Народный артист России Евгений МИРОНОВ прибыл в Лысьву в последние дни фестиваля театров малых городов. Перед этим он был в командировке в Европе:
- Включаю канал «Русские Вести 24» и от удивления роняю кусок яблока! Афиша театров Амстердама, Берлина, в Вене – «Гамлет», а «Пять вечеров»… в Лысьве!
Миронова спас Миронов
С такого монолога-удивления началась встреча актёров-участников фестиваля с художественным руководителем Театра Наций, которого трогательно представила народная артистка России Татьяна Догилева.
- Я счастлив и горд тем, что мы с вами делаем, - сказал Евгений Миронов. – Фестиваль был и остаётся приоритетным направлением в работе Театра Наций.
Понимая, что актёры пришли не за официальными заверениями, Евгений Витальевич сразу перешёл к хитростям профессии.
- Сначала, когда получаешь роль, - приходит паника, - признался он. – Звания и призы в этом деле не помогают. Как подступиться? По какому пути пойти? Американские актёры идут от внутреннего к внешнему, в Европе – от внешнего к внутреннему, что совпадает с моими ощущениями. Очень часто какая-нибудь мелочь – характерный жест, привычка героя – помогала мне создать характер…
Его рассказ о творческих поисках слушали затаив дыхание. Когда ещё подвернётся такой случай? Встреча превратилась в мастер-класс, которых, кстати, на фестивале было немало.
А в фойе уже караулили журналисты, чтобы задать вопросы, на которые народный артист отвечал уже сотни раз. Он ещё раз подчеркнул свою провинциальность, сказав, что гордится ею, и благословил на творчество тех, кто горит желанием чего-то добиться на сцене и в жизни.
Собственно, фестиваль как раз на то и направлен, чтобы открыть таланты и помочь им пробиться: поддержать, научить. И эта его составляющая нынче была очень весомой. Все участники впервые получили возможность общаться в течение всего фестиваля.
- Мы понимаем: может и должно стать ещё лучше, - подытожил Е. Миронов. - Фестивалю есть куда расти, и Лысьва – весьма подходящее для этого место.
От журналистов народного артиста Миронова избавили поклонники. А вот спасти его от бесконечной раздачи автографов и вспышек фотокамер смог только заслуженный артист России Миронов - Александр Сергеевич. Перечить патриарху лысьвенской сцены никто не посмел.
Татьяна Догилева: «сыграю в вашем театре»
«Круглый» стол по итогам фестиваля начался с фильма о работе провинциального театра. Фильм тяжёлый, вскрывающий многие и многие проблемы, причём не только театров. Повисшую после просмотра паузу (видели бы вы эти задумчивые лица!) прервал арт-директор фестиваля Олег Лоевский. Он привёл в пример Лысьвенский театр, где сильны традиции, заложенные ещё Анатолием Савиным, которые помогают коллективу выживать.
Наш театр, как и все остальные российские театры, тоже переживает тяжёлые времена: недостаточное финансирование, прекращение работы на два месяца по предписанию надзорных органов, проблемы с режиссёрами и т.д. Тем не менее, желание творить остаётся, и главное сегодня, по мнению Олега Семёновича, - делать это без высокомерия к публике. А такое ощущение может сложиться, если проводить репертуарную политику без учёта пристрастия зрителя.
Спор вокруг отношения к театру зрителей и власти, зачастую рассматривающей театр как развлекательное заведение, завершила Татьяна Догилева.
- Театр должен быть разным! – сказала она. – Многим не хочется экспериментов, которых стало в избытке. Они ждут классики, комедий. И ничего плохого в этом нет. А поддерживать театр можно по-разному. Я, например, готова приехать сюда и сыграть для лысьвенцев в нескольких спектаклях. На Москву и Питер сегодня надежды нет. Кульура идёт отсюда! Вот бы можно было обязать власти любить театр (смеётся)…
Мне очень понравилась позиция министра культуры края Бориса Мильграма, назвавшего Лысьву большим малым городом. Он сказал, что культура должна найти способ взаимодействовать с властью, а не просить и не любить её.
- Власть самодостаточна, - подчеркнул он. Ей и народ-то сегодня не нужен. Поэтому надо учиться с ней работать. И в Пермском крае шанс у культуры есть. В лысьвенском театре я ощущаю себя комфортно. Вчера был в Березниках. Театр есть, но ничего подобного там не получается. А всё потому, что в Лысьве театр занимает первое место, а в Березниках – последнее. Убери из Лысьвы театр, и она начнёт маяться. Без театра нет города. И наша задача – донести до людей, что они такие же, как в Москве, Питере, в Европе. Свою уникальность надо учиться предъявлять.
