Куда уходят «дорожные» миллионы?
Сегодня и район, и городское поселение работают над бюджетом 2010 года. Самое время решить дорожный вопрос
Остановил меня на днях у подъезда сосед и устроил допрос с пристрастием:
- Ты вот в администрации работаешь, так скажи на милость: куда наши власти смотрят - дороги никуда не годятся! Пятнадцать лет езжу на своём «жигуленке» и все пятнадцать лет надеюсь, что в городе в конце концов возьмутся за ремонт дорог всерьез. Налоги платим, а на ямах да ухабах то и дело подвески «летят». Слышал, теперь дорожный налог из краевого бюджета отправляют на места. Интересно, куда городская администрация потратит эти миллионы?
...а отдачи никакой!
Чтобы успокоить возмущенного соседа, пообещала разузнать: правда ли, что бюджет городского поселения пополнился кругленькой суммой дорожного налога? И если да, то как её собираются использовать?
Недовольных состоянием дорог в городе много. Чтобы убедиться в этом, стоит сесть в любое такси - чего только не наслушаешься. Приведу несколько таких высказываний:
- Не могу понять: то ли наши чиновники по дорогам не ездят, то ли у них автомобили с такими рессорами, что ни колдобин, ни ям не чувствуют. А тем, у кого «лады» да «москвичи», что прикажете делать? Налоги-то мы платим исправно, а вот отдачи никакой…
- Слышал, что с 2010 года налог на транспорт увеличится в два раза. Настоящий беспредел: сколько ни плати, дороги лучше не становятся. Даже по главным улицам Лысьвы ездить невозможно!
То, что дороги во всей России «больны», и очень давно, стало одной из причин первоначального решения Минфина увеличить в 2010 году ставку дорожного налога вдвое. Проект Федерального Закона «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ» также предоставляет субъектам федерации право самим увеличивать ставки транспортного налога, но не более, чем в пять раз, или уменьшать данные ставки, но не более, чем в десять раз. В начале ноября депутаты Госдумы одобрили проект, но затем Совет Федерации его отклонил.
При существующих дорогах решение о повышении дорожного налога, вроде бы, разумный выход из ситуации. Но учитывая то, что реальной отдачи на местах налогоплательщики не видят, ничего кроме возмущения и ещё большего недовольства дорогами, а следовательно, и властями, отвечающими за них, в случае принятия изменений ожидать не приходится.
Налогоплательщики правы
Но вернёмся в Лысьву. Выходит, отвечать, почему в городе такие плохие дороги, нужно не только моему соседу. За разъяснениями я обратилась к руководителям структурных подразделений администрации городского поселения.
Для начала выясним, сколько же в городе дорог. Ответ на этот вопрос дал начальник отдела землепользования и имущественных отношений Александр Щербаков:
- Если считать только официально зарегистрированные дороги в асфальтовом исполнении, их у нас 64 километра с небольшим, но есть ещё неасфальтированные дороги, а кроме того, так называемые дороги частного сектора, расположенные на территории поселения. Их протяженность - без малого 200 км. Есть еще 108 километров дорог, которые соединяют 22 сельских населенных пункта, входящих в состав Лысьвенского городского поселения. В общей сложности получается более 370 километров.
Городскому поселению выделяют средства лишь на дороги, имеющие официальный статус, а автомобилисты ругают власть, не вдаваясь в эти тонкости.
Понятно: наибольшего внимания к себе требуют асфальтированные дороги, на которые падает самая интенсивная нагрузка, а следовательно и нуждающиеся в постоянном ремонте.
Начальник отдела строительства и капитального ремонта Алексей Антипанов поясняет:
- Практически четвертая часть наших дорог, а это порядка 14 км, не отвечает нормативным требованиям. 70% из них требуют незамедлительного проведения капитального ремонта, оставшимся 30 нужен ямочный.
В бюджете 2009 года на эти цели заложено 6,4 млн. руб. Согласно нормативам, утвержденным правительством края и Земским собранием района, капремонт одного километра дороги оценивается в 8,734 млн. руб. Один квадратный метр ямочного ремонта стоит 900 рублей. Много ли мы можем сделать на имеющиеся шесть с небольшим миллионов?
Думаю, даже очень возмущенным автомобилистам без арифметических расчетов понятно: заложенных в бюджете средств не хватит на капитальный ремонт и одного километра дороги. Чтобы заделать перед началом осенне-зимнего сезона ямы на самых оживленных автодорогах, нужно, по подсчетам специалистов отдела капремонта и строительства, потратить как минимум миллиона четыре. Фактически же денег на эти цели выделили в четыре раза меньше.
Но ведь дороги надо не только ремонтировать. Чтобы они служили дольше, их нужно ещё и правильно содержать: вовремя чистить от грязи и снега, подсыпать…
Начальник сектора благоустройства администрации городского поселения Сергей Оборин как автомобилист состоянием дорог тоже недоволен, а как руководитель, курирующий их содержание, лишь разводит руками:
- Судите сами: как выйти из создавшейся ситуации? На содержание одного километра дороги по нормативам, утвержденным правительством края, должно выделяться 519,3 тыс. руб., по нормативам, утвержденным Земским собранием, - 410 тыс. руб. В бюджете поселения на 2009 год на содержание одного километра заложено 44,7 тыс. руб., то есть практически в 10 раз меньше. Правильно налогоплательщики возмущаются: они не видят реальной отдачи от того, что платят государству.
