Этой зимой тема теплоснабжения района стала поводом для бурных обсуждений на страницах «Искры». Протестуя против высоких тарифов, законопослушные граждане высказывали справедливые претензии. Органы власти были обеспокоены резко упавшими сборами платежей за жилищно-коммунальные услуги. Директор службы заказчика выступил с критикой в адрес управляющих компаний (УК), которые, по его мнению, не желают вести регулировку внутридомовых систем отопления. Понятно: каждый в этом бесконечном диалоге отстаивал собственные интересы.
Казалось бы, отопительный сезон подходит к концу, споры угасли, но точку в дискуссии ставить рано. Необходимо проанализировать работу всех участников процесса теплоснабжения города, чтобы в следующем году не наступить на те же грабли…
Бери всё, что дают. А кто заплатит?
Первые и самые главные участники процесса теплоснабжения – производители тепла. Основные предприятия, вырабатывающие тепло в нашем районе, – ООО «ЛМЗ-Энерго» и ООО «Привод-Теплоэнергоресурсы». С одной стороны, нужно поблагодарить производителей ресурса за бесперебойную подачу тепла, за то, что в такую морозную зиму жители района ни дня не сидели у электрообогревателей. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Ни для кого не секрет: ресурсоснабжающие организации заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше своего товара, каковым является тепло. Прогнали гигакалории по трубам, выставили счета службе заказчика - и, как говорится, умыли руки. А оплата этих счетов непомерным грузом ложится на население, которому за прошедшую зиму пришлось пережить еще и удорожание коммунальных услуг.
В этом году лысьвенцы особенно часто жаловались на невыносимую жару в квартирах. Жители справедливо отмечали: такое количество тепла им не нужно, ведь его приходится оплачивать из собственного кармана.
К сожалению, управляющие компании оказались не готовы к такому повороту событий. Да, когда возникла необходимость учета потребленной тепловой энергии, наши компании «Сервис-Плюс» и «ЛысьваКоммунКомфорт» снабдили приборами учета практически все свои дома (там, где была техническая возможность). Эта работа была рассчитана на три года, но мы сделали ее за год! Однако учет потребленного ресурса и его экономия – разные вещи. Оказавшись в ситуации «бери всё, что дают», мы поняли: чтобы жители многоквартирных домов, действительно могли экономить, потреблять и оплачивать столько тепла, сколько им необходимо, требуются дополнительные меры.
На жителях улицы фестивальной сэкономили?
Ко второму участнику сложного процесса доставки тепла – службе заказчика, которая в нашем районе выступает поставщиком тепловой энергии, - тоже есть вопросы.
В конце февраля директор службы заказчика Павел Дерягин выступил в «Искре» с резкой критикой в адрес группы управляющих компаний ООО «ЖЭУ». Камень был брошен в огород не только этой компании. Павел Анатольевич обвинил все УК в том, что они не желают заниматься регулировкой внутридомовых систем отопления.
Цитата: «Если бы системы отопления были отрегулированы в каждом доме и за этим велось регулярное наблюдение, то не было бы и огромного, как в декабре и январе, расхода тепловой энергии. И жителям домов не пришлось бы платить за отопление такие огромные суммы».
Выдвигая претензии в адрес управляющих компаний, сама служба заказчика почему-то самоустранилась в решении вопросов регулировки. Между тем, именно она должна заниматься этой работой на ЦТП и в бойлерных.
Сегодня у нас две системы теплоснабжения - открытая и закрытая. Открытая система предусматривает подачу в дом горячей воды одновременно и в сети ГВС, и в радиаторы (условно в доме две трубы - подача и обратка). При закрытой подача теплоносителя на ГВС и в радиаторы осуществляется раздельно (условно в доме четыре трубы – две на подачу и две на обратку). ООО «ЛМЗ-Энерго» поставляет тепловую энергию по открытой системе теплоснабжения. Температура теплоносителя подается согласно комбинированному графику: 130/110/70 C? (где 130о и 110о - это температура на подающей линии в зависимости от температуры наружного воздуха, а 70о – температура на обратной линии). Получая высокую температуру теплоносителя, ЦТП и бойлерная обязаны довести ее до норматива, прежде чем подать в дома. Для этого существуют подмешивающие станции, которые разбавляют горячую воду водой с сетей обратного трубопровода, доводя её до нужной температуры. Почему-то всю зиму такая подмешивающая станция, которая находится в бойлерной на ул. Фестивальной, не работала. Рабочие обмолвились жителям о причинах ее простоя: мол, не выгодно гонять насос и расходовать электричество. Что же получается? Одни экономят - другие «жарятся» в квартирах. Жители этих домов, изнемогая от жары, даже стали врезать в квартирные сети краны и «прижимать» тепло. А виновными оказались управляющие компании?
