Ответное слово исполнительного директора ЗАО «Полистил» Андрея Тунёва на прошедшую забастовку трудового коллектива
21.05.2011Валентина КокшароваГорячая темаИсполнительный директор ЗАО «Полистил» Андрей ТУНеВ, в адрес которого на прошедшем митинге трудового коллектива прозвучала критика, позвонил в редакцию и попросил ответного слова.
Ставку делали на автопром
По словам Андрея Васильевича, сам он (хотя его никто не приглашал) намеревался быть на этом мероприятии, но рано утром пришлось срочно уехать в командировку. На митинге были руководители и ведущие специалисты предприятия.
Директор не скрывает: переговоры с профсоюзным комитетом и представителями трудового коллектива всегда были непростыми, а нынче идут особенно сложно. Несмотря на то, что информация о положении предприятия на рынке постоянно доводится до профкома, определенная степень недоверия к ней есть. Профком (а с его подачи - трудовой коллектив) считает: администрация чего-то не договаривает. В связи с этим руководитель счёл нужным довести свою точку зрения о нынешней ситуации в переговорном процессе и до коллектива «Полистила», и до общественности города.
- Обозначу несколько моментов, - начал Андрей Васильевич. - Первый – что происходит на российском автомобилестроительном рынке, и как это отражается на нашем бизнесе? Последние пять лет (до 2008 года) на предприятии достаточно активно шёл рост производства и продаж. Ежегодно объёмы увеличивались на 20-30%.
В 2008 году по выпуску оцинкованного листа мы достигли пика - 220 тысяч тонн (в советские времена больше 200 тысяч тонн не производили). Это стало возможным за счёт спроса на нашу продукцию, а главное - за счёт инвестиций. За последние пять лет в развитие производства вложено почти 1,5 млрд. рублей. Практически все основные агрегаты у нас подверглись второй модернизации.
До 2008 года основную ставку мы делали на развитие автомобильной отрасли. Качество лысьвенского автомобильного листа не хуже, а по некоторым параметрам лучше импортного. Наши партнёры по бизнесу это хорошо знают, и мы рассчитывали: с приходом зарубежных инвесторов отечественный автопром будет развиваться высокими темпами.
Хорошие планы были у «Фольксвагена», построившего завод в Калужской области. Они запустили производство, но проект до конца не реализован. Остальные автоконцерны остановились на уровне крупно-узловой сборки. А там, где сборка, наш металл не востребован. Чтобы мы могли поставлять свою продукцию, необходима штамповка, кузовное, сварочное производства – целый производственный цикл. Сегодня он присутствует только на производстве «Фольксвагена». Одно время выполняли заказы для ИЖмаша, но в 2009 году он обанкротился. Есть надежды на возрождение, но как скоро это произойдет?
Да, в настоящее время падение авторынка остановилось. Он начал восстанавливаться, появился спрос, увеличились продажи, но темпы всё ещё весьма недостаточны. Тот же АвтоВАЗ выпускает только половину докризисного объёма.
- Путину доложили, что в этом году автозавод соберет 600 тысяч машин...
- До кризиса он выпускал больше миллиона машино-комплектов. Премьеру продемонстрировали новую модель – «Лада Гранта». Это та же «Лада Калина», но с заменёнными деталями. К тому же в её производстве использован чёрный металл. Вазовцы пошли по пути удешевления своих изделий, и программа, нацеленная на улучшение качества машин, ушла в угоду конъюнктуре. Авторынок находится в состоянии медленного восстановления, а поскольку мы сильно зависим от него, все изменения на нём отражаются на бизнесе «Полистила».
До 2008 года объём автомобильного листа - наиболее рентабельного производства - составлял 70% наших объёмов. Сегодня его доля меньше 30%. Остальное – строительный ассортимент.
Но и строительный рынок пока не достиг докризисного уровня. Как автопром, так и стройиндустрия более всего пострадали в кризис. И восстанавливаются медленно, что прямым образом сказывается на работе «Полистила».
