У редакции давно было желание пригласить на пресс-клуб руководителя ГИБДД. Интерес наших читателей к работе этой инспекции очень высок. «Удочка», заброшенная на сайте «Искры» (мы предложили его посетителям сформулировать свои вопросы этой службе), вытащила богатый улов: поступило порядка двадцати вопросов. Ответить на вопросы журналистов и прокомментировать реплики интернет-сообщества согласился и.о. начальника государственной инспекции Юрий БОРОВКОВ.
Куда смотрят инспекторы?
- Юрий Борисович, по обыкновению наши гости сначала рассказывают о себе.
- Родился и вырос в Лысьве. Окончил пятую школу. Работал на «Приводе» слесарем-инструментальщиком. В ГИБДД с 1985 года – сразу после армии. Начинал инспектором дорожно-патрульной службы (ДПС). Затем назначили инспектором по розыску. Следующая ступень – инспектор по дознанию. Окончил Московский юридический институт. В 1995 году стал заместителем начальника. Сейчас исполняю обязанности начальника ГИБДД.
- Наша экономика - на подъеме. Растет и благосостояние населения. Увеличивается количество автотранспорта у частных лиц. Лысьва уже дожила до того, что в часы пик на дорогах образуются пробки. Нас это радует. Не пробки, разумеется, а возможность людей покупать автомобили. А вас?
- Чем больше машин в потоке, тем меньше их скорость. А чем она ниже, тем меньше вероятность аварий. Нас это вполне устраивает. Если на скорости 40 километров в час и происходит столкновение, то оно ограничивается небольшим ударом. Бедственных последствий такая мини-авария не имеет. Даже для человека.
- Но ведь от количества зафиксированных нарушений зависит количество налагаемых вами санкций. Чем меньше людей оштрафовали, тем меньше получили отчислений в свой бюджет...
- Плановых цифр по штрафам у нас нет. На какую бы сумму в целом мы ни наказали автолюбителей, все деньги идут только в доход государства. И оценивают нашу работу не по количеству наложенных взысканий, а по количеству дорожно-транспортных происшествий.
- Как же тогда ваша служба строит свою работу?
- За каждым инспектором закреплен определенный участок дорожной сети. Он отвечает за все, что там происходит. Мы ежемесячно анализируем обстановку на дорогах, выявляем очаги аварийности. Исходя из этого распределяем силы. Если, скажем, на каком-то участке с 12 до 16 часов постоянно происходят ДТП, выясняем причины и выставляем туда на это время наряды ДПС.
Поток, о котором мы говорили, ограничен во времени. Когда он иссякает, дороги освобождаются. И автолюбители начинают “гонять”. В это время чаще всего и происходят ДТП. На этот период инспекторам дается не план, а команда по выявлению таких нарушителей. И когда они приносят протоколы о наложении штрафов, а у них на маршрутах произошли ДТП, мы спрашиваем, чем же они занимались и куда смотрели.
Правила нарушает каждый водитель
- А какова ситуация на лысьвенских дорогах?
- За прошедший год случилось 111 ДТП. В них ранен 121 человек, погибли 12. Раненых по сравнению с позапрошлым годом на 11,7 процента меньше, погибших – на 14,2. Снизилось и количество происшествий.
- С чем это связываете: дороги стали лучше или ваша работа — эффективнее?
- Я думаю, немалую роль сыграло постепенно ужесточающееся законодательство. Многих автолюбителей это не устраивает. Но надо понимать: оно направлено не на ущемление их прав, а на обеспечение безопасности граждан - и водителей, и пешеходов. В том числе и самих нарушителей.
- А как выглядит Лысьва на фоне соседних городов?
- В Чусовом за прошлый год совершено 135 ДТП, в них 16 человек погибли, 180 ранены. В то же время у нас за непредоставление преимущества пешеходам наказаны 554 водителя, в Губахе – 89, в Чусовом – 49, в Горнозаводске – 19. Чувствуете разницу?
