Перед Днем города жители пятого микрорайона и поселка Орджоникидзе получили долгожданную услугу – в кранах появилась горячая вода. В понедельник жалобы прекратились, народ, уверенный, что проблема горячего водоснабжения в этих микрорайонах снята, успокоился. Понятно, что межхозяйственные споры людей мало интересуют, особенно тех, кто считается добросовестным плательщиком коммунальных услуг. Однако именно эти потребители в первую очередь становятся жертвами подобных конфликтов хозяйственников.
Договаривались не раскачивать долговую лодку
Коммуналка поистине клубок противоречий, в котором сплелись интересы власти, бизнеса и простых граждан. Распутать его крайне сложно, потому, что яблоко раздора в этом клубке парадоксов - деньги. Так и в этой истории с горячей водой в жилом секторе пятого микрорайона.
После того, как МУ «Служба заказчика ЖКУ» в рамках подготовки к новому отопительному сезону закончила работы на теплотрассе, горячее водоснабжение в жилом секторе не возобновилось. Власти сослались на проблемы «Электротяжмаш-Привод» с «Пермрегионгазом»: мол, из-за долгов газовики перекрыли заводу газовую задвижку. Ясно, что народ зашумел, эмоции били через край и на встречах с руководителями города и района, и на страницах газеты.
В пятницу на прошлой неделе во второй половине дня состоялась встреча с генеральным директором ООО «Электротяжмаш-Привод» Виктором ЛЕШЕМ. После того, как в прессе появились комментарии руководителей городского поселения, в частности, его главы В.И. Михайлова, о причинах отсутствия горячего водоснабжения в пятом микрорайоне, он решил сам рассказать об истинном положении дел и о позиции руководства завода в данном вопросе.
По его словам, глава поселения, отвечающий за социальную стабильность на вверенной ему территории, но мало отвечающий за работу службы заказчика, как минимум, должен был разобраться в проблеме до конца и не винить в сложившейся ситуации только одну сторону конфликта.
- Как известно, горячее водоснабжение было отключено в связи с ремонтом тепловых сетей. Техническая возможность запустить систему была обеспечена службой заказчика до 15 июня - как и планировали, - сказал гендиректор в беседе с корреспондентом. - Объективности ради нужно заметить: служба заказчика выполнила ремонт быстро и качественно. Мы в свою очередь начали плановый ремонт газовой трубы на входе в котельную. На это есть соответствующие документы, предписывающие в срочном порядке провести за летний период ее ремонт. Кроме того, до 10 июля планировали отремонтировать и бойлеры, но сделали это раньше, и 5 июля могли подавать в сеть горячую воду.
Это техническая сторона дела, и здесь все предельно ясно. Могу лишь отметить: ремонты мы провели за свой счет и никакой помощи у города не просили – проблемы решали самостоятельно.
Одновременно с этим вели переговоры с «Пермрегионгазом» относительно наших расчетов за газ, со службой заказчика - по долгам. Вместе с главой района А.Л. Гончаровым встретились с гендиректором «Пермрегионгаза» и оговорили правила дальнейших действий по расчетам. Составили график погашения долгов, в котором задолженность нашего промышленного предприятия и задолженность города перед газовиками были «разведены». Как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно. «Пермрегионгаз» связан договорными отношениями с нами, и его не волнует, что служба заказчика, которая аккумулирует средства за тепло и горячую воду, расплачивается с поставщиками не в полном объеме за поставленные ресурсы. А к тому времени она задолжала «Привод-Теплоэнергоресурсы» 23 миллиона рублей. Долг завода был немного меньше, но в целом мы должны были за газ 43 миллиона рублей. Согласитесь, это серьезные деньги - больше полутора миллионов рублей. Завод нес тяжелую нагрузку. Такая же ситуация сложилась и у других поставщиков.
Чтобы не раскачивать долговую лодку, мы, металлурги, «Гортеплоэнерго» договорились: объединяем долги всех трех предприятий, оператором по ним выступает ООО «ЛМЗ-Энерго» как самый большой кредитор службы заказчика. С каждого поступающего от нее рубля оператор производит перечисление денег согласно четко определенной доле каждого поставщика теплоресурсов. Надо сказать: со стороны оператора подписанное соглашение выдерживается.
При таком раскладе не питайте иллюзий
Что произошло в мае? В последних числах этого месяца должны были поступить деньги от службы заказчика. Она, как всегда, выбилась из графика, в итоге мы получили майские деньги от «ЛМЗ-Энерго» только 2 июня. На следующий день они были отправлены на счет «Пермрегионгаза».
Конечно, все понимали: график, подписанный главой района и мною с гендиректором «Пермрегионгаза», уже сорван. Естественно, газовики заявили, что отключают нас от потребления газа. Скажу откровенно: это была лишь угроза, устрашение, предупреждение - газовую задвижку никто не перекрывал. Газ на завод поступал - технологию не остановить, добросовестные плательщики – ОАО «ЛЧПФ», ООО «Лысьванефтемаш» - продолжали получать горячую воду, но ограничение, введенное в мае, газовики в июне не сняли. Ограничение составляет 52 процента. Этого объема хватает, чтобы не остановить производство, не нарушать технологию у себя и у добросовестных плательщиков.
