В Лысьве состоялось двухдневное выездное заседание правительства Пермского края во главе с губернатором Олегом Чиркуновым. В своих блогах губернатор и члены кабинета министров поделились собственными впечатлениями. Уже есть первые шаги, направленные на развитие лысьвенской территории в части привлечения инвестиций и формирования культурно-туристической площадки в Кыну.
Министр и писатель будут обсуждать Кын
О том, что губернатор полетит в Лысьву на своём фирменном жёлтом вертолёте, было известно заранее. Краевые электронные СМИ пестрели информацией: «ввиду отсутствия дорожного сообщения губернатор Пермского края Олег Чиркунов заказал для поездки в Кын (Лысьва) вертолёт».
В Кыну губернатор побывал вместе с председателем правительства края Валерием Сухих, министром культуры Николаем Новичковым и главой района Александром Гончаровым. Губернатор познакомился не только с достопримечательностями старейшей промышленной территории на реке Чусовой, но и с программой развития туризма в Кыну.
Кстати:
На этой неделе в прямом эфире телеканала «УралИнформ-ТВ» состоится беседа министра культуры Пермского края Николая Новичкова с известным писателем Алексеем Ивановым. Тема беседы – село Кын. По словам министра, он побывал с губернатором в селе Кын и хотел бы обсудить с Ивановым как «признанным специалистом по Кыну» «перспективы развития культурно-туристического кластера».
В самой Лысьве вертолёт губернатора, трижды облетев город, приземлился ровно по расписанию - в 12.30. Олег Анатольевич обозревал Лысьву с высоты птичьего полёта не ради праздного любопытства: его интересовала нарезка кварталов, ведь главной темой совещания, которое позже состоялось в администрации района, стали генеральные планы Лысьвы и Чусового.
Генплан Чусового губернатор забраковал
Первыми градостроительный документ представляли чусовляне. Генплан предусматривает развитие левобережной части города – там сегодня сосредоточена большая часть многоэтажной застройки. На правом берегу планируется сохранить только производственные площадки, включая новую – ляминскую. Она активно развивается: на ней разместились предприятия деревообработки, каркасного строительства и кирпичный завод.
Новый генеральный план включает грандиозные проекты. В частности, строительство коттеджного поселка в микрорайоне «Южный», новой горнолыжной базы в районе КамГЭСа (плюсом к двум существующим - «Такман» и «Огонёк»), перенос больницы из старой части города в новую с формированием больничного городка, создание специальной зоны отдыха на реке Чусовой (на острове Закурье), строительство объездной трассы «Север-Евразия» и многое другое.
Отмечу: чусовской градостроительный документ губернатор обсуждал с проектировщиками очень подробно. А после озадачил градоначальников вопросом: так ли необходимо «гробить» старую часть города, дома в которой представляют историческую ценность? Год постройки некоторых – 1915-й, а сегодня эти дома в списках ветхого и аварийного жилья, часть из них уже снесена.
- Дома на ул. Ленина – это не ветхое и аварийное жильё, а памятники архитектуры, - заметил Олег Чиркунов. - Может, было бы разумным из 20 домов сохранить хотя бы 2-3, перенести их в музей под открытым небом?
Критику у губернатора вызвало и само расположение города. Советские градостроители пытались спроектировать его в форме кремлевской звезды - не учли ни разбивку кварталов, ни строительство внутридворовых дорог. Ежедневно добираясь из новых кварталов левобережья к месту работы, чусовляне по максимуму загружают общественный транспорт. А новых зон для приложения рабочей силы на левом берегу генпланом не предусмотрено.
По словам Олега Чиркунова чусовлянам нечего «разыгрывать» в качестве «козырной карты» (у лысьвенцев-то таковая есть – Кын, где губернатор побывал еще утром).
В итоге генплан Чусового Олег Анатольевич забраковал: не увидел в нём идеологии развития территории.
Сколько денег – столько и дорог
Лысьвенским архитекторам повезло больше: наш проект градостроительного документа (его представляли пермские проектировщики) губернатор не критиковал. Правда, и его подробного обсуждения не получилось. Специалисты описали расположение улиц, территории жилой застройки, обозначили промышленную зону. Сравнили градостроительный документ с его предшественником, разработанным еще в советское время. Не забыли упомянуть и о том, что было заложено в «советском» генплане, но так и не было реализовано (в частности, строительство объездной дороги для транзитного транспорта).
А вот о перспективах обмолвились в двух словах. По плану многоэтажками будет застраиваться пр. Победы, под индивидуальное жилое строительство отведены посёлки Южный и Калинина, деловой центр сформируется на пересечении ул. Мира и пр. Победы, рекреационная зона - на прибрежной территории Большого и Травянского прудов. Под площадки для малого бизнеса отведена северная часть города вблизи железнодорожной станции, промышленные зоны будут развиваться уже в имеющихся границах своих территорий. Правда, от внимания губернатора не укрылось, что эти «границы» почему-то плавно перемещаются в зону пруда, которую горожане могли бы использовать для отдыха.
Еще одна неожиданно выплывшая на совещании проблема - качество дорог в частном секторе. По словам главы Лысьвенского городского поселения Виктора Михайлова, сегодня в городе 215 км дорог, из них почти половина (103 км) - дороги частного сектора. Местные власти признали: их состояние неудовлетворительное.
- Средства на ремонт изыскиваются каждый год, но денег не хватает, - доложил Виктор Михайлов и пошутил: мол, сколько денег – столько и пива.
