24
Ноября
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Что будет, если завтра начнётся война?

05.06.2010

Новому поколению россиян Великая Отечественная война напоминает древнюю былину. Чем опасна подобная историческая «амнезия»?

Один из участников фронтовой бригады «Подвиг», занимающейся патриотическим воспитанием молодёжи, рассказал о случае, произошедшем пару лет назад на встрече с учениками шестого-седьмого классов. Перед выступлением ветерана Великой Отечественной войны один паренёк выкрикнул: «Великая Отечественная – это война с Наполеоном?»…

Сложно судить, была ли эта фраза детской шуткой или подтверждением настолько дикого незнания истории страны. Но она определённо даёт повод задуматься над другим: война, служившая примером мужества русского народа, война, показавшая свою разрушительную силу и цену Победы в два десятка миллионов жизней, переходит в сказочно-былинный разряд. А её оставшиеся в живых свидетели воспринимаются новым поколением как некие «мамонты», пережившие всемирное похолодание.

В Интернете десятиклассник провинциальной школы на вопрос о значимости той войны ответил: «Есть чем загружать учеников на уроках истории. День Победы – ещё один выходной день. Режиссёры будут ещё век на этом деньги зарабатывать»…

Кто виноват в том, что святая память о Великой Отечественной уходит в небытие вместе с её героями? Стоит ли беспокоиться по этому поводу? Грозит ли это чем-то поколениям потомков Победителей? Об этом шёл разговор на круглом столе, организованном молодёжной редакцией «Искры» «Привет, МЕДВЕД!».

В его работе участвовали ветеран Великой Отечественной войны, победитель акции «Человек года-2009» в номинации «Человек-легенда» Анатолий Иванович КРУГЛОВ, член комитета ветеранов боевых действий на Северном Кавказе Евгений МИХАЛЕВ, атаман лысьвенского районного казачьего общества Прикамского отдельного казачьего округа Николай ВЫСОКОВ, начальник отдела по делам молодёжи Анна ЕРОФЕЕВА, студентка ПУ-55, обладательница приза фестиваля «Студенческая весна» за лучшую женскую роль Светлана ОНУЧИНА и авторы молодёжной редакции.

Пока с нами живые «учебники истории»

Светлана ЛЯМЗИНА, руководитель молодёжной редакции:
- Прошло пышное празднование 65-летия Победы. Анатолий Иванович, с каким настроением вы встретили это 9 Мая, и какие впечатления у вас остались от праздника?

Анатолий КРУГЛОВ:
- Страна действительно пышно отпраздновала этот юбилей Победы, потому что, наверное, к следующему юбилею уже никого из победителей не останется…

В праздничных мероприятиях в Лысьве участвовал и я – был и за праздничным столом на приёме у главы района, и на шествии - везде, куда приглашали. Неудобно не ходить, когда приглашают. Конечно, настроение было отличным!

Светлана ЛЯМЗИНА:
- А не кажется ли вам, что закончился Победный май - и закончился интерес к его героям: фронтовикам и ветеранам тыла? Вас в течение года приглашают рассказать о своём боевом прошлом, к примеру, в учебные заведения?

Анатолий КРУГЛОВ:
- Да нет, никуда не приглашают. А в праздники – даже больше, чем нужно. Нынче был в двух классах шестнадцатой школы, в «Алом парусе». Что мог, говорил…

Евгений МИХАЛЕВ:
- О ветеранах на самом деле вспоминают только один раз в году. Они и так уже в возрасте, а им: мол, надо сходить туда, сюда… Перед праздником все стараются показать, что у них был ветеран, и не думают, что ему реально тяжело! Они бы взяли так: вот есть целый год перед большим праздником 9 Мая - и составили бы на все это время график мероприятий.

Накануне нашей памятной даты - 15-летия со дня ввода войск в Чечню – мы с ребятами из комитета ходили по школам, рассказывали о войне, в которой участвовали, и дети видели живую историю! Сейчас историю коверкают как хотят. Наши дети не знают, как было в Великую Отечественную войну на самом деле. Вот они – последние свидетели реальных событий, которые могут рассказать правду о той войне! Вот и надо сделать так, чтобы ветераны приходили в школу тогда, когда дети проходят Великую Отечественную. Чтобы дети знали правду, а не только то, что написано в учебнике. Сегодня одна власть – она показывает одну историю войны, завтра будет другая – она будет учить по-другому. Через пять лет может случиться так, что мы узнаем, будто войну выиграли не русские солдаты, а какие-нибудь американцы или французы. Это смешно, но это может случиться!

