Почему «ЛМЗ-Энерго» невыгодно менять договорные отношения?
23.06.2011Валентина КОКШАРОВАГорячая темаСкоро месяц, как больше половины лысьвенцев, живущих в многоквартирных домах, лишились такой услуги, как горячее водоснабжение. Хорошо тем, у кого в садах есть бани – истопят, помоются. Немало и тех, кто вынужден проситься на помывку к знакомым, у кого эта желанная услуга ещё есть.
Заложниками непростой ситуации оказались и жители деревянных двухэтажек в посёлке Орджоникидзе: из-за отсутствия горячей воды баня, оказывается, тоже не работает. Ну и дела!
Звонки, поток возмущения и один вопрос: кто виноват? Все и во всём склонны винить службу заказчика, которая по договору с управляющими компаниями обязана обеспечивать город горячей водой. Но она не может этого сделать: заводские энергетики, что называется, перекрыли вентиль. За долги, и очень большие. Откуда они? Только ли недобросовестные плательщики в этом виноваты?
Ответ директора службы заказчика Павла ДЕРЯГИНА однозначен: не только. Однако их доля в общей сумме задолженности достаточно высока. Но есть и другие объективные причины, которые крайне негативно воздействуют на экономику этого социально значимого для города предприятия, и оно поставлено в такие условия, в которых вынуждено работать с убытками. Почему? Об этом наш разговор с Павлом Дерягиным.
- Павел Анатольевич, стрелы народного гнева сегодня направлены в одни ворота – службы заказчика. У многих складывается мнение, что она неэкономно расходует средства, которые ей платит население за потреблённые ресурсы, а Дерягин, как скупой рыцарь, сидит на сундуке денег и не хочет ни с кем расплачиваться. Ситуация, наверное, несколько иная, чем та, которая муссируется в общественном сознании граждан?
- Совершенно другая! Не снимаю с себя ответственности за создавшуюся ситуацию: служба заказчика по договору должна обеспечивать город горячей водой. Но так сложились обстоятельства, что сегодня мы не в состоянии что-либо изменить кардинально. Почему?
Третий год предприятие работает с убытками. И не потому, что так неправильного организовано дело, а таково наше законодательство, которое в буквальном смысле загоняет нас в долговую яму.
Нынешняя ситуация с горячим водоснабжением прогнозировалась год назад. Уже тогда, летом 2010 года, на июльско-августовских совещаниях в администрации района я говорил, что убытки растут и положение через год может стать просто критическим. Ещё прошлым летом руководителям «ЛМЗ-Энерго» предлагали выйти на заключение прямых договоров с потребителями – управляющими компаниями, бюджетными учреждениями, ТСЖ, различными социальными объектами, чтобы проблемы с оплатой решать с потребителями напрямую, а не через службу заказчика. Закон такой формы сотрудничества не запрещает, и во многих территориях отношения потребителя и поставщика так и выстроены. Сетевая организация, в данном случае служба заказчика, будет являться лишь транспортирующей.
Металлурги на это не пошли. Они поставили главе района условие: заплатить 50 млн. рублей, чтобы рассчитаться по долгам, и только в этом случае, мол, будем готовы к работе по прямым договорам. Глава дал «добро» - деньги заплатили, а «ЛМЗ-Энерго» отказалось от выполнения условий.
Почему они так поступили? Причин, думаю, несколько. Основная такова: заключив прямые договора, заводским энергетикам придётся работать непосредственно с абонентами. А обеспечить 100-процентный уровень сбора платежей за поставленные ресурсы нереально. Заниматься этим им, естественно, не хочется: лучше иметь дело со службой заказчика – муниципальным предприятием, «за спиной» которого есть бюджет, и всегда можно «надавить» на власть.
Второй момент связан с формированием тарифов на теплоэнергию. Сумма затрат в цене гигакалории у «ЛМЗ-Энерго», «Привод-Теплоэнергоресурсы» ежегодно растёт, а сумма затрат у службы заказчика остается с 2008 года практически неизменной. Она не покрывает потребности предприятия, необходимые для обслуживания объектов теплоснабжения по причине постоянного роста цен на электроэнергию, материалы, налоги и так далее.
Ещё один момент. Энергетики завода работают в нарушение законодательства. В марте вышел приказ № 47 минрегионразвития РФ, который гласит, что при открытых системах теплоснабжения производитель должен продавать два товара: тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду). Отдельно должна продаваться вода в кубических метрах. Мы год назад просили руководителей «ЛМЗ-Энерго», чтобы из стоимости ресурса они выделили цену воды и стоимость гигакалории. Сейчас цена Гкал - 617 рублей. Если бы они выделили из этой суммы стоимость воды, то стоимость гигакалории снизилась бы. Вода в кубических метрах дешевле, да и такая формула расчётов более понятна потребителям. Сегодня же мы покупаем у энергетиков все ресурсы в гигакалориях, а поставлять вынуждены: тепло - в гигакалориях, воду в – кубических метрах. Отсюда большая разница в расчётах. «ЛМЗ-Энерго» на наши просьбы изменить систему расчётов опять не откликнулось. Кстати, расход газа на выработку одной гигакалории при от открытой системе теплоснабжения выше, чем при закрытой, разница составляет от 25 до 40 процентов.
Предлагали ещё один вариант взаимных расчётов: в счёт задолженности произвести ремонтные работы по своему профилю. Мы готовы отработать долг или его часть таким способом. Предлагали это ещё в прошлом году, но только буквально на днях металлурги дали одно предложение. Хотя другой наш поставщик – ООО «Привод-Теплоэнергоресурсы» заявило работ на 8 млн. рублей.
Поэтому нечестно говорить: мол, администрация и служба заказчика не реагируют на ситуацию. Это неправда. Предложений с нашей стороны было достаточно, но энергетикам нужны только деньги.
- В спорящих сторонах трудно найти правого. Людей же волнует вопрос: как будут развиваться события дальше, а главное – когда появится горячая вода?
- Идею заключения прямых договоров администрация не оставила. Глава района, как вы знаете, письменно заверил гендиректора ООО «ЛМЗ-Энерго» О.В. Гусева о готовности нести субсидиарную ответственность. В суде идёт рассмотрение дел и принятие решение о взыскания средств с нас и субсидиарно с администрации района. Процесс, сами понимаете, небыстрый. А металлургам надо всё и сразу.
Ответа на вопрос о том, когда краны наполнятся горячей водой, во вторник так и не было. Вечером в понедельник прокурор города Дмитрий КРИВОНОСОВ в телефонном разговоре давать оценку спорящим сторонам пока не стал. Хотя считает: надо искать выход, и всё больше склоняется к предложению главы района о заключении энергетиками завода прямых договоров с потребителями. В среду у него была намечена встреча с главой района Александром Гончаровым и гендиректором Олегом Гусевым.
Подробности – в следующем номере.
Есть мнение? Выскажи!
Социальные комментарии Cackle