Заместитель главы администрации по экономике и финансам Наталья Бликанова ситуацию с бюджетом прокомментировала коротко:
- Сколько денег получаем, на то и живём! Хозяйство у поселения немалое, вот и делим всем «сестрам по серьгам» - мало!
Конечно, на то же содержание и ремонт дорог нам нужно в десятки раз больше. И возмущение налогоплательщиков понятно. Полностью разделяю мнение наших специалистов, отвечающих за ремонт и содержание дорог: транспортный налог нужно оставлять на территории, с которой этот налог собран, для поддержания дорог в границах городского поселения в нормативном состоянии.
Расставить точки над «i»
И тут, как говорится, не поспоришь. Даже не будучи экономистом и финансистом, можно подсчитать, скольких миллионов транспортного налога местные органы самоуправления лишены, а вернее сказать, были лишены. С 1 января 2009 года 100% транспортного налога остаются в бюджете района.
Займемся арифметикой. На учете в ГИБДД Лысьвы числится 23 тысячи транспортных средств, 21 тысяча зарегистрирована за автовладельцами Лысьвы. Значит, основную массу налоговых начислений на 2009 год, которые определяются плановой цифрой 25 320 тысяч рублей, платят именно они. За полгода в казну района поступило без малого 13 миллионов рублей.
Если бы даже все эти деньги перепали городскому поселению, по нормативам этих средств хватило бы только на содержание 64 километров дорог в асфальтовом исполнении, и то с натяжкой. Администрация городского поселения с предложением передать средства от транспортного налога в ежегодном объеме 20-30 млн. руб. выходила в Думу, направляла письма на имя главы муниципального района А. Гончарова и председателя Земского собрания В. Комаренко, предлагая рассмотреть программу строительства и капитального ремонта автодорог именно в городе Лысьве - административном центре Лысьвенского муниципального района. Проектно-сметная документация на капремонт дорог в городском поселении имеется, на выполнение проекта необходимо 60 млн. руб.
Сегодня и район, и городское поселение работают над бюджетом 2010 года: самое время расставить в дорожном вопросе точки над «i».
Всё это я и попыталась объяснить своему дотошному соседу:
- Закавыка, Петрович, в том, что миллионы от взимания дорожного налога получает район, а ремонтирует и содержит дороги в городе администрация городского поселения.
- Закавыка, - возразил мне сосед, - в том, что на одной территории два хозяина: один деньгами командует, а другой за жизнь поселения отвечает. А у семи нянек дитя без глазу.
Ну что тут возразишь Петровичу?!..
Валентина УРЫВАЕВА, специалист администрации
Лысьвенского городского поселения.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
На учете в ГИБДД Лысьвы числится 23 тысячи транспортных средств, 21 тысяча зарегистрирована за автовладельцами Лысьвы. Значит, основную массу налоговых начислений на 2009 год, которые определяются плановой цифрой 25320 тысяч рублей, платят именно они. За полгода в казну района поступило без малого 13 миллионов рублей, но городскому поселению из них не перепало ни копейки.
Транспортный налог подогнали под инфляцию
В Пермском крае ставка налогообложения для владельцев машин любой мощности будет проиндексирована на 56%.
Пятикратного повышения транспортного налога в Пермском крае не будет. Депутаты краевого Законодательного собрания приняли во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области «О налогообложении в Пермской области» - в части ставок транспортного налога. Между первым и вторым чтением документ существенно изменился.
Рассмотрев несколько вариантов, парламентарии поддержали одно из предложений: сохранить прежний подход к формированию ставок и просто проиндексировать их с учётом уровня инфляции. За время с 2005 года по сентябрь текущего она составила 56%. Настолько и будет увеличен транспортный налог, причём для машин любой мощности.
В Пермском крае насчитывается около 544 тысяч единиц автотехники. Более 60% из них составляют легковые авто с движком до 100 лошадиных сил (л.с.), и владельцы машин такой мощности пострадают от повышения транспортного налога меньше всего. Для них средняя региональная ставка составляет 17 руб. за 1 л.с., с 1 января 2010 года она вырастет до 25 руб.
Возьмём для примера ВАЗ-2106 мощностью 75 л.с. Умножим 75 л.с. на 25 руб., получаем 1875 руб. Сегодня ставка составляет 1275 руб., разница - 600 руб.
Кроме того, предусматривается сохранение действующих льгот для пенсионеров, которые владеют автомобилями мощностью до 100 л.с. Они будут платить только половину ставки. Не облагаются налогом легковые автомобили для инвалидов, а также спецтранспорт производителей сельхозпродукции. Предусмотрены понижающие коэффициенты для владельцев сезонного водного и зимнего видов транспорта.
Деньги от транспортного налога полностью уйдут в муниципалитеты и будут направлены на развитие и содержание дорожной сети в городах и районах края.
По материалам
«Комсомольской правды».