Александр Лапаев родился в Березниках. Там в 19 лет и вышел на «большую дорогу». Десятилетие назад получил первую судимость - за грабеж. Освободившись через три года, менять криминальную «квалификацию» не стал и через полгода снова угодил за решетку. Пока отбывал срок, следствие раскрыло еще одно его преступление. В итоге суд добавил к прежде назначенному наказанию еще пять лет - за умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. На «достигнутом» не остановился: за избиение товарища по нарам «заработал» два «дополнительных» года. Освободился только в прошлогоднем январе. Что удивительно, при таком «букете» злодеяний – условно-досрочно. Но жить приехал не в Березники, а в Лысьву - к женщине, с которой познакомился по переписке, еще находясь в заключении. Мужества на тихое семейное счастье у него хватило только на четыре месяца.
Насморк вылечил... грабежом
Если верить Александру, 2 мая у него заложило носовые пазухи. Стало так скверно, что пришлось идти в аптеку. Но, похоже, он перепутал ее со сберкассой: вышел оттуда не с лекарством, а с деньгами. Вот как рассказывала об этом провизор:
«Около половины двенадцатого в торговый зал зашел молодой человек в светлой бейсболке и темной одежде. Он положил в лоток для денег восемь рублей и попросил отпустить «Нафтизин». Я наклонилась, чтобы достать его из ящика. В это время он встал ногой на полку для сумок возле прилавка и перелез через стеклянное ограждение. Я не успела нажать тревожную кнопку, которая находилась у меня в кармане халата: он тут же схватил меня за воротник и потащил к кассовому аппарату. Я стала упираться, и мужчина несколько раз ударил меня каким-то металлическим предметом (что это было, я не рассмотрела). Из раны пошла кровь. Тут я смогла вырваться - выбежала на улицу. Там и нажала тревожную кнопку. Милиция прибыла через две-три минуты, но преступник за это время спокойно ушел».
А вот версия самого Лапаева:
«В аптеке покупателей не было. Я попросил у провизора «Нафтизин», а потом спонтанно решил украсть деньги из кассы. Нужно было ехать в Березники, чтобы сделать в справке об условно-досрочном освобождении очередную отметку, а денег на дорогу не было. Я перелез через прилавок и оттолкнул от него женщину. Какой именно рукой, сейчас не помню, но в ней оказался ключ от квартиры. Возможно, я ткнул ее ключом в шею. Но использовать ключ в качестве оружия не хотел, просто так получилось. Потом выдернул ящик из кассового аппарата и кинул его на пол в торговый зал, чтобы он от удара открылся. Затем перелез обратно и подобрал купюры. Было 6 купюр по сто рублей и две по пятьдесят. Мелочь я не брал. Провизору ничем не угрожал, ничего от нее не требовал, телесных повреждений не причинял, а только оттолкнул ее, так как она хватала меня руками за одежду. Деньги я пропил со своим знакомым. О том, что они похищены, я ему не рассказывал».
Почему вместо поездки потратил «выручку» на пьянку, Лапаев уточнять не стал. Скорее всего, поездка была отговоркой. Но на этом «майские гуляния» не закончились. Четыре часа спустя Александр с приятелем опорожнял очередную порцию джин-тоника на лавочке возле многоэтажного дома. Поскольку было довольно прохладно, оба замерзли и решили допить остатки спиртного в подъезде. Когда выходили обратно, заметили приоткрытую дверь одной из квартир на первом этаже.
- Ты подожди меня на улице, - сказал Александр собутыльнику и вошел в жилье. Что происходило в квартире, тот не видел, но слышал крик. Через несколько минут Лапаев вышел к нему с телевизором в руках и попросил его подержать аппарат. Однако тот быстро смекнул: «Электроника ворованная. Оставишь на ней свои отпечатки, а потом доказывай, что не соучастник кражи». И взять краденное в руки отказался. Тогда Лапаев устремился через дорогу - в торговый павильон. Здесь поставил «ящик» перед продавцом и попросил:
- Побереги - через час заберу.