- Какие нарушения чаще всего фиксируются инспекцией?
- Всем известна цитата: «Какой же русский не любит быстрой езды?». Это, так сказать, исторические корни превышений скорости и обгонов вопреки правилам. Первых в прошлом году произошло более восьми тысяч, вторых – около пятисот. Всего зарегистрировано 24764 нарушения. Из них по вине водителей - более 22 тысяч. Рост по сравнению с 2006 годом составил свыше 30 процентов.
- А сколько в городе автомобилей?
- 22785. Из них 11463 — легковые.
- Получается, что каждый водитель хоть однажды нарушал правила...
- Вот поэтому и происходит ужесточение санкций: дальше, как говорится, ехать некуда. Мы могли бы составить не 25 тысяч протоколов, а в два раза больше. Но, как вы понимаете, дело не в количестве подобных документов. Важно, чтобы человек почувствовал ответственность. А это чувство у многих появляется только тогда, когда они отвечают рублем. Поэтому активно выявляем тех, кто уклоняется от уплаты штрафов, и направляем на них материалы в суд. Таких в прошлом году набралось более шестисот человек. Мировой судья либо увеличивает штраф вдвое, либо наказывает виновного административным арестом. Вплоть до пятнадцати суток. Недавно разговаривал с одним из тех, кто провел в изоляторе временного содержания несколько дней. Ему там жутко не понравилось, и он все проклял: и свое нарушение, и не оплаченный вовремя штраф.
- С водителями все понятно. А много ли нарушителей среди пешеходов?
- Их в прошлом году нами зафиксировано 1289.
С нарушителями в рядах гибдд не церемонятся
- Вы уже более двадцати лет служите в инспекции. Выросло ли за это время правосознание тех, кто за рулем?
- Думаю, за эти годы мало что изменилось. Такое ощущение, будто водители, получив права, в правила дорожного движения больше не заглядывают. И ездят так, как им хочется, а не так, как того требуют ПДД. Этот правовой нигилизм и создает проблемы на дорогах. Иногда с очень тяжкими последствиями. Видимо, государство осознало потери от ДТП и начинает принимать жесткие меры.
- Водители рассказывают, что после Нового года на трассе Лысьва-Пермь практически прекратились обгоны...
- Это потому, что за нарушения правил обгона с выездом на встречную полосу сегодня можно лишиться прав. С начала года мы задержали 28 человек за управление автомобилем в нетрезвом виде. Некоторые из них в свое время были лишены водительского удостоверения или не получали его вовсе. Их сразу водворили на двое суток в изолятор временного содержания. Сейчас они ожидают суда. Им грозит административный арест до 15 суток. А те, кто имел права, в обязательном порядке будут лишены их. Кстати сказать, среди них есть и женщина.
- Нам нередко жалуются, что сотрудники ГИБДД не реагируют на сообщения, так сказать, “безлошадных” граждан о нарушениях правил дорожного движения автомобилистами...
- По каждому звонку на телефон доверия ОВД 2-05-55 мы стараемся принимать меры. Но надо иметь в виду: если нарушение не зафиксировано нашей службой сразу: скажем, водитель проехал на запрещающий сигнал светофора, доказать его потом довольно сложно. А вот если сообщают о пьяном водителе за рулем, то, мы его быстро находим и привлекаем к ответственности.
- А достаточно ли у вас сотрудников?
- Сегодня до полного штата недостает семь человек.
- Нет желающих служить в вашем подразделении?
- Очереди желающих трудоустроиться нет. Зарплата начинающего инспектора – семь тысяч рублей. Она молодежь не привлекает. В то же время надо иметь образование не ниже среднего специального и отменное здоровье. Именно по состоянию здоровья многие кандидаты не проходят комиссию. Другие отсеиваются на психологическом тестировании. Оно, кстати сказать, еще жестче, чем проверка физической подготовки.