- От пива-то на дороги хоть что-то остается? – иронично подметил в ответ губернатор.
Повернул беседу в деловое русло глава района Александр ГОНЧАРОВ. Он озвучил весомую цифру: в этом году на ремонт лысьвенских дорог планируется израсходовать 56 млн. рублей.
«Поконкурируйте с Пермью!»
Невольно сравнивая градостроительные документы двух городов, чувствовалось, что лысьвенским архитекторам предстоит еще много работы. В Чусовом в планах - новая горнолыжка, шесть межрайонных медицинских центров, ляминская промпрощадка, коттеджный поселок… Так и хотелось спросить: а что у нас, ну хотя бы в далекой перспективе? Не прозвучала информация ни о будущем бассейне, ни о реконструкции многострадальной дороги на проспекте Победы - ничего из того, что реально порадовало бы и вызвало гордость за наш город. И хотя Олег Анатольевич пытался обозначить эту перспективу, спрашивая: «Что в Лысьве будет такого, чтобы, к примеру, чусовлянам захотелось в ней жить?», конкретного ответа так и не получил. Губернатору пришлось самостоятельно расставлять приоритеты:
- Чтобы город развивался, необходимо создавать привлекательные для инвесторов площадки со всей необходимой инфраструктурой. Делать это надо уже сегодня. Подготовьте все предложения с описанием того, что есть на предлагаемой территории (газ, вода, железная дорога и прочее), и выходите в публичную сферу. Пусть на федеральных каналах идет информация о том, что в Пермском крае есть земля с коммуникациями. Найти привлекательные площадки для малого бизнеса в таких городах, как Лысьва и Чусовой, - гораздо легче, чем в Перми. Вот и поконкурируйте с Пермью!
Нам остаётся только копировать?
Конкурировать с краевым центром непросто во всех отношениях, тем более в части градостроения и разработки стратегического мастер-плана (концепции развития города). Мастер-план Перми, к примеру, разрабатывали голландские архитекторы. Впрочем, по словам Олега Чиркунова, задача таких городов, как Лысьва и Чусовой, намного проще, нежели разработка собственного мастер-плана.
- Разработать для каждого города собственную идеологию развития, тем более умами и головами лучших специалистов - тяжело и затратно, - подвел итог совещания губернатор. - Сегодня у нас есть мастер-план Перми, в ближайшее время будет разрабатываться мастер-план березниковско-соликамского куста. Получим еще одну возможность пообщаться с великими архитекторами, а потом будем тиражировать, тиражировать и тиражировать...
Из блога Олега ЧИРКУНОВА
Лысьву и Чусовой посмотрели живьем. В Лысьве есть кварталы сталинской застройки: не кварталы, а дома вдоль центральных улиц. Сталинская застройка заботилась скорее о фасадной части, о том, какой вид создается со стороны улицы. Исходя из этого и строили вдоль улиц, а потом все пустоты внутри заполнила хрущевская застройка.
В Чусовом по-другому. Большая часть населения живет в новом микрорайоне - таком же неструктурированном, как пермский Садовый. Генеральный план Чусового предусматривает увеличение этого микрорайона, но, к сожалению, в его же логике. Надо очень серьезно думать и делать детальную планировку этого нового района.
В Лысьве задача проще: строить в историческом центре, соблюдая принятые принципы. Правда, эти принципы еще предстоит разработать и принять.
В приоритете - малый бизнес
После совещания Олег Чиркунов посетил два объекта: новый детский стационар на 70 койко-мест и предприятие сферы малого бизнеса ООО «Спецплав-М».
В стационаре властный «десант» бегло проинспектировал палаты для маленьких пациентов, уютные кабинеты персонала, немного дольше губернатор задержался в палате интенсивной терапии. Там совсем недавно установили новенькие кювезы – инкубаторы для недоношенных новорождённых. Приятной новостью лично для лысьвенцев стало известие о положительном заключении Роспотребнадзора: здание детского стационара соответствует всем санитарным требованиям. Осталось дождаться окончания процесса лицензирования стационара, и отделение примет первых пациентов.
- Нисколько не сомневаюсь в том, что в этом здании условия гораздо лучше, чем в бывшем детском отделении, - подытожил увиденное Олег Чиркунов. - Главное, чтобы врачи понимали: мы даем им финансовый ресурс, и он должен быть нацелен на достижение эффективных показателей их работы.
В 2010 году 223 предпринимателя Прикамья получили субсидии из краевого бюджета на сумму 28 млн. рублей. Среди них и лысьвенское ООО «Спецплав-М», которое занимается производством чугунного литья с 2003 года. Численность работающих - 246 человек. Предприятие производит продукцию для нефтедобывающей и газовой промышленности. Среди заказчиков – ОАО «Газпром» и его дочерние компании.
- Это пример реального малого бизнеса, - поделился впечатлениями губернатор. - Предприятие заняло собственную нишу в сфере так называемого «грубого» производства. Есть заказы у предприятия - есть рабочие места на территории. Формы поддержки малого бизнеса должны быть такие, чтобы они мотивировали людей к работе, а не давали им готовые средства к существованию.
Социальные комментарии CackleПосле всех экскурсий губернатор вернулся на вертолётную площадку, которой в Лысьве временно стал стадион дворца ЛМЗ. Олег Чиркунов так и не смог по достоинству оценить качество лысьвенских дорог, ведь микроавтобус с правительством провезли самым «гладким» маршрутом – в объезд по ул. Чапаева и ул. Смышляева, минуя самые ужасные участки дороги на проспекте Победы...