С июня будущего года беготня и нервотрепка при сборе документов для оформления прав на недвижимое имущество и при его постановке на кадастровый учет отменяются.
Регистраторы всех форм, объединяйтесь!
Единая система государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимости будут организованы по системе «одного окна». Даже не верится: пришел в офис, написал заявление - мол, хочу землю и дом оформить, как полагается, в собственность, подал в окно необходимые документы - и свободен. Потом только надо за окончательным, правоустанавливающим, документом подойти.
Десять лет назад, когда государство обязало нас регистрировать права на свою собственность, многие бунтовали: что еще за порядки? Но с новыми правилами постепенно смирились, и в офисе регистрационной палаты выстроились большие очереди. Сейчас даже пожилые люди знают, что право собственности на квартиры, дома, на земельные участки должны быть зарегистрированы.
Но все эти годы система учета объектов недвижимости и система регистрации прав на них развивались независимо друг от друга, находились на разных уровнях власти и в разных ведомствах. В итоге сформировалось два различных института, обеспечивающих учет и регистрацию прав. Это кадастровый учет земельных участков (Роснедвижимость) и регистрация прав (ФРС), которые функционировали как обособленные ведомственные системы.
Такая структура перестала отвечать интересам развития рынка недвижимости, несла необоснованные издержки, и в 2007 году был принят Федеральный закон «О кадастре и недвижимости», объединивший систему учета зданий, сооружений и систему учета земельных участков. В декабре 2008 года появился Указ Президента РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», который, в свою очередь, объединил кадастровый учет и государственную регистрацию прав. Согласно ему с 1 января 2009 года Росрегистрация переименована в Росреестр, которому переданы функции упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии. Началось создание единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на него.
Что это такое и чем объединение трех ведомств обернется для рядового гражданина и предпринимателя? Об этом наш разговор с руководителем лысьвенского отдела Росреестра Татьяной ВЛАСОВОЙ и его главнымии специалистами-экспертами Мариной БОРОВКОВОЙ и Екатериной ЧЕБАН.
- Татьяна Анатольевна, «три в одном» - это хорошо, но только ли очереди стали причиной того, что правительство решило «слить» три ведомства в единую структуру?
- Сегодня очевидно: операции с недвижимостью становятся все более интенсивными. Участники экономической деятельности, государственные управления с каждым годом предъявляют все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость. При этом в стране сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на бурное развитие гражданского оборота недвижимости, возникшие права у нас в значительной мере не зарегистрированы. Причины – финансовые издержки, связанные с их оформлением, обособленность ведомств, да и волокиты хватало. В итоге принято решение о создании единой системы федерального государственного учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Что даст такая реорганизация? Первое - существенно упростится процедура регистрации. При подаче заявлений на госрегистрацию, к примеру, земельного участка граждане одновременно подают заявление о его постановке и на кадастровый учет. Необходимость выдачи кадастрового паспорта отпадает. Это очень существенно, ибо получить его весьма непросто.
Второе – появится единый информационный ресурс электронных услуг и можно будет подавать документы на кадастровый учет в электронном виде, в том числе по электронной почте, что в несколько раз увеличит пропускную способность офисов реестров. Также появится возможность получать выписки из реестра через Интернет.
Создание единых подразделений обеспечит качество услуг – открытость, понятность процедуры регистрации и учета как для граждан, так и для юрлиц.
В Пермском крае прием в «одно окно» в качестве эксперимента и только документов упрощенного порядка на регистрацию прав был начат в сентябре в Большесосновском и Бардымском районах. В целом край и наш отдел перейдут на новую систему с 1 июня 2010 года.
А чтобы общение людей с чиновниками было сведено до минимума, граждане могут получать услуги через Интернет и в так называемых функциональных центрах, которые могут быть созданы по инициативе муниципалитетов. Это новая структура организации работы. Вместо того, чтобы обходить несколько организаций, достаточно будет обратиться в этот центр и подать заявление. Его работники соберут всю необходимую информацию, и через установленное время клиент получит уже готовый документ.
Риэлторов пока просят не беспокоиться
- По своим предполагаемым функциям такой центр напоминает деятельность риэлторских контор. Он станет им конкурентом?
- Полагаю, что риэлторские компании пока останутся. Но в правительственном постановлении по поводу создания этой структуры записано, что на базе центра будут предоставляться не менее 50 государственных и муниципальных услуг, а поскольку это будет автономное учреждение и оно само будет зарабатывать деньги, почему бы ему не взять на себя и оформление договоров купли-продажи? Кроме того, есть одна отличительная особенность: это учреждение муниципальное, у него будет ответственность, в отличие от риэлторов, которые подчас никакой ответственности за качество своих услуг не несут. В последнее время к риэлторским фирмам много претензий. Договоры, составляемые ими, порой не соответствуют требованиям законодательства, и люди вынуждены сами перепечатывать их и исправлять неточности. Вполне возможно, юридическая чистота сделок будет осуществляться этими центрами и они возьмут на себя всю полноту ответственности за качество их исполнения.
