В Лысьве прошло обсуждение 83-го закона, который даёт старт коммерциализации бюджетной сферы
16.04.2011Елена ОрловаНа прошлой неделе в Лысьве состоялся семинар-совещание глав муниципальных образований и председателей районных земских собраний Пермского края. В нём, кроме спикера краевого Законодательного собрания Николая Девяткина и председателя правительства Валерия Сухих, участвовала большая бригада представителей администрации губернатора и Заксобрания. Обсуждалась горячая для муниципалитетов тема - реализация Федерального закона № 83, который определил внедрение новых моделей организационно-правовых форм бюджетных учреждений.
Закон велит: надо уметь зарабатывать!
Специалисты уверяют: 83-й федеральный закон столь же революционен и так же сложен в реализации, как и пресловутый 131-й. Если закон о реформе местного самоуправления «подарил» России дополнительные сотни тысяч чиновников и ворох нерешаемых проблем, то 83-й даёт старт коммерциализации социальных сфер, что тоже чревато немалыми проблемами. И в первую очередь для населения. Речь идёт о законе (чиновники окрестили его «восемьдесят третьим»), который вышел в мае 2010 года, - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
В названии «83-го» обозначена, казалось бы, совсем узкая тема - совершенствование правового положения учреждений, находящихся в государственном и муниципальном ведении. Однако на деле этот закон предполагает грандиозную бюджетную реформу. Цели её, с позиции реформаторов, куда какие благие: повысить эффективность бюджетных расходов на обеспечение потребностей граждан в государственных и муниципальных услугах, увеличить их доступность и качество. Но если вдуматься, каких сфер коснётся это «совершенствование», - мало не покажется. Сюда попадают практически все сферы, связанные с социальной политикой государства: образование, здравоохранение, культура, социальная защита, физическая культура, спорт и т. д.
Если коротко о сути закона, то он нацелен на то, чтобы, получая бюджетные субсидии на выполнение государственных и муниципальных услуг, учреждения социальной сферы были заинтересованы не только в том, чтобы сокращать внутренние издержки, но и в том, чтобы активно привлекать внебюджетные источники финансирования. То есть, проще говоря, они должны оказывать платные услуги, самостоятельно зарабатывая дополнительные средства на обеспечение своей деятельности.
Закон вступил в силу 1 января 2011 года. Время для перехода на новую систему финансирования - до 1 июля 2012-го. Ныне существующим учреждениям (а по сути - муниципалитетам) предлагается два варианта выполнения этой задачи. Первый - создать муниципальные учреждения нового типа. При этом их правовой статус останется таким же, как и раньше. Даже в случае, если они и будут заниматься деятельностью, которая принесёт им доход, то самостоятельно распорядиться этими средствами они не смогут.
Второй. Изменить правовой статус существующих муниципальных учреждений, придав им автономность. То есть, создать условия для того, чтобы они могли самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики.
Работа в этом направлении в муниципалитетах только начинается. Вопросов возникает множество. Руководство краевого Законодательного собрания это понимает и предпринимает меры к тому, чтобы, используя законодательный ресурс, обеспечить нормативно-правовую базу бюджетной реформы на местах.
Лысьва «переболела». Не без осложнений
Лысьва, как оказалось, совсем не случайно стала площадкой для обсуждения реализации 83-го закона - здесь уже немало сделано по оптимизации расходов бюджетной сферы. Причём шаги, предпринятые в этом направлении местными чиновниками в последние годы, во многом соответствуют требованиям нового закона. Это признали практически все главы территорий, участвовавшие в семинаре.
Представители краевого Законодательного собрания, главы районов и председатели земских собраний, разделившись на три группы, побывали на трёх муниципальных площадках Лысьвы: в новом образовательном центре (школа № 3), новом отделении детской городской больницы, в музее. На каждой из площадок состоялось не только знакомство с тем, как действует Лысьва в рамках «83-го», но и обсуждение проблемы реформирования бюджетных учреждений.
Спикер Законодательного собрания Николай ДЕВЯТКИН, глава района Александр ГОНЧАРОВ работали на дискуссионной площадке средней школы № 3. «Зарядными устройствами» в обсуждении темы бюджетного реформирования системы образования выступили начальник лысьвенского управления образования Сергей ВИНОКУРОВ и директор школы № 3 Лариса ШУКЛИНА.
Всё, о чём рассказывал гостям шеф лысьвенского образования Сергей Винокуров, относится к непопулярным для населения мерам: упразднение ряда школ и присоединение их к более крупным, переход к новой системе оплаты труда педагогов и нормативному финансированию, организация подвоза детей из удалённых школ к месту обучения и т. д. Всем этим Лысьва «переболела», причём не без осложнений. Однако этот разговор показал: в большинстве районов к «рыночному» ведению дел в системе образования ещё не подступались. Например, для многих было открытием, что организация школьного питания в Лысьве ушла из-под крыла муниципалитета ещё в 2003 году: этим занимается частный бизнес, участвуя в конкурсах на выполнение муниципального заказа. Большое удивление у гостей вызвал и тот факт, что мытьё полов, уборка помещений и дворовых территорий школ передаются на аутсорсинг, и этим в Лысьве занимается специализированная клининговая фирма.