Масло в огонь конкуренции подлили китайцы
С одной стороны, в 2010 году мы восстановили две третьих докризисного объёма, с другой - произошло изменение ассортимента. Львиная доля металла (почти 70%) производится для стройиндустрии, а рентабельность этого производства значительно ниже из-за высокой конкуренции. К тому же основные конкуренты – они же наши основные поставщики металла, до 30 процентов поднявшие цену на подкат. Мы покупаем металл дороже, а увеличивать цены на готовую продукцию возможности не имеем. Производство «Полистила» тем и уникально, что в себестоимости нашей продукции от 70 до 75% занимает стоимость металла, остальное - это краска, цинк, зарплата, энергетика, ремонтные фонды, транспортные расходы. Тут мы ничего сделать не можем: вынуждены покупать подкат на условиях продавцов.
Тем не менее, темпы восстановления докризисных объемов у нас неплохие. Если в 2009 году мы произвели 100 тысяч тонн металла, то в 2010 году уже 150 тысяч – 70% докризисного показателя. Одновременно в эти трудные годы не прекращали работу по модернизации. В 2009 году внедрили новую линию окрашивания, модернизировали агрегат № 3. В старые добрые времена в «Полистиле» был один агрегат, который красил, сейчас их два. Во втором полугодии 2009 года появился резкий спрос на окрашенный металл, и это позволило «вытащить» экономику предприятия в самый разгар кризиса. Но тут активизировались китайцы...
Китайские поставки в Россию в 2010 году увеличились на 70%! Они экспортировали порядка 700 тысяч тонн окрашенного металла по стоимости ниже той, что сложилась на рынке. Большинство потребителей тут же бросилось покупать китайский металл, хотя качество его невысоко. Кстати, в такой ситуации оказались не только мы - упали продажи у комбинатов Липецка, Череповца и Магнитогорска.
На митинге руководство «Полистила» критиковали за то, что скопилось много готовой продукции. Хочу заметить: склады мы имели всегда, но в этом году принято специальное решение, взят кредит, закуплен металл на эти цели. Зимой подкат дешевле. Сезон для металлургии – лето, осень. Мы купили подкат зимой, продавать будем летом, когда он начнет дорожать. Так что склад мы создавали сознательно и намеренно. Кроме того, в июне останавливаем агрегат на модернизацию, и складские запасы нам в это время будут очень нужны.
От людей ничего не скрываем
Обо всем этом работники знают: администрация регулярно проводит встречи в трудовых коллективах. Мы прекрасно понимаем: если люди будут знать, что происходит в отрасли и на предприятии, нам легче с ними общаться.
- И, тем не менее, Андрей Васильевич, переговоры зашли в тупик?
- Я так не считаю. Я – сторонник переговоров, совместных действий с профсоюзом. Что произошло по большому счёту? В ноябре прошлого года с профкомом АК ЛМЗ была создана комиссия для разработки проекта колдоговора на 2011 год. Она работала три месяца: спорили, доказывали, но проект был подготовлен. Мы не согласовали лишь два пункта, которые, я считаю, не настолько критичны, чтобы возникла такая социальная напряженность. Первый - увеличение доплат за ночные и вечерние смены. Второй - что считать за основу индексации: уровень инфляции по России или в Пермском крае? На конференции хотели обсудить эти вопросы и принять решение. Вместо этого произошло следующее. По большому счёту, проект колдоговора на конференции не обсуждался. Представители трудового коллектива сразу предложили не обсуждать проект, разработанный комиссией, а составу комиссии выразить недоверие и предложили его поменять, повторно провести переговоры. Разговор был длинным и напряженным. Позиция администрации была однозначной: давайте реально смотреть на вещи!
- Вы имеете в виду возможность увеличения зарплаты за счёт доплат в вечернее и ночное время и индексации тарифов и окладов? Рабочие считают, что деньги у работодателя есть: производство восстанавливается, прибыль растёт. Триста миллионов рублей прибыли – деньги хорошие...
