13 февраля Русская православная церковь отмечает день поминовения новомучеников и исповедников Российских, всех пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Служил в Свято-Троицком храме
Двадцатый век стал для России эпохой невиданных потрясений. И Февральская, и Октябрьская революции 1917 года были основаны на насилии, на отказе от нравственных норм Христа. В результате народ России из кровавого месива Первой мировой войны был втянут в еще более страшную Гражданскую войну. Население уральских земель испытало на себе все виды террора - и «красного», и «белого».
Не менее тяжёлые испытания российскому народу принесла эпоха коллективизации и индустриализации СССР. Крайняя нищета и голод порождали недовольство людей новой жизнью. Власть понимала: ярость населения опасна, и стремилась направить её против внутренних врагов, объявляя таковыми кулаков и духовенство.
В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века аресты и заключение священников под стражу носили характер целевого указания партии и правительства. Не минула чаша сия и лысьвенских служителей церкви. Один из них — священник Свято-Троицкого храма отец Михаил (Дубровский).
Дубровский Михаил Афанасьевич родился в 1876 году в поселке Лысьвенского завода в семье священнослужителей. До февраля 1917 года служил дьяконом, священником храма Воскресения в селе Калино Калино-Камасинской волости Пермского уезда. |
Михаил Дубровский был арестован в ноябре 1929 года в Лысьве. Обвинялся органами ГПУ в антисоветской пропаганде. Виновным он себя не признал. По бездоказательному обвинению его приговорили к трем годам ссылки.
История советской власти показала, что в конце 20-х машина репрессий только набирала обороты. Масштабы гонений на инакомыслящих, в том числе на духовенство, росли с каждым годом. Всем, кто попадал в поле зрения органов ОГПУ-НКВД, пришлось неоднократно пройти все круги ада. Вероятно, не обошла эта участь и лысьвенского отца Михаила. К сожалению, достоверных сведений о том, как сложилась его судьба в дальнейшем, пока нет.
Расстреляны в 1937-м
Тридцатые годы стали настоящим испытанием для жителей Урала, да и страны в целом. Чтобы полнее представить, что происходило в тот период, и как оценивали ситуацию рабочие из числа грамотных, достаточно обратиться к их письмам и сообщениям органов НКВД.
Из письма рабочего Лысьвенского металлургического завода, адресованного И.В. Сталину 9 декабря 1933 года (стиль сохранён):
«Дорогой тов. Сталин, дальше терпеть мы не можем, нужна Ваша защита или указание. Мы голодаем и во всем терпим нужду, нашего заработка хватает только дней на 10 при такой дороговизне на все. В столовых обеды нам готовят очень плохие, на силос скоту, а деньги с нас дерут около рубля за обед. Дальше так жить невозможно, голодать целыми годами. Вот уже прошло 16 лет после революции, а положение наше не улучшается, с каждым годом все хуже и хуже. Сахару вот уже около года не видим. Придя с работы, и поесть нечего, кусок хлеба да вода.
…Дорогой тов. Сталин, мы просим Вас улучшить наше положение, в первую очередь, просмотреть нашу заработную плату - может ли рабочий существовать на нее. Во-вторых, встряхнуть отделы рабочего снабжения и Нарпита - очень уж много бюрократов примазались и сидят на рабочих и крестьянских шеях. Скажу несколько слов о крестьянстве, нынешних колхозниках. Мне отпуск пришлось использовать, собирая сведения: некоторые колхозники завезли продналог полностью и остались сами без хлеба; колхозники также ничего не получают из промтоваров, жизнь тоже никудышная. Еще просим обратить внимание Вас, тов. Сталин, чтобы не замазывали нам глаза печать и радио. Если вещь черная, то печать и радио во всю кричат, что не черная, а белая, заставляют верить в это население. Еще мы просим прибавить нам хлеба, чтобы не сидеть на голодном пайке».
Безусловно, в условиях такого недовольства власть не могла допустить, чтобы сохранялся и рос авторитет священников, разлагающий доверие к советским устоям. 1937 год называют трагическим в истории России.
Сотни тысяч невинных людей были убиты или умерли в лагерях ГУЛАГа. Среди этих людей были те, кто мученически пострадал за православную веру.
