а если посмотреть по соотношению классических и современных постановок, думаю, оно получится 50 на 50. Так что классику, как видите, ущемлять никто не собирается.
- Знаю: эхо июньского фестиваля современной пьесы в новом сезоне будет громким – лысьвенцы смогут посмотреть «Третью смену», вызвавшую в городе серьёзный резонанс. Идёт работа и над другими спектаклями. Надо думать, приезд на открытие сезона автора этой пьесы Павла Пряжко и Ярославы Пулинович, написавшей пьесу «За линией», - старт ещё одной новой идеи?
- Да, собираемся устроить лысьвенцам встречу с ними и с создателями спектаклей по их произведениям. Если эта форма оправдает себя, будем устраивать такие встречи чаще. А такой диалог со зрителем – максимально открытый и честный – для нас очень важен. При формировании репертуарной политики мы не можем не учитывать мнение зрителя - главного эксперта нашей деятельности. Если говорить о премьерах сезона, зритель увидит также работы Романа Ильина «Две дамочки в сторону севера», Александра Баринова «Ночь Гильвера». Но опять же, чтоб не подумали, что забываем о классике, Валерий Годунов ставит спектакль «Страсти человеческие» по пьесе «Любовь под вязами», приезжал режиссёр Алексей Курганов, который возьмётся за постановку «Утиной охоты» Александра Вампилова, начата работа над «Блохой» по пьесе Замятина. Соотношение выдерживаем!
- В Интернете уже обсуждаются гастрольно-фестивальные планы нашего театра. На одном из сайтов прочитал, что собираетесь «натравить» молодых драматургов на жителей Лысьвы. Приоткроете завесу тайны?
- Да, собственно, никакой тайны тут нет. В 2010 году собираемся запустить проект «Портрет жителя Лысьвы». Это своеобразная творческая лаборатория, в которой будут экспериментировать пять молодых драматургов: встречаться с жителями города и на основе общения создавать некое подобие пьесы. В итоге должен родиться спектакль. Но и от фестиваля современной пьесы отказываться не собираемся. Он пройдёт в июне. А на май уже запланирован фестиваль театров малых городов России. В планах также спектакль по стихам Андрея Родионова, поэтический вечер по творчеству Пастернака, участие в краевом фестивале «Волшебная кулиса» со спектаклями «Молодой удалец – гордость Запада» и «Третья смена». Что касается гастролей, хотим организовать обменную гастрольную программу «Лучшие спектакли малых городов России», чтобы не только наш театр ездил куда-то, но и другие театры приезжали в Лысьву.
- Ну и напоследок: как встретили вас город, театр? Долго ли думали, прежде чем дать согласие на такую беспокойную должность?
- В Лысьве бывал не раз. Взаимопонимание с труппой есть. Лысьвенский театр живой: не надо «будить» труппу, как это зачастую бывает в других городах. Люди настроены на позитив, поэтому здесь интересно работать. Когда предложили стать художественным руководителем, пришлось расставить приоритеты. Понял, что можно отказаться от каких-то дел в Москве и в других городах и заняться лысьвенским театром. Для меня это на данный момент важнее. А впечатления о городе прекрасные. В магазине неподалёку от театра такой же выбор, как и в столице. Да и пейзаж за окном похож на тот, что открывается из окна московской квартиры. Так что особых отличий даже не вижу.
Юрий Муравицкий
Режиссер, драматург, продюсер, директор Московского фестиваля уличного искусства «Открытое небо». Родился 12 апреля 1978 года в г. Бердичев Житомирской области. Вырос в Воронеже.
В 1999 году окончил актерский факультет Воронежской Государственной академии искусств. С 1999 по 2002-й год – актер Самарского академического театра драмы им. Горького. В 2001 году поступил на режиссерский факультет театрального института имени Щукина при Государственном театре имени Вахтангова, на курс М.Б. Борисова. После защиты режиссерского диплома был приглашен на кафедру режиссуры в качестве педагога-стажера.
В 2002-м переехал в Москву. Начал активно сниматься в отечественных сериалах: «На углу у Патриарших-4». «Даша Васильева. Любительница частного сыска» и других.
В 2005 году ставит в Москве свой первый профессиональный спектакль «Блоха» по пьесе Евгения Замятина, одновременно выступая в роли продюсера проекта.
С 2006 по 2008 год работает на кафедре и параллельно начинает активно участвовать в фестивалях и лабораториях, посвященных современной драматургии, и ставить спектакли в разных театрах страны.
Лысьвенцы видели его спектакль «Остров Рикоту», представленный Новоуренгойским театром «Северная сцена» на VII Всероссийском фестивале театров малых городов России.
Социальные комментарии Cackle