Погуляли, протрезвели и увидели: на оплату коммунальных услуг денег в кошельке не осталось
13.02.2010Валентина КокшароваКоммуналкаСитуация с коммунальными платежами у нас и без того крайне тяжелая, а после новогодних каникул народ окончательно выбился из собственного бюджета и многие за жилье не заплатили. В итоге управляющие компании не смогли в полном объеме рассчитаться со службой заказчика за поставленные ресурсы и перечислили за тепло, воду и канализацию без учета льгот всего 61,8% положенных средств против 103,3%, выплаченных в декабре за ноябрь. Это огромное снижение, и ситуация со сбором платежей и с оплатой жилищно-коммунальных услуг в городе сложилась острейшая. О ней и о том, что делать должникам, - наш разговор с главой города Виктором МИХАЙЛОВЫМ.
- Виктор Иванович, давайте уточним: речь пойдет об итогах работы в январе по сбору платежей за ЖКУ, предъявленных за декабрь?
- Совершенно верно. Напомню: до 25 января каждого месяца люди должны заплатить, а управляющие компании - рассчитаться со службой заказчика. Таков порядок. У меня данные на 1 февраля. К великому сожалению, январские результаты гораздо хуже декабрьских. Во-первых, всего 61,8% УК заплатили службе заказчика за тепло, воду, канализацию с учетом льгот. В предыдущем месяце было 103,3%. Во-вторых, недисциплинированны и другие потребители.
Помимо управляющих компаний служба заказчика поставляет ресурсы другим потребителям - так называемым «прочим». Это ТСЖ, ЖСК, владельцы встроенных в многоквартирные дома помещений – магазинчиков, аптек, офисов и т.д. Так вот, эти «прочие» заплатили всего 61,5%, а в декабре было 105%.
У нас очень нехорошая ситуация с ТСЖ и ЖСК. ТСЖ без учета январских счетов задолжали службе заказчика за тепло 3 млн. 382 тыс. рублей, за воду и канализацию – 773 тысячи.
На воду и канализацию хочу обратить особое внимание: только с сентября прошлого года служба заказчика занимается этим хозяйством, а ТСЖ задолжали ей уже почти миллион. Вот вам и прогрессивная форма управления! Безусловно, у ТСЖ больше прав, но должно быть и больше обязанностей!
А в общей сложности товарищества собственников жилья должны СЗ более 4,1 млн. рублей. Всего же долг «прочих» увеличился по сравнению с ноябрем с 6,7 млн. рублей почти до 13 млн. рублей – сумасшедшие цифры!
- Тяжелое дело – заставить платить должника, если он знает, что вода и тепло в многоквартирном доме ему гарантированы. Знаю: в управляющих компаниях есть база данных по всем недобросовестным плательщикам, с должниками там работают. Но не всегда, видимо, хватает сил и упорства?
- Хотел бы отметить управляющие компании группы «ЖЭУ» (руководитель - О.В. Трегубов) и «Лысьвастроймонтаж» (директор - А.В. Афанасьев). С учетом льгот они рассчитались на 100%. Служба заказчика, как вы знаете, не только поставляет ресурсы, но и управляет жилищным фондом, причем самым старым. Надо сказать спасибо П.А. Дерягину: служба заказчика сработала лучше всех. Она сумела собрать 126,8% платежей, а в прошлом месяце было 150,5%. Словом, здесь жильцы не только оплачивают текущие счета, но и понемногу гасят долги.
По другим участникам рынка картина не очень радужная. Группа УК «ЛысьваКоммунКомфорт» и «Сервис-Плюс» (директор - Д.А. Чебыкин) обеспечила сбор платежей с учетом льгот на 89%. В предыдущем месяце у них было 92%.
Очень плохо работает УК «Город» (руководитель - О. Соловьев). Она заплатила службе заказчика за тепло, воду и канализацию всего 63%. Будем разбираться: дальше так работать нельзя. Если в группе компаний «Сервис-Плюс» и «ЛКК» в обслуживании находится порядка 150 домов, в группе УК «ЖЭУ» - 115, то в УК «Город» только 24 дома. Задолженность населения перед этими управляющими компаниями - соответственно 12,6, 15,4 и 3,4 млн. рублей. Есть разница? Вот и сравните сами, кто как работает с населением...
Понятно: январь – месяц тяжелый. Есть объективная причина под названием «каникулы». Да и зима нынче необычайно холодная. За морозный декабрь по отношению к ноябрю теплоэнергетики предъявили за тепло на 14,4 млн. рублей больше.
- Но они и ресурса выдали больше...