Светлана ЛЯМЗИНА:
- На уроках, которые вы проводили, чувствовали интерес ребят к тому, о чём рассказывали? Или не задали ничего на дом – и слава богу?

Евгений МИХАЛЕВ:
- Интерес был! Причём почему-то пошла такая тенденция: больше вопросов задавали девчонки, даже насчёт процесса сборки автомата Калашникова. Парни были менее активны. Это, если честно, настораживает и даже пугает.

Анатолий КРУГЛОВ:
- Главное, чтобы наши визиты были нужны детям, а не нам. Я состоял в агитбригаде «Подвиг», когда ещё был жив ее основатель Николай Полушкин. Ну, придём мы в школу. Там начинают долго собирать ребят, кого-то искать… Помню, как эта работа была поставлена в Донбассе, куда я ездил на встречи с однополчанами. Там бригаду встречали у входа в школу, провожали до кабинета, где уже всё было подготовлено. Говорили не только мы – по-видимому, ребятам давали задания, и они тоже что-то рассказывали. Нет, мне не нужен какой-то почёт - для меня гораздо важнее и ценнее то, что дети на самом деле поймут цену Победы…

Светлана ЛЯМЗИНА:
- Но, наверное, это должно быть важно не только для ребят, но в первую очередь для взрослых – родителей, учителей? Ведь они служат примером отношения к ветеранам…

Евгений МИХАЛЕВ:
- Я не согласен с такой постановкой вопроса. Как вы себе это представляете? Приходит сын с улицы, а я ему говорю: «Сынок, я расскажу тебе про великую Курскую битву»?.. Ребёнок идёт за знаниями в школу. История – это школьный предмет.

Анна ЕРОФЕЕВА:
- Не в этом дело! Вот я выросла в семье ветерана. Мой дед, кстати, воевал именно на Курской дуге. И в нашей семье День Победы был самым главным праздником. Сейчас деда нет, но 9 Мая бы обязательно ездим на кладбище, дома садимся за праздничный стол… Моему ребёнку пять лет, но он уже знает, что, как и почему. Если родители внимательно и трепетно относятся к ветеранам-Победителям, ребёнок обязательно это заметит, переймёт эту модель поведения и в школе будет изучать историю с интересом. Проблема в том, что у нас отношение к пожилым людям зачастую неуважительное…

«Так оно и было, дочка…»

Светлана ЛЯМЗИНА:
- Николай, ваше объединение казаков занимается в том числе и патриотическим воспитанием молодёжи. Вы чувствуете интерес молодых к истории страны, к событиям её прошлого?

Николай ВЫСОКОВ:
- Когда мы приходим на занятия в форме, это всегда интересно. Форма завораживает, особенно детское сознание. Но, занимаясь с ребятами в тех же кадетских классах, подметил один момент: у них нет инициативы, которая была у нас в пору нашей юности. То есть, дашь им команду – сделают, нет команды – нет инициативы.

Главное сейчас – пробудить в ребятах интерес к истории Родины. Мне кажется, это легче сделать педагогам. Но, по-видимому, для большинства это ненужная обязанность, им легче отвести часы и уйти домой…

Хорошо бы организовать в школах комитеты самоуправления, советы. Назовите как хотите - главное, чтобы там собрались инициативные неравнодушные ребята. Мы как взрослые можем направлять эту работу. Планы у нас грандиозные. В скором времени откроем конюшню и в городе будет работать конно-спортивная секция. Недавно отправляли кадетов в Пермь, на строевой смотр с элементами «Зарницы» на базе военного училища. В принципе, мы можем это проводить на базе одной из школ Лысьвы. Это ведь тоже элемент патриотического воспитания.

Екатерина ВИТМАН, ученица 11-го класса лицея № 1:
- У нас в лицее работает совет старшеклассников. В начале учебного года он составляет план, согласует его с администрацией школы и реализует. В этом году к юбилею Победы приглашали ветеранов, проводили уроки памяти, а на первом этаже сейчас работает музей Памяти о лысьвенцах-Героях Советского Союза. Старшеклассники проводят там экскурсии для учеников пятых классов, для ребят из других школ.