- Виктор Николаевич, под добросовестными плательщиками вы имеете в виду только юридические лица? А законопослушные жители пятого микрорайона в их разряд не попадают?
- Да, у нас с ними, к сожалению, нет договорных отношений. Договора на поставку тепла и горячей воды подписаны со службой заказчика. Теплоноситель мы производили в том объеме, на который есть газ – 52 процента. При таком объеме невозможно обеспечить теплом городской массив. На город нам газа не хватает, и это продолжается с мая.
В июне пришлось повторно согласовывать графики расчетов с «Пермрегионгазом». Чтобы заплатить за собственную - промышленную долю долга (а это больше 7,5 миллионов рублей) - мы деньги нашли. А вот за долю, гарантом которой выступил глава района, нужно было заплатить 6,5 миллионов. Этих денег в полном объеме у города не нашлось.
Согласно действующей схеме, по которой сегодня работают поставщики тепла, чтобы нам поступили эти 6,5 миллионов рублей (доля «Привода» - 24 процента), служба заказчика должна перечислять «ЛМЗ-Энерго» (наш оператор) 26 миллионов рублей ежемесячно. А мы получили в июне 3 миллиона рублей, и то, они «майские» деньги. За июнь «Электротяжмаш-Привод» практически ничего не получил.
А газовики стоят на своем: заплатите 11 млн. 800 тысяч рублей и будете с газом. В результате в конце мая подошло время выдачи аванса работникам завода. Видя, что денег не хватает, дотянули до 30 мая и приняли решение: чтобы не отключать «ЛЧПФ», ООО «Лысьванефтемаш», чтобы не получить убытков и не прервать технологию, урезать аванс до 17 процентов – это полторы тысячи рублей. Люди получили копейки, и значит, они не заплатили за ту же коммуналку, у них остались непогашенными кредиты. Словом, снежный ком.
Мы стали не просто заложниками ситуации - катализатором отрицательного отношения к нормально работающему заводу, экономика которого только-только оправилась после кризиса. Пошли заказы, люди стали больше зарабатывать, а в итоге этих денег мы все равно вовремя не заплатили.
Как развиваются события в настоящее время? Нормального, четкого графика погащения долгов служба заказчика не имеет, объем поступлений нам не обеспечен. Поэтому мы будем стоять на своих позициях и требовать поступления денег согласно той доле оплаты, что определена в весеннем соглашении.
- По информации директора службы заказчика П.А. Дерягина на сегодняшний день они вам ничего не должны. Как это понимать?
- Есть такой нюанс. Павел Анатольевич встал на точку закона: мол, по бухгалтерии у нас перед вами - ноль, мы вам ничего не должны. Но он забыл о согласованных схемах.
Мы, как обещали, теплоноситель дали. Но если служба заказчика не обеспечит запланированный объем поступлений в 26 млн. рублей «ЛМЗ-Энерго», а мы не получим свою долю в 6,5 млн. рублей, ситуация может повториться. Мы за свою промышленную долю заплатим, за социальную – нет.
Мы предлагали руководству района и службе заказчика: платите напрямую «Пермрегионгазу», мы не против. Заплатите эти 6,5 млн. рублей и все вопросы снимете.
В прошлом году шел разговор о том, чтобы отдать котельную в аренду: пусть разбираются с долгами, деньгами, обязательствами. Мы же производим электрические машины, и я как генеральный директор обязан в первую очередь обеспечить производство, нормальный график расчетов с людьми, инвестиционную политику, а за обеспечение жилых районов горячим водоснабжением отвечают другие люди.
Воду дали, но ни у кого не должно быть иллюзий, что мы тут «открыли кошелек» и продолжаем финансировать коммунальную сферу. Акционерам такая политика не нужна. Каждый раз вместо того, чтобы делать генераторы, приходится разбираться с миллионными коммунальными долгами, которые «ходят» непонятно как и непонятно как собираются. За 3 года мы не можем добиться никакой прозрачности.
Мы надеемся, что у нас сложится очень хорошая ситуация и в конце месяца денег хватит и на аванс, и на расчеты с газовиками. Если не хватит, заплачу людям аванс за их работу. Воду в жилой сектор мы дали, но отключим, если не будет нормальных расчетов, определенных в ранее принятом соглашении.
Хочу добавить: ни руководство ООО «Электротяжмаш-Привод», ни «Привод-Теплоэнергоресурсы» никогда не из кого не делали заложников. Плохо нам или хорошо – проблемы свои мы решаем. Но в партнерских отношениях должно быть понимание двух сторон. Только тогда можно вести речь об эффективности совместных действий.
Социальные комментарии Cackle