- «Когда наведете порядок в своих рядах? – спрашивает один из наших читателей на интернет-сайте газеты. - Взяточничество и прикрывание своих да наших распространено повсеместно».
- В нашем краевом управлении говорят так: «Чем больше инспектор составляет протоколов, тем меньше у него времени на взятки». Это, конечно, шутка. Но доля правды в ней есть. При ГУВД существует служба собственной безопасности. Наши сотрудники в мздоимстве ею не замечены. Хотя деньги время от времени им предлагают. И они сообщают об этом в рапортах.
За различные виды нарушений в прошлом году наказано десять сотрудников. Четверо из них - за то, что превысили свои полномочия и ущемили права водителей. Один лишен водительского удостоверения за управление автомобилем в нетрезвом виде. Еще двое уволены за систематическое нарушение дисциплины.
Программа безопасности подготовлена
- «Уважаемый Ю. Б. Боровков! – пишет на сайте еще один читатель. - Наблюдая за тем, как ведут себя ваши сотрудники на дорогах, а особенно - как ездят, делаешь вывод, что о правилах дорожного движения они знают только из СМИ. Неплохо бы организовать проверку их знаний».
- Эти знания у них проверяются еженедельно в часы служебной подготовки. Но наши сотрудники - тоже люди. И, к сожалению, иные грешат нарушениями правил. Если нам об этом становится известно, мы принимаем меры. Какие именно, я уже сказал.
- А тех, кто плохо содержит дороги, вы наказываете?
- В обязательном порядке. Выписываем предписания и налагаем штрафы от двух до пяти тысяч рублей. Неоднократно штрафовали ДРСУ, ДСУ, «РУСО» и другие организации.
- Именно организации или их руководителей?
- Людей, которые отвечают за конкретный участок работы. И в последнее время к этим предприятиям больших претензий нет.
- «Кошмар, во что превратились дворы нашего города! – пишет еще одна читательница. – Все изъезжено, кое-где обнаглевшие от безнаказанности «наездники» даже засыпают газоны щебнем, устраивая самовольные стоянки. Проезд по пешеходным дорожкам, стоянки на тротуарах стали для нашего города нормой. Ни разу не видела, чтобы сотрудники ГИБДД приняли меры хоть к одному такому водителю. Или они во дворах не бывают?»
- Когда мы встречаемся по этим вопросам с людьми, говорим обычно так: водитель - ваш сосед. Он не виноват, что в свое время проектировщики жилья не подумали о сооружении стоянок для частного транспорта. Значит, надо сообща решать проблему. Найдите возле дома свободное место или урежьте немного газон, выделите место под стоянку транспорта. Пусть он с другими автолюбителями, проживающими в вашем доме, сделает отсыпку за свой счет. Администрация города с этим наверняка согласится, потому что не потребуется вкладывать бюджетные средства.
Теперь о езде по тротуарам. Если возникает необходимость выгрузить у подъезда мебель или бытовую технику, правила допускают движение транспорта в пешеходной зоне. Если же водитель просто решил сократить путь и едет через тротуар или газон, то ему грозит административная ответственность. В прошлом году на этих основаниях наказаны 96 водителей.
- Планируется ли видеонаблюдение за особо опасными участками лысьвенских дорог?
- В планах есть и реконструкция дорог, и ремонт светофоров, и иной подход к размещению дорожных знаков. Готовы установить и видеокамеры на загруженных перекрестках. Но средства на эти цели выделяют органы местного самоуправления. Мы направили в районную администрацию свою программу мер по обеспечению безопасности дорожного движения и регулярно дополняем ее новыми предложениями. Насколько мне известно, часть мероприятий специалистами муниципалитета уже проработана. И остается только решить вопрос финансирования.
Вопросы задавали: Елена Орлова, Валентина Кокшарова, Ольга Павлова, Елена Кожевникова, Игорь Михайлов и Сергей Арапов.
Социальные комментарии Cackle