Почему распался тепловой «оркестр»
Почему же так получается, что жильцы одних домов страдают от жары, а другие замерзают? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, а как это было раньше. Проекты строительства многоквартирных домов предусматривали наличие регулирующих устройств, которые назывались элеваторными узлами. При помощи них можно было обеспечить подачу расчетного объема теплоносителя и его температуру. Дом получал столько тепла, сколько ему было необходимо.
Позже в силу различных реорганизаций (имущественных, государственных, хозяйственных), из-за которых жилфонд оставался без хороших специалистов, без надежного хозяина, налаженная система стала разрушаться. В домах были вырезаны и сняты «металлистами» элеваторные узлы. Это привело к тому, что тепловой «оркестр», игравший в унисон, загудел на разные лады. Здесь необходимо пояснить: все многоквартирные дома условно объединены одной трубой, по которой подается тепло. Дома, расположенные ближе к источникам теплоснабжения, получают больше ресурса, а те, что удалены от них, - меньше. Лишенные возможности регулировать температуру теплоносителя (элеваторы-то разворовали), управляющие компании вынуждены были пользоваться запорной арматурой. Где жарко – прижмут, где холодно – откроют на полную. Но согласно нормативной документации регулировка тепла запорной арматурой запрещена. Для этих целей должна быть использована специальная регулирующая аппаратура.
Назвать виновных гораздо легче?
В последнее время все чаще стали говорить об установке в домах индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). ИТП позволяет дому потреблять столько тепла, сколько необходимо с учетом температуры окружающей среды. Соответственно, жители дома потребляют и оплачивают только то тепло, которое необходимо для поддержания комфортных условий проживания. В рамках капитального ремонта в некоторых домах были установлены такие ИТП, и жители сразу ощутили разницу в оплате услуг. В идеале ИТП должны стоять на всех многоквартирных домах, но это слишком дорого. Устройство такого узла обходится в 300 тысяч рублей и выше, а вот стоимость одного элеваторного узла составляет всего пять тысяч рублей. Поэтому компаниями «Сервис-Плюс» и «ЛысьваКоммунКомфорт» было принято решение в срочном порядке начать работу по установке элеваторных узлов. Сегодня мы снабдили ими уже 11 домов, ведем подготовительные работы еще в 16 – там элеваторы будут установлены в апреле. К началу нового отопительного сезона рассчитываем охватить этой работой все дома, относящиеся к открытой системе теплоснабжения. После этого можем надеяться, что жители не будут жаловаться на излишнюю подачу ресурса и переплачивать за тепло.
Важно понять: чтобы эта работа была эффективной, регулировкой тепла должны заниматься все управляющие компании вкупе со службой заказчика. Представьте такую ситуацию: на линии стоят пять домов, четыре из них – наши, а один – другой УК. Систему подачи тепла в свои дома мы отрегулировали. Что произойдет? Все излишки пойдут в этот единственный, не наш, дом, и его жители будут буквально задыхаться от жары и платить за тепло по полной.
Служба заказчика не должна обвинять управляющие компании в бездействии, а найти с ними общий язык и совместно вести работу по воссозданию первоначальной системы теплоснабжения - той, которую похоронили за годы перестройки.
Наши управляющие компании «Сервис-Плюс» и «ЛысьваКоммунКомфорт» всегда выступают в защиту интересов собственников жилья, но мы хотим донести до остальных лысьвенцев, что и они вправе требовать от своих компаний должной работы в этом направлении. Платить за тепло в разумных объёмах можно, но для этого надо приложить усилия, для этого необходима, повторюсь, совместная работа. Пока, к сожалению, мы не находим понимания со стороны участников процесса теплоснабжения, и в первую очередь - со стороны службы заказчика. Получается, назвать виновных и выставить населению непомерные счета за тепло намного легче…
Георгий ДУБРОВСКИЙ, главный инженер ООО «Управление ЖКХ-Лысьва», управляющих компаний «Сервис-Плюс», «ЛысьваКоммунКомфорт».
Социальные комментарии Cackle