
В начале прошлого года «Искра» опубликовала заметку «Экспансивный сожитель». Речь в ней шла о том, как мировой суд приговорил некоего Дмитрия Б. к штрафу за побои, нанесенные своей гражданской жене. Подсудимый согласился с наказанием и не обжаловал приговор. Однако прокурор нашел наказание чрезмерным.
Чтобы все было понятным, напомним ход событий. Сначала судья «оценил» каждый эпизод рукоприкладства подсудимого в 2500 рублей штрафа. В силу ст. 69 УК РФ частично сложил наказания и окончательно назначил выплату 6000 рублей. Но поскольку Дмитрий до процесса около месяца находился под стражей, счел возможным смягчить санкции и снизил штраф втрое. Когда уголовное дело в порядке надзорного производства поступило прокурору, он пришел к выводу: судебный вердикт несправедлив. Не оспаривая выводов суда о виновности Дмитрия Б. в совершении побоев и других насильственных действий, он посчитал, что приговор подлежит изменению в связи с неправильным применением уголовного закона.
Дело в том, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, но и защиту граждан от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения их прав и свобод. А в данном случае осужденный 20 дней до суда находился под стражей. То есть, его конституционные права были существенно ограничены. Да и само взятие под стражу является исключительной мерой пресечения. С другой стороны, к лицу, совершившему преступление, должно применяться наказание, которое бы соответствовало характеру и степени общественной опасности злодеяния, обстоятельствам и личности виновного. Дмитрий Б. прежде не судим, совершил преступление небольшой тяжести, вину свою признал и раскаялся, имеет постоянное место жительства, работает, характеризуется положительно.
На основании изложенного прокурор направил в городской суд апелляционное представление, в котором просил приговор в отношении Дмитрия Б. изменить и полностью освободить его от отбытия наказания, то есть штрафа. Ходатайство прокурора было удовлетворено.
Сергей Костин, юрист первого класса, старший помощник прокурора.
Социальные комментарии Cackleперейти к списку статейверсия для печати