- Но мы уже закрываемся…
- Значит, завтра возьму.
Торговка, сунув электронное устройство под прилавок, черкнула сменщице записку: «Прибежал какой-то придурок, оставил телевизор: сказал, унесет утром. Зовут Саня».
Бандит запросил пощады. Оснований для нее не нашли
В оценке умственных способностей Александра продавщица, наверное, не ошиблась. Но если бы он просто похитил технику, а то ведь практически лишил жизни ее владелицу. Так что говорить приходится не о придурковатости, а о «людоедском» цинизме Лапаева. Хозяйка жилплощади была инвалидом. Ее буквально через полчаса после разбоя в бессознательном состоянии обнаружила родственница. Сорокалетняя женщина с детства страдала церебральным параличом. Передвигалась только на коляске или ползком. А поскольку координация движений у нее была нарушена, кормили ее буквально с ложечки. Для этого и приехала свояченица, а больная заранее открыла ей дверь.
В комнате на полу стоял тазик с водой, волосы потерпевшей были влажными, лицо - отекшее и синее. Сама налить воду в таз она бы не смогла. Тем более – принести его в комнату. Сдвинуть шкафы и перевернуть в них все вверх дном ей тоже было не под силу. Видимо, Лапаев искал деньги, а не найдя их, «утешился» избиением жертвы и кражей телевизора.
Как он расправился с беспомощной женщиной, никто не видел. Но десять дней она находилась в коме. Потом ей сделали трепанацию черепа и перевели в палату интенсивной терапии. Однако вскоре выписали - как совершенно безнадежную больную. Через несколько дней пострадавшая скончалась. Судебно-медицинская экспертиза установила: «Смерть наступила от тупой травмы головы с образованием ушиба головного мозга тяжелой степени. Учитывая локализацию и характер обнаруженных повреждений, следует исключить вероятность их образования при падении потерпевшей из положения стоя или близкого к таковому. Образовались в результате неоднократных (не менее 3-4) ударных воздействий твердых тупых предметов, не имеющих видоспецифических признаков».
Предварительное следствие, опираясь на заключение экспертов, пришло к выводу: удары наносились руками и ногами. И суд с ним согласился. Но Лапаев виновным себя в этом преступлении категорически не признал: мол, в квартиру не заходил, пострадавшую не избивал, телевизор не крал. Его вручили собутыльнику за долги, а ему такая техника без надобности. Вот он (Лапаев) и распорядился ею по своему усмотрению. С обвинениями в нападении на аптеку, правда, согласился полностью. Однако отвечать пришлось за все злодеяния, в том числе и за причинение умышленного вреда здоровью пострадавшей, повлекшее ее смерть. За смертельную расправу над инвалидом суд назначил Александру 11 лет лишения свободы. По совокупности с грабежом (аптека) и разбоем (квартира) приговорил к тринадцати с половиной годам заключения. Частично присоединил к этому сроку предыдущее неотбытое наказание и отправил его в колонию особого режима на 14 лет. Постановил взыскать с подсудимого 30 тысяч рублей - в качестве компенсации морального вреда провизору, полмиллиона – брату потерпевшей.
Государственным обвинителем на процессе выступал заместитель прокурора, младший советник юстиции Александр ПЫЛАЕВ. Он рассказал:
- Телевизор оценили в тысячу рублей. Вот за эти деньги Лапаев и лишил жизни немощную женщину. Горько об этом говорить. Еще горше осознавать, что некоторые люди способны на такое. Однако Лапаев посчитал, что его наказали слишком сурово, и написал кассационную жалобу. Коллегия по уголовным делам краевого суда оставила приговор без изменения. Поделом, конечно. Вот только пострадавшую уже не вернешь...
Социальные комментарии Cackle