Участники обсуждения штурмовали лысьвенцев вопросами, в том числе и каверзными. Например, после выступления Л. Л. Шуклиной о деятельности НОЦа (а открылся он в августе 2010 года) можно было услышать такие реплики гостей:
- Создали оазис счастья для сливок общества?! А не боитесь, что этих детей будут бить?!
- Неужели вы верите, что вы - менеджер?!
Лысьвенцы выдержали этот всплеск эмоций, соглашаясь с гостями в том, что подводных камней в реорганизации системы образования обнаруживается немало, не избежать их и впредь. Тем более, что 83-й закон достаточно противоречив, и для перехода на новые условия работы требуется не только дополнительная нормативная правовая база, но и соответствующее обучение руководящего состава бюджетных учреждений.
Уборщица в школе — не просто уборщица!
Позднее, когда все три группы собрались на пленарное заседание, выяснилось: как бы придирчивы ни были гости к лысьвенским наработкам, в том числе по реализации 83-го закона, они всё-таки признали: опыт Лысьвы нужно не только одобрить, но и взять на вооружение другим территориям. Они внимательно выслушали выступления председателя Земского собрания Виктора КОМАРЕНКО и первого заместителя главы района Николая ЛАЗЕЙКИНА, которые изложили суть происходящих перемен в бюджетных учреждениях района и обозначили «узкие места», где требуется нормативно-правовая помощь краевых властей.
Честно говоря, при обсуждении проблем, возникших с нововведениями в бюджетной сфере, руководители территорий не нашли ни одного лестного слова в адрес 83-го закона. Например, председатель Земского собрания Верещагинского района Андрей Герасимов съязвил:
- Если кто-то ещё не читал этого закона, не советую этого делать: он не для слабонервных. В нём кроется столько противоречий, а вместе с ними и вопросов, что «разгребать» всё это нам придётся ещё довольно долго. А главное - он содержит риски, особенно для сферы образования.
Выступающие обозначили многие из «рифов», с которыми могут столкнуться территории, выполняя требования 83-го закона. Например, расчёт стоимости государственного заказа на образовательные услуги. Если он будет производиться по нормативу затрат на одного школьника, то учебные заведения с небольшим количеством учащихся обречены на нищенское существование только потому, что на их территории попросту нет детского населения. А залатать брешь в финансировании расходов за счёт платных услуг едва ли получится: контингент не тот, чтобы платить деньги за то, что всегда было бесплатным.
Не вызывает радостных эмоций руководителей территорий и передача муниципальных услуг на аутсорсинг. Примечательно замечание заместителя председателя Земского собрания Пермского района Захарова по поводу того, что уборкой помещений школ могут заниматься клининговые компании. Основываясь на своём многолетнем опыте работы в должности главного врача, он сказал: «Есть лечебный процесс, и есть учебный процесс. Как лечебный процесс невозможен без санитарки, так и уборщица является участником учебного процесса. Зачем это отдавать в чужие руки?!».
Но основная причина недоверия руководителей территории к аутсорсингу — неверие в возможность сокращения бюджетных затрат. По их мнению, расходы на эти услуги резко возрастут, особенно там, где бизнеса практически нет. Главы районов видят проблему и в том, по какому принципу должна определяться стоимость услуг в социальной системе территорий. И может ли быть универсальной эта стоимость, если учесть, что, к примеру, школа искусств несёт одни затраты, а спортивное учреждение - совсем другие?
Не осталась без внимания и такая тема, как нормативное состояние бюджетных учреждений и прессинг по отношению к ним со стороны надзорных органов. В последнее время на бюджетные сферы выделяются огромные деньги, но куда они уходят? На замену дверей и косяков, ширина которых на 1,5 см не соответствует противопожарным требованиям, на перекраску стен и т. д. Всё это тяжёлым бременем ложится на бюджет, и вынести это бремя становится всё труднее. Тот же Захаров с нескрываемой злостью заметил: «Хватит кошмарить бюджет! Нужна такая нормативная база, которая сняла бы все риски, в том числе в финансировании учреждений социальной сферы».
Качество Российского образования — это миф?
Если подвести черту всему, что прозвучало на лысьвенском семинаре-совещании, то можно сказать только одно: социалистическая эра бюджетной системы заканчивается. Её место занимает западная, выстроенная по подобию Германии, версия государственной политики в отношениях с человеком. К слову, в семинаре принимал участие президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт. И в этой связи любопытна его позиция по поводу разгоревшегося спора о том, что новые правила жизни в социальной сфере окончательно уничтожат систему образования в России. Он сказал: «Качество российского образования - это миф! Ко мне приходят выпускники вузов, и я вижу, что русским языком я владею лучше, чем они!». Ответная реплика из зала: «Реформы привели к тому, что мы имеем!» - осталась без комментария многоуважаемого эксперта...
К чему же готовиться нам, потребителям муниципальных социальных услуг? К тому, что государство обеспечит обязательный стандарт-минимум, а за желание получить нестандартное образование, медицинское, культурное, спортивное и прочее обслуживание придётся платить. В том числе и для того, чтобы школы, детсады, поликлиники, больницы, клубы и прочие социальные учреждения могли не только существовать, но и развиваться...
Социальные комментарии Cackle