Подводить итог фестивалю предстояло советнику Президента России по культуре Евгению Миронову, который выглядел слегка ошарашенным открывшимися вдруг перспективами.
- После фильма я приуныл, а теперь воспрянул, - признался он. - Фестиваль имеет все основания стать центром серьёзного дела, рычагом. Радует, что запал не остывает. Будет ли фестиваль ежегодным? Безусловно! Международным? Что ж, малые города есть и в других странах!
Фестиваль покинет Лысьву?
Когда фестивальная суматоха улеглась, мы встретились с главой района Александром ГОНЧАРОВЫМ, который побывал на многих мероприятиях форума.
- Участники, критики, гости, - все хорошо отзываются о нынешнем фестивале, отмечают и уровень организации, и значительно расширенную программу, и тёплый приём лысьвенцев. Евгений Миронов изначально заявил, что Лысьва ему очень нравится и переводить фестиваль Театр Наций никуда не собирается. Но после «круглого» стола в день закрытия форума он в этом засомневался, дав понять, что возможен и иной поворот дела…
- Действительно, до «круглого» стола у Миронова не было сомнений в том, что фестиваль надёжно прописался в нашем городе. А перемены произошли, на мой взгляд, потому, что он сам не ожидал, на какой уровень поднимется фестиваль за столь короткий срок. Он увидел перемены в театре, в городе, увидел огромное желание театров других городов воспользоваться фестивалем как рычагом для развития и театра, и в целом культуры в их регионе.
- Не только у меня возникло опасение, что те, кто с горящими глазами говорили о готовности принять фестиваль в своих театрах, не до конца понимают всей значимости события и той ответственности, которая на них ляжет.
- В Лысьве фестиваль проходил уже третий раз. Всё продумано до мелочей. Есть опытная команда организаторов и поддержка районной власти. В других регионах нужно будет начинать с нуля: и команду сколачивать, и, возможно, добиваться заинтересованности местных властей. Я говорю об этом не с целью любой ценой удержать фестиваль в Лысьве. Просто хочу подчеркнуть: она в состоянии обеспечить достойный уровень. Фестивалю в любом случае нужна база, и Лысьва для этого подходит. Мы прекрасно понимаем, что он и дальше будет расширяться и развиваться. Мы готовы к этому. Готовы ли в других регионах? Не знаю. В то же время понимаю, что фестиваль может стать стимулом для развития других городов. Так или иначе решение остаётся за Театром Наций. А оно таково: следующий фестиваль состоится в Лысьве, а дальше – посмотрим.
Глава района: «жаль, не посмотрел всё»
- Как глава района вы, конечно, воспринимаете фестиваль как прекрасную возможность продвинуть Лысьву. Посмотрели несколько спектаклей, читок, участвовали в других фестивальных мероприятиях. А что вам дал фестиваль не как главе, а как жителю города?
- Отлично была подобрана программа документального кино, которая, наверное, никого не оставила равнодушным. Я, можно сказать, заново открыл его для себя. Вообще было большим удовольствием общаться с руководителем программы Сергеем Мирошниченко. Удивительный человек! Сожалею, что не побывал на всех спектаклях, но то, что посмотрел, понравилось. И «Записки провинциального врача», и «Где-то и около», и «Третью смену» Лысьвенского театра, которую так и не довелось до этого увидеть…
- А читки пьес с ненормативной лексикой вас не покоробили? Есть ли место на нашей сцене подобным спектаклям?
- Читки – вообще отдельная история. Сначала это, конечно, коробит. Но надо отдать должное руководителю лаборатории современной драматургии Эдуарду Боякову. Он выстроил их в такой последовательности, что они воспринимались как единое целое. И это помогло понять, что в реальной жизни за всей этой бытовухой и нецензурщиной мы порой не видим истинных ценностей. А они есть, они проступают через эту шелуху. Что-то, считаю, нельзя ставить, а некоторые вещи вполне могут на это рассчитывать. Например, в том же спектакле глазовского театра «Где-то и около» тоже ведь используется ненормативная лексика. Но она воспринимается зрителем как вполне оправданная.
- Что произвело на вас самое сильное впечатление в фестивальные дни?