Я, наверное, неплохо знаю историю своей страны и то, как Великая Отечественная война отразилась на истории моей семьи. Воевали оба моих прадеда. У одного, кавалера орденов Славы, вскоре после переезда сюда украли медали и наградные книжки, и он не смог доказать своего статуса. Так что сволочи были всегда. И сейчас есть молодёжь, уважающая подвиг ветеранов, а есть та, которая оскверняет их могилы…

Светлана ЛЯМЗИНА:
- Я так понимаю, одна из приглашённых на наш разговор – участница театральной студии «Дрим» – как раз из числа первых. Светлана, когда ваш руководитель, актриса театра драмы Наталья Миронова, предложила психологически очень сложный материал по повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», ты сразу согласилась со своей ролью? Что потом было для тебя самой главной оценкой?

Светлана ОНУЧИНА:
- Когда мы читали книгу (а мы читали её вслух), не могли остановиться: это так захватывало! Вроде бы, и не верили: ну как такое может быть? Первый раз слышали женские рассказы о войне. В фильмах и книгах в основном представлен мужской взгляд.

Мы уже десять раз выезжали с этой постановкой по учебным заведениям, трижды выступали в музее. Представляете, подходили потом ветераны и говорили: «Так оно и было, дочка. Это правда!». Это непередаваемое ощущение: и страх за них, тогда молодых, и вместе с тем какое-то святое лёгкое чувство.

В нашей композиции используются звуки взрывов, и зрители подпрыгивали от неожиданности. А каково же было там, на войне с настоящими взрывами?.. Их нужно беречь, наших ветеранов…

Тимуровские отряды – опасность для школы?

Светлана ЛЯМЗИНА:
- Анна, в канун 9 Мая было проведено достаточно молодёжных мероприятий: «Студенческая весна», фестиваль видеороликов… Закончился праздник – закончилось патриотическое воспитание?

Анна ЕРОФЕЕВА:
- Да, проблема в том, что объёмной программы патриотического воспитания молодёжи у нас нет. Но меня порадовало то, что недавно ребята из молодёжного парламента сами вышли с инициативой разработать такую программу. Значит, им это нужно! Будет программа – будем искать средства для её реализации.

Я ещё хочу сказать вот о чём. Почему нет патриотического воспитания в школах? Да потому что дети в школе находятся как в теплице. Учитель даже не вправе попросить ученика подготовить доску к уроку! У нас уже третьеклассник знает свои права и заявляет: «А я этого делать не обязан!». Согласитесь: пятнадцать лет назад, когда мы учились в школе, нам и в голову не могло прийти отказаться от дежурства по столовой или по классу. Это было нормой! Так о каком гражданско-патриотическом воспитании мы можем говорить, если государство устанавливает такие правила в сфере образования, если родители протестуют, когда их детей пытаются привлечь к хорошему делу? Мы столкнулись с этим при проведении акции «Чистый город». Предложили ученикам прибрать территории у их школ и услышали возмущение родителей: «А почему мой ребёнок должен это делать?!». А ничего, что в том числе и он здесь бумажки бросает?..

Евгений МИХАЛЕВ:
- При таком раскладе есть опасность того, что мы вырастим поколение нахлебников. Конечно, далеко не все ребята и их родители ведут себя так, как отметила Анна. Мы услышали пример лицея, где создан совет старшеклассников, в других школах есть кадетские классы – туда ведь ребят палкой не загоняют, правда? Не поверю, что из пятисот учеников школы не наберётся десятка тех, кому действительно интересно заниматься чем-то сверх программы, в том числе и патриотическим направлением!

Перед 9 Мая мы с ребятами из комитета развозили по адресам часть юбилейных медалей фронтовикам и труженикам тыла. Мы уже рассказывали в газете о том, что ужаснулись, в каких условиях живут многие, - они забыты родными, властью… Тогда мы подумали: а почему бы при школах не создать подобия тимуровских отрядов? Уверен: найдутся ребята, желающие помогать ветеранам. Но здесь может случиться так: ребёнок хочет, а учитель говорит: «Этого нет в школьной программе! Пойдёшь к какому-нибудь дедушке-ветерану - не дай бог по дороге залезешь в грязь, сломаешь палец или ещё что-то – школа вовек с тобой не расплатится!». Да дайте вы детям немного свободы! Они не такие тупые, чтобы не понимать, где настоящая опасность!

