Написать в газету меня заставил результат (вернее, его отсутствие) посещения своей управляющей организации «ООО ЖЭУ-2». Цель была проста: взять копию протокола общего (перевыборного) собрания жильцов нашего дома на ул. Куйбышева, 9 и копию отчёта о выполнении договора управления за прошедший год.
И это отчёт?!
А причиной послужили жалобы соседей на то, что изменений в обслуживании дома в лучшую сторону не происходит. Индивидуальные договоры (согласно п. 1 ст. 162 ЖК РФ) не заключены, подготовка подъездов к зимнему сезону не произведена: не отремонтированы (не застеклены) рамы на лестничных площадках, входные двери (вторые) разваливаются, вид стен ужасный. Изменения после двух лет управления нашим домом УК «ООО ЖЭУ-2» произошли только в сторону повышения тарифов.
Отчет о финансово-хозяйственной деятельности предоставляется собственникам только в отношении деятельности по управлению их многоквартирным домом и в отношении их собственных средств. В ст. 24 Конституции РФ говорится: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Это право гражданина охраняется и ст. 140 Уголовного кодекса.
К сожалению, ни того, ни другого я не получил по простой причине: протокола и отчета нет! Руководители ЖЭУ пытались аргументировать его отсутствие коммерческой тайной и… большими затратами на бумагу, которые, мол, лягут на нас – жильцов. То, что мне показали, отчетом назвать никак нельзя: лист формата А4 с одной стороны заполнен цифрами (суммы в рублях), а что конкретно сделано на эти средства, - неизвестно. Кроме того, документом эта бумага не является: нет печати, подписи, она никем не утверждена. Как нам узнать, что сделано за прошедший период управляющей организацией, правильно ли она использует наши деньги? Голые цифры ни о чём не говорят. Отчет должен быть конкретным, чтобы из него было видно, что сделано и что сколько стоит.
Мы имеем право требовать!
Мы оплачиваем услуги ЖКХ, тем самым содержим поставщиков услуг и управляющие компании и имеем право предъявлять к ним требования. Единственный способ контроля УК со стороны жильцов - отчет о выполнении договора управления. Жилищный кодекс в п. 11 ст. 162 прямо обязывает предоставлять собственникам отчет управления многоквартирным домом. По Жилищному кодексу, к отчетам должны прилагаться копии финансовых документов, подтверждающих затраты.
Хочется напомнить: отчет должен всесторонне отражать результаты деятельности по управлению многоквартирным домом и может включать следующие разделы:
– техническое обслуживание общего имущества;
– санитарное содержание общего имущества включая земельный участок;
– благоустройство помещений общего пользования в доме и придомовой территории;
– ремонты и замены отдельных частей общего имущества;
– мероприятия по обеспечению сохранности общего имущества, безопасности и удобства проживания в доме;
– предоставление коммунальных услуг;
– исполнение сметы доходов и расходов.
А где же контроль?
Жизнь показывает: жильцы многоквартирных домов так и не смогли почувствовать себя собственниками квартир и прилегающих к дому территорий. Они остаются пассивными наблюдателями и не участвуют в принятии важных решений, связанных с собственным домом, безынициативны. Чтобы люди осознали себя собственниками, необходимо время, и не год-два, а десятилетия.
У жильцов нет и реальных механизмов, чтобы влиять на работу компаний и не переплачивать за услуги ЖКХ: не платить за соседей-должников, за виртуальные капремонты. Выбор управляющих компаний полностью отдали на усмотрение жителей, которые не информированы: нет рейтинга компаний, сведений об их технической оснащенности, об обеспеченности кадровым потенциалом. Сменить компанию можно, но как определить, что другая будет лучше? А создать УК просто: надо иметь 10 тысяч рублей (именно таков ее уставной капитал). Ее деятельность не лицензируется. Таким образом, жилищно-эксплуатационные организации остаются бесконтрольными в части расходования средств и качества услуг. В результате – низкий уровень обслуживания населения, низкое качество содержания жилищного фонда.
Такая ситуация заставила задуматься: а как же у нас в городе обстоят дела с контролем за деятельностью УО и УК? Если сами жители не требуют с компаний, а некоторые компании не стремятся качественно выполнять взятые на себя обязательства, то кто должен их поправить? Ответ очевиден: администрация города, жилищная инспекция вневедомственного контроля, Роспотребнадзор и прокуратура.
Читал, что в некоторых городах России созданы межведомственные комиссии из сотрудников управления жилищно-коммунального хозяйства, депутатов гордумы, представителей жилищной инспекции, районных администраций и самих горожан. Они контролируют деятельность управляющих компаний при невыполнении требований собственников, закрепленных договором. Почему бы не перенять этот опыт?
Сейчас УК и УО чувствуют себя спокойно. Собранных с населения денег на содержание аппарата управления (согласно договору) хватает. Добавило нам с вами головной боли и постановление № 307 Правительства РФ, согласно которому брать деньги с честных плательщиков за соседа-должника вполне законно. В этом случае можно и не начинать работу с должниками, не ликвидировать утечки воды - всё оплатит добросовестный плательщик.
Нам же остается один путь: начать работу по смене управляющей организации.
Андрей ЗАВАЛИН, житель дома № 9 на ул. Куйбышева.
Социальные комментарии Cackle