- Конечно, тут вопросов нет - приборы учета все зафиксировали. Дело в том, что тепла получили больше, а плату за него собрали на 10 миллионов меньше, чем в декабре за ноябрь. Долг населения перед всеми УК увеличился на 2 млн. рублей и составляет в настоящее время 33,7 миллиона рублей.
Хотелось сказать несколько слов об УК «Лысьвастроймонтаж». В последнем интервью на эту тему, которое было опубликовано в январе, я сказал, что она переплатила службе заказчика 100 тысяч рублей – невиданное дело!
После этого появилось письмо от жильцов дома № 7 на улице Куйбышева. Желая похвалить управляющую компанию (она действительно работает неплохо, и там очень исполнительный руководитель), я невольно, как говорится, подставил ее, ибо люди поняли этот факт по-своему.
Они пишут: мол, переплата свидетельствует только о том, что, применив коэффициент общедомого прибора учета за ноябрь и декабрь, УК не только покрыла задолженность, но и внесла предоплату за поставленные коммунальные услуги за счет добросовестных жильцов.
Категорически с этим не согласен по двум причинам. Первая – у этого предприятия доходная часть формируется не только за счет деятельности управляющей компании. У него есть столярная мастерская, бригады, которые занимаются строительством, и оно зарабатывает еще и этим видом деятельности. Второе - когда я сказал, что УК «переплатила и в этом, возможно, закралась ошибка», то не учел еще одного момента - партнерских отношений и взаимовыручки. В данном случае Анатолий Викторович помог службе заказчика решить срочную проблему, связанную опять же с платежами, а получилось вот такое непонимание.
- Виктор Иванович, я знаю эту ситуацию. Дело в том, что УК «Лысьвастроймонтаж» предъявила жителям дома плату за холодную и горячую воду в ноябре и в декабре согласно постановлению Правительства РФ № 306. В этом случае расчет ведется не по квартирным приборам учета, а по общедомовым. Естественно, люди стали возмущаться. Мы направили письмо жильцов и ответ А.В. Афанасьева в прокуратуру для разъяснения, но ответа пока не получили. Вообще-то это постановление довольно противоречиво, его мало кто применяет в расчетах. Объяснить собственнику квартиры, что он несет бремя ответственности не только за потребленные ресурсы в своей квартиры, но и за общедомовой объем, весьма непросто...
- Ситуация здесь просто парадоксальна. Но что делать, когда объем воды, зафиксированный общедомовым прибором учета, не соответствует общему объему по показаниям квартирных счетчиков? Возникает недостача, которую постановление № 306 позволяет распределить среди потребителей. Управляющая компания не может взять эти убытки на себя, она обязана рассчитаться по показаниям общедомового прибора учета.
Почему не совпадают показания? Причин, на мой взгляд, две. Первая – техническая. У нас класс точности применяемых приборов, как общедомовых, так и квартирных, - плюс-минус 5%. Вторая - этическая. Нечего таить: есть люди, которые занимаются откровенным воровством. Разница показаний внутриквартирных и общедомовых приборов не должна превышать пяти процентов без учета воровства.
- Лысьвенцы уже начали получать квитанции на оплату услуг ЖКХ за январь. Народ порой в шоке: суммы платежей увеличились почти в два раза! И это при том, что новые тарифы на водоснабжение, водоотведение и ГВС начнут действовать с 1 февраля, а счета по ним мы получим в марте. Коммуналка – какая-то черная дыра, в которую нас затягивает все сильнее и сильнее. Что делать?
- Повторял и буду повторять – обращайтесь за субсидиями. Для убедительности назову несколько цифр. В 2008 году 3840 городских квартиросъемщиков получали субсидии. На покрытие их расходов по оплате услуг ЖКХ государство потратило 61,7 млн. рублей. Сравните: собственные доходы в бюджете городского поселения составляют в этом году 120 миллионов, а тут 61 миллион – половина бюджета. В 2009 году субсидиями воспользовались 4008 человек, было выплачено 66 миллионов рублей.
Я говорю об этом по одной простой причине – в начале года вы же в своей газете опубликовали всю информацию о том, что необходимо, чтобы получить субсидию. Но обращаются далеко не все. Суммы жилищных субсидий огромны, и надо, чтобы люди не ждали неприятностей и оформляли документы. Получили квитанции, подсчитали. Если доля платежей за услуги ЖКХ в совокупном семейном бюджете превышает 22%, надо обращаться за помощью. Повторяю: систему жилищных субсидий никто не отменял.
Социальные комментарии Cackle