Когда после первых обильных снегопадов страсти по расчистке дорог в городе немного улеглись, я обратилась к заместителю главы администрации городского поселения по инфраструктуре Ивану МАЛАНЧАКУ с просьбой прояснить ситуацию с уборкой снега в городском поселении.
Дороги чистят согласно графику
- Иван Дмитриевич, слава Богу, мы не в таком положении, как Европа, для которой снегопад стал настоящим бедствием. Но и у нас нынче от снега просто деваться некуда: ни проехать, ни пройти - люди возмущены нерасторопностью коммунальных служб...
- Отлично понимаю негодование горожан, но вот согласиться с теми, кто говорит: мол, опять для нас зима, снегопады, гололёд наступили неожиданно, не могу. Администрацией городского поселения выдано муниципальное задание АУ «Благоустройство», заключены договоры с ОАО «ЛДСУ», а в начале декабря в связи с обильными снегопадами - ещё и с ООО «Строительные технологии – Сервис».
За каждым предприятием закреплены свои территории. За ОАО «ЛДСУ» - западная сторона города: первые и вторые Карпаты, Госстрой, поселки Свердлова, Калинина, деревни Липовая-1 и 2. За ООО «Строительные технологии – Сервис» - район от реки Травянки до окраины города и от улиц Балахнина-Куйбышева на восток до окраины города, плюс Новотравянский район. За АУ «Благоустройство» - остальная часть города и сельские населенные пункты, входящие в состав городского поселения. Дороги чистятся согласно утвержденному графику: грейдером - с 2 часов ночи, трактором со щетками - с 4 часов утра.
В сельских населенных пунктах расчистку ведём днём, днём же организуем и вывозку снега. Если в прошлом году за всю зиму снег из города вывозили всего пять раз, то нынче только в первой половине декабря делать это пришлось уже четырежды.
- И сколько всего единиц техники ежесуточно выходит на дороги?
- Порядка двадцати. Так, в АУ «Благоустройство», за которым закреплена самая большая территория, ежесуточно работают три трактора Т-150, пять – МТЗ-82, два снегопогрузчика ТО-18, один – К-700, кроме того, КамАЗ и ЗИЛ КДМ заняты на подсыпке противогололедными материалами.
В обычную, не очень снежную зиму, с таким арсеналом техники дороги можно содержать вполне нормально. Но нынешняя зима удивляет не только Европу, но и нас, привыкших к самым разным неожиданностям. Поэтому в дни обильного снегопада приоритет был отдан основным дорогам с интенсивным движением. К сожалению, привести их в соответствующее состояние мы смогли лишь к 13 декабря. В те дни, когда снега нет, стараемся ликвидировать все «узкие» места.
- Полагаю, делать это придётся постоянно: прогнозы на зиму неутешительны. Даже в Москве и Санкт-Петербурге борьба со снегом – проблема номер один. Правда, там она усугубляется большим количеством автотранспорта...
- Мы хоть и не в столице живём, но проблема эта и у нас стоит очень остро. Даже несмотря на то, что работы по очистке дорог проводятся ночью, на многих, в том числе и на основных трассах, стоит большое количество автомобилей, мешающих произвести расчистку по всей ширине дорожного полотна.
Это улицы Металлистов, Кирова, Смышляева… С этой же проблемой сталкиваются и управляющие компании, которые ведут расчистку внутридомовых территорий: у каждого дома стоит, как минимум, до десятка автомашин. Не парадокс ли: люди возмущаются тем, что дороги чистятся плохо, и сами же создают препоны для нормальной работы дорожной техники!
Ещё одна проблема – уборка снега от магазинов и учреждений, хозяева которых сталкивают снег куда попало. Вот только несколько примеров. ИП Сластников – здесь убрали снег от магазинов («Восторг» – у рынка, и на выезде из города на ул. Чусовская) и столкали его в кучи на противоположной стороне дороги - это вместо того, чтобы распределить его равномерно.
Кто должен вывозить эти горы снега? АУ «Благоустройство»?! Та же история - у магазинов на ул. Быстрых и на ул. Мира. Снег, убранный с крыши магазина «Добрыня», лежал здесь два дня - людям было невозможно пройти. Несвоевременно убирают сброшенный с крыш снег и управляющие компании - как в поселках (у домов на ул. Суворова в пос. Орджоникидзе - от гостиницы «Ассоль» до ООО «ЛЗТЭМ-Привод»), так и в центре (например, у дома № 42 на ул. Мира).