В 1937 году в Лысьве сотрудниками местного НКВД было наспех сфабриковано дело о группе контрреволюционеров-церковников. Не утруждая себя поиском доказательств, 30 октября они арестовали настоятеля Иоанна-Богословской церкви о. Алексея, в миру Алексея Матвеевича Золотова. Родом он был из заводского поселка Кын, на момент ареста ему было 60 лет. Вместе с ним в тюремные застенки угодили староста церкви Василий Яковлевич Петухов, председатель ревизионной комиссии Николай Дмитриевич Жданов, а также члены церковного совета Тимофей Дмитриевич Недорезов и Василий Иванович Багаев.
Их обвинили в создании антисоветской повстанческой группы церковников, ставившей целью свержение советской власти. Настоятель Иоанно-Богослосвской церкви отец Алексей (Золотов) был приговорен к расстрелу и убит 25 декабря 1937 года. Всех остальных осудили к 10 годам лишения свободы. Удалось ли выжить этим людям в лагерях - к сожалению, неизвестно.
Только в течение 1937 года в Лысьвенском районе к высшей мере наказания - расстрелу - были приговорены несколько священнослужителей. В их числе Иван Павлович Важесов (1873 года рождения), уроженец деревни Скородум Березовского района. Он был из крестьян-середняков. Первый раз ревтрибунал приговорил его к двум годам лишения свободы «за несдачу хлеба». На момент второго ареста, в августе 1937 года, он проживал в д. Каменка Лысьвенского района, служил старостой церкви. Его обвинили в дискредитации политики партии и подрыве колхозного строя.
Павел Петрович Духонин (1875 года рождения), уроженец пос. Юго-Осокинский Кунгурского р-на. На момент ареста, в декабре 1937 года, проживал в селе Сая и был священником церкви. Его обвинили в том, что он являлся руководителем контрреволюционной повстанческой организации, ставившей своей целью свержение Советской власти путем вооруженного восстания.
Родился Николай Логинов в 1895 году в семье служащего. Закончил духовную семинарию в г. Казани. Служить священником начал в 1922 году в Никольской церкви села Коса Коми-Пермяцкого округа. До своего первого ареста он служил в селе Усть-Кишерть и в Покровской церкви села Бобровка Свердловской области. На момент ареста (а произошло это 5 августа 1939 года) он был священником Успенской кладбищенской церкви г. Перми. |
К великому сожалению, мы и сегодня не знаем в полной мере о судьбах тех, кто пострадал за православную веру в страшные годы гонений на церковь.
Был благочинным...
Послабление властей по отношению к вере и церквям, наметившееся в годы Великой Отечественной войны, закончилось новым витком репрессий после её окончания. Политика уничтожения православных святынь продолжилась с ещё большей силой и ещё более суровыми репрессиями верующих и церковнослужителей.
В феврале 1949 года в Лысьве было заведено дело на Николая Георгиевича Логинова, священника Иоанно-Богословской церкви г. Лысьвы и благочинного первого округа.
В мае 1940 года особым совещанием при НКВД СССР отец Николай был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей за участие якобы в антисоветской групповой деятельности. Срок наказания отбывал в лагерях на Колыме, работая на общих работах, на золотых приисках и на автотрассе.
Выстоять, выдержать голод, холод, издевательства и непосильный труд в годы военного лихолетья на Колыме и не быть сломленным - на такое способны немногие. Несомненно, нравственная, духовная сила веры у о. Николая была сильнее любой земной власти.
С октября 1946 года отец Николай стал священником Иоанно-Богословской церкви в Лысьве. А в феврале 1949 года он был арестован уже в третий раз. По постановлению Особого совещания при министре ГБ СССР был обвинен в антисоветской пропаганде и принадлежности к антисоветской организации и приговорен к высылке в г. Джамбул Казахской ССР. Дальнейшая судьба этого человека и его близких, к сожалению, тоже неизвестна.
Вспоминая людей, пострадавших за Веру, понимаешь, как мало мы знаем о них, как много нужно еще сделать в собирании и сохранении православной истории нашей малой родины! Наверное, нелишне вспомнить опыт прошлых веков, когда при храмах работали комитеты из прихожан, молодежи и интеллигенции, занимавшиеся сбором фактов краеведческой, православной истории и культуры.
Олег ЮЖАКОВ, историк.
Материал подготовлен на основе фондов Пермского Государственного архива новейшей истории.