- Зритель! Аншлаг был на все спектакли. Я очень благодарен нашему зрителю. Все отметили уникальность лысьвенцев: доброжелательность, терпение, такт, уважение к актёрскому труду. Я горд, что был в их числе.
- Была заявлена очень серьёзная цель фестиваля. Итоги подводились на «круглом» столе. Мне показалось, что от неё отвлеклись и стало непонятно, достигнута ли она. Создан ли какой-то рецепт для успешного развития театра в малом городе?
- Согласен: разговор изначально пошёл не в то русло, хотя посыл был очень хороший: максимально использовать эффект круглого стола, учитывая, что Евгений Миронов – советник Президента России по культуре. Но несмотря на то, что говорили о каких-то пограничных темах, вырваться из круга которых не позволила неожиданно разгоревшаяся дискуссия, я уверен: Евгений Миронов всё увидел и прочувствовал. Выходец из провинции, он дал понять, что надежды на столичные театры мало, что культура идёт из глубинки и развивать её надо здесь. И всё-таки в последние минуты разговора схематический план действий был набросан: предполагается какая-то встреча в Москве, на которой не только будет дан толчок фестивалю театров малых городов, но и заострятся проблемы театров вообще. Что касается Лысьвы, мы видим перспективы. Фестиваль – это тот ресурс, который надо использовать по максимуму, чтобы и театр развивался, и город преображался. Перспективы есть. Мы готовы меняться.
Позитива море, но…
Даже целая газетная полоса не может вместить рассказа обо всех фестивальных событиях. Восторгов было много. Кому-то очень понравилась выставка афиш детских театров Дании, развернувшаяся в фойе. Она как нельзя лучше подчёркивала направленность фестиваля на современную драматургию. Кто-то ходил под впечатлением от мастер-классов или от встреч со знаменитостями. Многие использовали широкие возможности для общения.
Нельзя не отметить и удачный выбор гостевого спектакля питерских актёров – «Записки провинциального врача». О нём скажу особо. Пожалуй, постановка стала ярким примером того, как легко может быть подана серьёзная драма. Зритель, смотревший спектакль на одном дыхании, смеялся, аплодировал, жил, можно сказать, вместе с героями пьесы. А когда покинул зал, на него, что называется, накатило. Люди вдруг стали осознавать всю глубину поставленных режиссёром социальных проблем. Вот это и есть современный подход, которому, вероятно, нужно учиться и актёрам, и режиссёрам.
Рискну утверждать, что таким получился и весь фестиваль. Казалось бы, море позитива: добрая энергия, пробудившиеся надежды, всплеск эмоций. А прошло несколько дней - и, что называется, накатило. Все вернулись к дырявым бюджетам, обшарпанным зданиям (слава богу, в Лысьве не так!), к требованиям надзорных органов, нехватке специалистов, нищенской зарплате. Одним словом, добро пожаловать в будни.
Впрочем, даже они наступят не так скоро, ведь с закрытием фестиваля закрылся и театральный сезон, до которого полученный эмоциональный запал может перегореть. Закрытие получилось нетрадиционным, а значит, неожиданным для зрителей и для актёров. И те, и другие привыкли подводить черту: одни – поблагодарить коллектив театра, другие – почувствовать эту благодарность. И этой особой многолетней традиции очень жаль. Причем нарушена не только она.
В июне лысьвенцы уже ждали фестиваль современной пьесы. Нынче он трансформировался в лабораторию современной драматургии в рамках фестиваля и был для них недоступен. Попасть на читки могли только участники форума. Таким образом, ни точки, ни послесловия к сезону не получилось. Не было обещания, «трамплинчика» к следующему сезону (некоторые завсегдатаи театра считают, что по объективным и субъективным причинам не получилось и самого сезона). Значит, начинать осенью будет очень сложно.
Что ж, увидим. Главное – лысьвенцы всегда готовы поддержать свой театр. Надо только предоставить им для этого больше возможностей.
Социальные комментарии CackleЗа время фестиваля, в котором участвовали 200 человек, было показано 23 спектакля театров из 13 городов. Состоялось шесть читок, 10 мастер-классов. Зрители посмотрели 10 документальных фильмов.
Выручка буфета составила 2400 рублей (каждый участник оставил там в среднем 22 рубля), что свидетельствует о деловой и рабочей атмосфере, а также о том, что пора повышать зарплату артистам.