Резкий перепад температур сделал дороги скользкими, но добавляет проблем здесь ещё и российское разгильдяйство. На дорогу на ул. Декабристов постоянно бежит вода из водоразборной колонки: у гаражей на ул. Орджоникидзе-Безымянная проводили раскопки, но утечку воды не устранили. Служба заказчика мер не принимает. При помывке машин пожарной части-45 на дорогу постоянно стекает вода. Подобных примеров можно привести множество.
Сумму необходимо увеличить как минимум в два раза
- Иван Дмитриевич, я знаю, что в администрацию поступали жалобы от жителей частного сектора, которые после расчистки дороги не могут выбраться через завалы от своих домов. Что на них можете ответить?
- Я и сам живу в частном секторе. Встаю утром, беру в руки лопату и прочищаю проезд от гаража до дороги - вместо зарядки. Тем не менее, дороги в частном секторе, предназначенные для проезда спецтранспорта (пожарных машин, милиции, скорой помощи), чистятся, и даже делаются специальные «карманы» для заезда. Другое дело, что в эти «карманы» (например, на ул. Балахнина) частники ставят свои автомашины, и пешеходам невозможно выбраться с тропинки на дорогу.
По моему твердому убеждению, все дорожные проблемы решаются просто: предъявляя требования по содержанию дорог к администрации городского поселения, горожане и сами должны способствовать тому, чтобы отвечающие за расчистку службы могли делать это без помех - своевременно и качественно.
- По всем прогнозам, зима не собирается сдавать позиций. А каковы ваши прогнозы по борьбе со снегом в наступившем году? Учтены ли возрастающие в связи с этим затраты в бюджете-2011?
- Позволю себе перефразировать известную поговорку: и рады бы в рай, да бюджет не пускает. Закладываются эти расходы на основании норматива. По Пермскому краю он утвержден в сумме 519 тыс. рублей на километр, по району - 377 тыс. рублей (реально выделяется 105 тыс. руб/км), по городскому поселению и того меньше: 34,6 тыс. руб/км в год. В целом на 2011 год на содержание дорог городского поселения в бюджете заложено 11121,4 тыс. рублей (в 2010-м – 12121, 4 тыс. руб.). Судите сами, как эти суммы соотносятся с прогнозами погоды.
- Значит, в случае чрезвычайной ситуации придется изыскивать какие-то резервы?
- Если бы такие резервы имелись... В поселении слишком много проблем, для решения которых также нужны дополнительные средства, - это и ветхое жилье, и коммуналка, и освещение улиц, и ремонт дорог...
Конечно, при чрезвычайных ситуациях средства можно изыскать по статье «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий природного и техногенного характера». Последние два года мы использовали эти деньги на ликвидацию обрушившихся домов и расселение проживавших в них людей. Будем надеяться, такая беда, как природные катаклизмы, нас минует.
- А при реальном подходе к решению этой проблемы сколько нужно денег и техники, чтобы город жил спокойно: чтобы не буксовали машины, люди не увязали в сугробах?
- Не буду вдаваться в подробности и рассказывать, сколько тракторов, грейдеров, снегопогрузчиков и другой техники для этого нужно. Скажу так: имеющуюся сегодня сумму необходимо увеличить как минимум в два с лишним раза, а финансирование - хотя бы в три, то есть не из расчёта 34,6 тысячи рублей, а 105 тысяч рублей на километр в год. О реальной сумме, установленной нормативом (377 тыс. руб/км), приходится только мечтать.
- А значит, и об идеальном содержании дорог - тоже?
- Выходит, так. Но даже в сложившейся ситуации администрация городского поселения делает всё возможное, чтобы по городским дорогам можно было ездить нормально.
В ближайшее время поступит комбинированная дорожная машина КО-829А стоимостью 1,7 млн. рублей. Зимой она будет использоваться для подсыпки и чистки дорог, летом - для поливки. Конечно, одна такая машина погоды не сделает, но это всё же пусть небольшой, но шаг вперед в деле укомплектования парка дорожной техники, а значит, и улучшения качества дорог.
Валентина УРЫВАЕВА, специалист администрации Лысьвенского городского поселения.
Социальные комментарии Cackle