- Понятно, что заработная плата - один из основных разделов коллективного договора. Зарплата – это ставки, тарифы, разного рода доплаты. Считаю: в этом плане наше положение среди других промышленных предприятий города одно из лучших. В прошлом году мы смогли восстановить докризисный уровень зарплаты и даже немного его увеличили. Действительно, в 2009 году доходы работников «Полистила» снизились процентов на 20, а цены на продукты питания и на услуги ЖКХ не остановились. В 2010 году мы восстановили зарплату до докризисного уровня, но цены вновь резко поднялись, сведя на нет все наши усилия.
Угнаться за инфляцией невозможно
Зарплата в «Полистиле» до 2008 года постоянно росла. Причём неплохими темпами.
В 2007 году по отношению к 2006 – 10%, в 2008-м по отношению к 2007-му – на 25%. В 2010 году – на 33%. До кризиса средняя зарплата составляла более 13 тысяч рублей.
В настоящее время её размер у рабочих - 11,5 тысячи рублей (уровень докризисный). За пять лет средняя зарплата на предприятии увеличилась на 53%, а уровень инфляции за это время составил 50% - в те годы мы фактически компенсировали инфляцию.
2009 год стал провальным – тут уж ничего не скажешь. Темпы восстановления в 2010 году были недостаточны. В 2012-2013 годах мы намерены выйти на нормальный уровень производства и продаж - тогда и зарплата будет другой.
Есть ещё момент: мы работаем в условиях цикличности. Первый квартал всегда провальный: объёмы невелики - зарплата снижается.
По профессиям. Крановый машинист. Зарплата первые три месяца – 7,5-8 тысяч рублей. В апреле – 13 тысяч. Оцинковщик. В прошлом году средняя зарплата в мае – 16 тысяч, в августе – 14 тысяч рублей. В этом году в январе-марте – 9-11 тысяч, в апреле – 13 тысяч рублей. Кроме того, на предприятии действует положение о премировании: за каждую выпущенную сверх плана тонну металла, за качество идёт процент надбавки.
Теперь о ночных сменах. Что такое доплата за ночные смены? С одной стороны, я готов поддержать требования: деньги не такие и запредельные. Понятно, что доплата идёт только тем, кто выпускает продукцию. С другой – появляется разрыв с первосменниками, а это квалифицированный ремонтный персонал. Собственники обозначили свою позицию так: если в первом полугодии отрабатываем намеченный план, то возвращаемся к разговору и решаем вопрос по «ночным».
ТАРИФЫ. Да, мы их не пересматривали. Но в прошлом году проводили индексацию, увеличили в структуре зарплаты переменную составляющую - зарплата поднялась на 30%. Будем рассматривать увеличение постоянной части зарплаты, но для этого надо стабилизировать производство.
Проблема не одного «Полистила» - экономики страны
Итак, первое. «Полистил» нацелен на развитие, ситуация на предприятии улучшается, но пока не достигла стабильно устойчивого уровня. Это первое.
Второе. Работодатели никогда не относились безответственно к принятию колдоговора. Мы всегда стремились договариваться и выполнять принятые обязательства. Есть возможность дополнительно взять на себя какие-то социальные гарантии – администрация идёт на это. Сделали бесплатные обеды: сейчас все работники имеют возможность нормально пообедать.
Третье. Рассматривать проблемы «Полистила» в отрыве от экономической ситуации в целом по стране нельзя. Инфляция, цены на подкат, тарифы естественных монополий – всё это влияет на бизнес, да ещё как! Нам трудно угнаться за темпами инфляции. И это проблема не одного «Полистила» - сегодня это беда любого промышленного предприятия.
Какова сегодняшняя ситуация с подготовкой колдоговора? Трудовой коллектив наполовину поменял состав своих представителей в согласительной комиссии. Я надеюсь, этому составу доверия будет больше. Переговоры идут, и по графику 6 июня должна состояться конференция. Надеюсь, нам удастся принять взвешенное решение, обеспечить коллективу реальные социальные гарантии и вывести предприятие на высокий уровень развития.
Социальные комментарии Cackle