В благодарность – бесплатный проезд и бесплатные похороны…

Светлана ЛЯМЗИНА:
- А как вы думаете, если бы завтра грянула война, мы бы победили?

Анатолий КРУГЛОВ:
- А кого защищать? Березовского и других – тех, кто наворовал? Нужно, чтобы все основные средства, ресурсы принадлежали народу. Тогда народ будет защищать СВОЁ, а не дядино. А так я не знаю…

Евгений МИХАЛЕВ:
- Одно дело защищать людей, своих соотечественников, и совсем другое – защищать государство, которое постоянно забывает о тех, кто когда-либо, рискуя жизнью, отдавая своё здоровье, уже защищал его. Такое государство я защищать не хотел бы.

Спросите у наших ребят, которые прошли Чечню, пойдут ли они защищать свою Родину. 90% ответят: «Мы уже воевали, и в благодарность Родина плюнула на нас». В 1995-м мы - первая партия парней с той войны, 20 человек - вернулись в Лысьву. Тыкались туда, сюда и никому не были нужны. Дали две льготы: бесплатный проезд на автобусе и бесплатные похороны. Всё! Нам говорили: «Да ты с войны пришёл, у тебя «кукушка» едет, иди отсюда!». Половина сразу же оказалась за решёткой, убив кого-то за пятьдесят копеек...

Так что сейчас я бы защищал только свою семью, близких. Собрал бы всех в одну кучу и стоял бы с автоматом. Стоял насмерть. Никто бы не подошёл!

Светлана ЛЯМЗИНА:
- По-вашему, встанут ли «под ружьё» сегодняшние подростки?

Евгений МИХАЛЕВ:
- Не все. Есть ребята, которые готовы защищать Родину. Проблема в том, что через пять лет и они могут не захотеть спасать от врага такое государство.

Если война начнётся сейчас, мне кажется, мы не победим. Великую Отечественную выиграли люди, которые знали, что им есть к чему стремиться. Сейчас стремятся к деньгам, а за деньги победу не одержишь. Представляете, сколько нужно напечатать денег, чтобы заплатить солдатам и выиграть войну?

Николай ВЫСОКОВ:
- Понимаете, история нашего Отечества свидетельствует: понятия «Родина» и «государство» во все времена существовали отдельно. Будет какой-то военный конфликт, пойдёт враг на нашу территорию – можете не сомневаться: даже самые последние трусы, даже те, кто косит от армии, всё равно пойдут защищать Родину. РОДИНУ! Весь вопрос в том, какой кровью дастся нам победа на этот раз. И в количестве смертей будут виноваты государственные мужи. Если у нас от армии откупаются, а проходить службу в ней считается чуть ли не зазорно…

Как-то по телевидению показывали пресс-конференцию актёров, снимавшихся в современном патриотическом фильме – то ли «Блокпост», то ли «9-я рота». У одного молодого актёра спрашивают: «А вы сами в армии служили?». Он: «Я что, дурак?!». А ведь его показывают героем, с него берут пример!

То есть, молодой парень, конечно, пойдёт защищать страну, но насколько охотно он будет это делать?..

Евгений МИХАЛЕВ:
- В первую очередь патриотами должны быть руководители нашей страны. По телевидению можно говорить одно, а на деле… «Каждому ветерану Великой Отечественной – по квартире!». А на самом деле создали такой список условий для её получения! Говорили же о случае в Екатеринбурге: ветеран до такой степени доходил по инстанциям, «выбивая» своё, действительно кровно заработанное, что у него не выдержало сердце…

Светлана ЛЯМЗИНА:
- Анатолий Иванович, Евгений, ну не поверю, что вы – мужчины, прошедшие каждый свою войну, - в случае опасности снова не встали бы на защиту Родины! Ведь как раз вы знаете, что война может принести мирному населению!..

Евгений МИХАЛЕВ:
- Конечно, встанем, конечно, пойдём, шут с вами! Просто обидно…

 
 0
Социальные комментарии Cackle
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика