Редкий месяц обходится без того, чтобы в редакции не появилось письмо с благодарностью именно этому доктору. Чаще всего про него пишут: добрый, интеллигентный, опытный, а руки – золотые! Уверена: многие, кого излечили эти руки, будут рады, узнав, что заведующему травматологическим отделением городской больницы Николаю КОВИНУ присвоено звание почетного гражданина Лысьвенского района.
В доктора пошел за компанию
И вот передо мной он - адресат многочисленных благодарностей. Добрый? Да! Глаза излучают тепло. Понимаешь: довериться этому человеку не страшно. Интеллигентный? Снова в точку. Всего пара фраз – а в них и остроумие, и самоирония, и уважение к собеседнику. А вот про опыт - разговор отдельный.
Как признаётся сам Николай Сергеевич, доктором стал случайно: поступил в Пермский мединститут за компанию с друзьями - поддался их агитации. После окончания лечфака служил в закрытом городке Звёздном врачом военного автомобильного батальона. Потом – Харьков: пять месяцев учёбы и первичная специализация по хирургии. Три года работал в Кизеле на шахте Северной. Там пациентами травматолога Ковина были шахтёры, вместе с ними он регулярно спускался под землю. Ну, а дальше - клиническая ординатура в Пермской областной больнице под руководством профессора Е.А. Вагнера (это тот самый Вагнер, имя которого сегодня носят краевая клиническая больница и Пермская медицинская академия). Вагнер специализировался на военно-полевой хирургии. Можно представить, какую школу прошёл Николай Сергеевич, будучи учеником такого известного врача!
Лысьва «затянула» на 36 лет
В 1975 году Николай Ковин приехал в Лысьву. В Перми возникла проблема с жильём, а здесь опытному доктору предоставили квартиру и должность в городской больнице.
- Думал, Лысьва – это временно, а оказалось, - навсегда, - улыбается собеседник. – Уже 36 лет на одном месте!
Около четырёх десятков лет доктор Ковин заведует травматологическим отделением. Такого стажа нет даже у известнейших лысьвенских докторов-патриархов. За эти годы на счету Николая Сергеевича - тысячи операций, десятки курсов повышения квалификации, участие в различных медицинских симпозиумах и конференциях.
- Что тут добавить, Николай Сергеевич – врач с очень большим стажем, - рассказывает главврач городской больницы Татьяна АНАНЬЕВА. – Он, если можно так выразиться применительно к людям нашей профессии, мастер на все руки. Травматолог высшей квалификации, работает и как хирург, делает сложнейшие операции. Один из немногих в своё время проходил специализацию в институте Г.А. Илизарова - доктора медицинских наук, изобретателя компрессионно-дистракционного аппарата, названного в его честь.
Коллеги отмечают в характере доктора Ковина одну черту, которая, видимо, и помогает ему столько лет лечить переломы и ставить людей на ноги, – это колоссальное спокойствие.
- Даже если привезли «тяжёлого» пациента и Николая Сергеевича вызвали из дома, он никогда не будет нервничать, суетиться, - продолжает Татьяна Анатольевна. – Всё обдумает и примет верное решение. А ещё Николай Сергеевич – трудоголик. Это человек старой формации в хорошем смысле этого слова: приходит на работу раньше всех, уходит последним. Уже коридоры опустеют, рабочий день закончился, а он всё сидит - тщательно готовит инструменты, аппараты для будущей операции.
Помнит всех «трудных» пациентов
Трудиться Николай привык с детства. Родился в военные, самые суровые годы. На втором году Великой Отечественной его мама, будучи беременной Колей, копала окопы. Так что, можно сказать, и он внёс вклад в Победу.
- А вообще я деревенский, вятский, родился в Кировской области, - говорит о своём детстве собеседник. – Всё лето в школьные каникулы в колхозе вкалывали, иногда и в сентябре выходили в поля. Учился я хорошо. Помню, как однажды пришёл к нам директор школы и попросил отпустить меня в пионерский лагерь. Мама ни за что не отпустила – я же был главный помощник в доме. Отца тяжело ранили на войне. он скончался от последствий этих ранений в 52-ом году.
О своей работе Николай Сергеевич говорит, как о чём-то обыденном: обходы, дежурства, операции, заполнение больничных карт (мол, писанины много)... И только те, кто хотя бы немного знаком с профессией врача, понимают: дежурства – это бессонные ночи, а утром в операционной ждёт очередной больной. К вечеру уже еле на ногах держишься, а в выходной день иногда снова вызывают...
Зато о своих пациентах доктор Ковин отзывается с теплотой и грустью: мол, к нам просто так не попадают, болезнь – это всегда трагедия. Свои самые сложные операции травматолог помнит до сих пор.
И о состоянии современной медицины, к сожалению, тоже приходится говорить пока только с грустью. Койки сокращаются, многие больницы и ФАПы, особенно в глубинке, закрываются. Больницы оснащаются лишь самым необходимым, в то время как технологии шагнули далеко вперёд.
- Мы, к примеру, всё еще «на глазок» работаем, хотя большинство передовых медучреждений давно пользуются электронно-оптическим преобразователем, - знакомит с нюансами работы Николай Сергеевич. – Этот аппарат позволяет устанавливать штифтик в сломанную руку или ногу и сразу видеть, как он встал, под каким углом его зафиксировать.
На лещей и окуньков времени не остается
В 2004 году Николаю Ковину присвоили звание заслуженного врача Российской федерации. Он показывает мне книгу Каплана «Закрытые повреждения костей и суставов», когда-то подаренную ему его предшественником, заслуженным врачом РСФСР Г.М. Зязиным.
- Вот выйду на пенсию, подпишу эту же книгу и передам своему преемнику, - хитро щурится доктор.
Достойный подарок. С таким же успехом доктор Ковин может передать книгу своему старшему сыну Евгению, который пошёл по родительским стопам – выучился на врача. Сейчас работает в Березниковской городской больнице ортопедом и нейрохирургом, руководит отделением ортопедии.
Младший сын Сергей – инженер-математик, закончил Пермский политех, работает программистом.
Два внука и две внучки – особая гордость Николая Сергеевича.
- В гости приезжают? – интересуюсь у дедушки.
- Постоянно. Им здесь очень нравится! Женя считает Лысьву курортным местечком – пруд, свежий воздух, дача, рыбалка…
Сам доктор Ковин тоже любит и дачу, и рыбалку. Правда, на ловлю лещей и окуньков времени почти не остаётся: летом то дежурство, то огурцы поливать надо – их, как и пациентов, одних не оставишь.
Мой последний вопрос - о предстоящем празднике:
- Что пожелаете лысьвенцам в День города?
- Конечно, здоровья! А ещё культуры побольше - не сорить и бутылки не бить. Удручает, когда приходится зашивать раны купальщикам, отдыхающим на пруду…