Какой русский не любит… бани? У нас даже хит отечественного кинематографа, который вся страна с замиранием сердца смотрит уже тридцать два года подряд, - «Ирония судьбы, или С легким паром!» Думаю, не ошибусь, если назову русскую баню предметом особой национальной гордости.
- Было бы чем гордиться, - безапелляционно заявил мне один из парильщиков, каждую субботу добросовестно укладывающий березовый веник, чтобы использовать его по назначению в бане на улице Орджоникидзе. – Пара-то нет!
Именно эта история и заставила меня задаться вопросами: какова судьба лысьвенских бань, кто в них моется, сколько за это платит и, самое главное, есть ли перспективы развития у нашего банного комбината? Директор МУУП “Банно-прачечный комбинат” Владимир ЦЕЦЕГОВ согласился лично показать парные «владения».
Хорошая баня лучше сытного обеда
Финские, римско-ирландские, турецкие, японские и другие бани для лысьвенских любителей пара - практически недосягаемая мечта. Такую роскошь могут позволить себе разве что жители мегаполисов. Там в специальных оздоровительных центрах клиентам предлагают все тридцать три удовольствия мыльно-парильных процедур. Нам за городами-миллионниками не угнаться, а посему хотя бы в простой русской баньке погреться. Но, увы, и это не всегда получается.
Баня на улице Перовской – первая, куда мы отправились с Владимиром Павловичем.
В одноэтажном здании расположены и баня, и прачечная. Места немного, а потому банька небольшая - всего на 20 человек. Антураж напоминает забытые годы застоя: шкафчики, тазики, лавочки и… облупившаяся краска на стенах.
- Да, ремонт не помешал бы, - размышляю вслух.
- Слабое место – электропроводка, - замечает Владимир Цецегов. – Да и лавочки надо подновить, стены покрасить, потолки побелить. Мы это понимаем, но на все необходимы средства.
В памяти невольно всплывают кадры из фильма, где главный герой предновогодней комедии вместе с приятелями отмечал будущую женитьбу за кружкой пива среди кафеля и пара. Та баня с лысьвенской ни в какое сравнение не идет: московская помывочная образца 70-х годов, пожалуй, помоднее была.
Впрочем, модное местечко есть и на Перовской – сауна. Она, кстати, пользуется большой популярностью. Посещение - строго по записи. Короче, если хочешь с пользой провести досуг и свободно, без толкучки, погреться в парилке, а потом искупаться в бассейне, - записывайся в очередь.
Стоимость билета в сауну значительно выше банных расценок: днем там можно помыться за 370 рублей, вечером - за 420, а после полуночи уже за 600 рублей (за два часа). Однако цены любителей высоких температур не смущают. Не у всех же есть возможность попариться в собственной баньке или напроситься к друзьям-приятелям.
Сауна - дело прибыльное. За сутки она способна принять около 40 человек, в месяц - примерно 320 посетителей. Конечно, все зависит от сезона. Летом-то лучше в пруду побарахтаться, а вот осенью и зимой хочется теплым парком от каменки подышать.
Баня без пара - что щи без навара
Баня на улице Орджоникидзе, откуда и звонил недовольный посетитель, пользуется особым спросом у парильщиков. Парилки большие. Два отделения – женское и мужское, каждое рассчитано примерно на 28 мест. Хотя и здесь ремонт не помешал бы.
– Потолки, согласен, страшные! - замечает Владимир Павлович. - Рамы надо менять. В душевые поставить автоматические смесители. Но главное - вентиляция, ремонт трубопроводов и самого здания. Знаете сколько ему лет? Постройка 1951 года! Да и шкафчики с тазиками, признаться, морально устарели. Сейчас мы составляем перечень мероприятий по улучшению условий работы комбината на 2008 год. Обсчитываем, во сколько обойдутся пожелания клиентов. А там уже будем решать, какие ремонтные работы выполнять в первую очередь.Любой ремонт требует финансовых затрат, а бани - предприятия убыточные. Помывка населения – социально значимая услуга, и ее стоимость утверждается представительными органами на местном уровне. При цене билета в 35 рублей посетители покрывают только треть затрат на содержание бань.Городской бюджет дотирует 20 рублей 4 копейки на одного человека, а себестоимость услуги, по самым скромным подсчетам, - 60 рублей. Чтобы баня окупала себя и была прибыльной, одна помывка должна стоить не менее 90 рублей! Но кто пойдет в нее за такие деньги? Практика показала: при увеличении тарифа число посетителей уменьшается в среднем на 20 процентов. Получается, чтобы баня была прибыльной, ее должен посещать особый контингент: тот, что побогаче. А значит, и «фейс» у такого парного заведеньица должен быть соответствующий, и интерьер, и спектр услуг, и прочее...
Пока новый директор размышлял о судьбе бань общественных, мне вспомнилось, как однажды в приморском городке мы попали в банный центр. Вот это был размах! В огромном холле нас гостеприимно встретил менеджер. «Какую баньку желаете? – учтиво осведомился он. - Налево - финская, направо - русская, прямо – турецкая». Но и цены, конечно, были соответствующие. Зато внутри - голубое джакузи, каменка, выложенная разноцветными камушками, в раздевалке - аквариумные рыбки, плещущиеся в стеклянном доме, на заказ - сок или чай.
В общем, все, что душе и телу угодно. На такую баню не жалко и потратиться. Вот бы и в нашем городе появилось нечто подобное! - размечталась я.
- Разве не захотят лысьвенцы погреть косточки по высшему разряду хотя бы раз в месяц? – спрашиваю у Владимира Павловича.
- Почему не захотят? Наверное, не отказались бы, - отвечает он. - Только вот заняться этим некому. Сейчас, кстати, решается вопрос по бане № 2, которая находится по адресу: ул. Кунгурская, 89. Администрация района дала комбинату задание в течение двух месяцев представить предложения по поводу судьбы этого здания. Там был сделан ремонт, помещение отапливается газовой котельной. Но себестоимость помывки в этой бане слишком велика - 300 рублей. Естественно, за такие деньги никто париться не пойдет. Вот и думаем, как сделать из этой бани что-то приличное. Для этого нужны финансовые вложения. И немалые. Предлагали сотрудничество предпринимателям, но им банный бизнес неинтересен. Говорят, пока баня окупится, можно три магазина открыть.
Но если для одних баня - бизнес, то для других - все равно что хлеб насущный. Наверное, именно поэтому предприимчивые частники в том же Госстрое вместо сараев ставят свои баньки. Есть таковые в большом количестве и в частном секторе. Поэтому нет никакой гарантии, что при определенных вложениях в эту отрасль обеспеченные посетители захотят идти в общественную баню даже при условии, что она будет соответствовать всем современным требованиям отличного сервиса.
Может быть, лет через тридцать, садясь под Новый год перед телевизором в ожидании любимой комедии, мы будем вспоминать об общественных банях как о явлении, давно ушедшем в прошлое. Ну уж нет! Пусть лучше знаменитая фраза «с легким паром!» живет еще добрую сотню лет!..