- С кем конкретно на территории вы объединитесь?
- На улице Мира, 26 у нас работают представители чусовского территориального отдела Роснедвижимости, которые выдают кадастровые паспорта. Есть еще лысьвенский филиал земельно-кадастровой палаты (руководитель В.В. Атняшева), который готовит кадастровые паспорта.
- Вы сказали, ваша служба выдает в месяц более двух тысяч выписок. Это информация о правах на земельные объекты, обобщающие сведения о правах на все объекты юридического лица и информация о правоустаналивающих документах. Получить эти сведения может любой желающий. В СМИ, бывает, возникают вопросы: кто собственник того или иного помещения? Если мы обратимся, вы предоставите нам такую информацию?
Марина БОРОВКОВА, главный специалист-эксперт, занимается непосредственно выдачей выписок по запросам:
- В законе «О регистрации прав на недвижимое имущество» четко прописаны условия и критерии предоставления данной информации. Во-первых, она платная, во-вторых, мы обязательно изучим документы, удостоверяющие личность заявителя. В-третьих, нужно правильно называть объект и его адрес. Но в законе записано: данная информация не должна быть использована во вред правообладателю, который имеет право получить информацию о человеке, сделавшем запрос.
- Несколько слов об очередях. У вас есть телефон, по которому можно записаться в очередь на регистрацию. Активно ли граждане пользуются этой формой?
Татьяна ВЛАСОВА:
- Очень. Мы могли бы увеличить количество людей, которых можно записать по телефону, но этого не позволяет сделать количество «окон». Заявлений много, а нас всего 14 человек. За десять лет наш штат увеличился на одного человека, а количество регистрируемых прав – в разы. Поэтому очередь по записи уже на конец февраля. Конечно, и нам было бы спокойнее, если бы люди не занимали очередь с четырех утра, а записались по телефону. Увы, это проблема всех регионов.
Успевайте, господа-товарищи, договор оформить
- Если учесть, что в 2010-м году заканчивается бесплатная приватизация и люди повалят в регистрационную службу, объем работы у вас увеличится в разы?
Марина БОРОВКОВА:
- Кстати, о приватизации. В марте 2010 года в России завершается бесплатная приватизация жилищного фонда. Данный закон действует более 18 лет, и те, кто пожелал оформить свои квартиры в собственность, этим правом воспользовались. В закон были внесены изменения, ограничившие срок его действия – 1 марта 2010 года. Это спровоцировало активность нанимателей и, естественно, увеличило объем работы в регистрационной службе. Хочу сказать следующее: те, кто успеет заключить договор о приватизации в отделе по приватизации и распределению жилья до 1 марта, могут прийти на регистрацию и после 1 марта. Главное – успеть заключить договор до этого срока.
- О «дачной амнистии». Многие ли в нашем районе воспользовались предоставленной возможностью упрощенной регистрации садов, дач в собственность?
Екатерина ЧЕБАН:
- Когда появился закон об упрощенной системе приватизации садовых участков, дач, граждане мало им пользовались. Наверное, потому, что он был не очень понятен. Нам даже пришлось через газету разъяснять порядок приватизации и регистрации прав в упрощенном порядке.
В настоящее время, как говорится, процесс пошел. Государство продлило срок упрощенки до 1 марта 2012 года. Основная проблема – получение кадастрового паспорта на земельные участки. Это долго и затратно. Надеемся, объединение и работа под одной крышей решит проблему. В целом же в городе и районе довольно большой процент тех, кто еще не зарегистрировал свои земельные участки, садовые домики и индивидуальные дома. Но если в 2008 году упрощенным порядком воспользовались 466 владельцев, нынче - уже почти 1000: рост в два с лишним раза.
- Немало, наверное, и тех, кто не оформил согласно новому законодательству и гаражи?
Татьяна ВЛАСОВА:
- С садовыми домиками все просто, а вот что касается гаражей, - тут сложнее. В городе никогда не вели их надлежащего учета. В отделе градостроительства есть какие-то книги, где когда-то регистрировали разрешения на отвод земли и строительство гаражей, - и только. Поэтому зарегистрировать гараж по обычной схеме было проще. Сейчас сложнее, потому что нужно межевание земельного участка, а это дорого. Рассуждают так: пока нет необходимости продавать гараж, нечего и землей заниматься. Думаю, когда система «одного окна» начнет работать в Пермском крае и у нас в Лысьве, она позволит решать все вопросы, связанные с недвижимостью, в одном месте, быстро и с минимальными затратами. Тогда люди задумаются и об этом.