В предыдущей исторической эпохе многоквартирные дома назывались коммунальными и в большинстве своем принадлежали государству. Управлялись им же созданным ведомством – МинЖилКомХозом. Оно многократно структурировалось, реорганизовывалось и, поскольку изначально было создано убыточным, не могущим приносить никакой прибыли, кроме расходов, не радовало ни правительство, ни народ. Как чемодан без ручки: нести тяжело, а выбросить жалко.
Поуправлять дряхлой коммуналкой захотели многие
Вновь образовавшееся капиталистическое государство указами своего прогрессивного правительства мгновенно провозгласило: капитализму сей «чемодан» не надобен, а потому – кто живет в этих хрущобах, тот пусть ими и повелевает.
Акт высочайшей милости – дарение народу его коммунального жилья - сопровождался не столько народной радостью, сколько страшной головной болью местных властей. Этот жилищно-коммунальный «чемодан», сброшенный правительством на нищий местный бюджет, имел единственное лакомое качество: из него втихаря можно было «спереть» встроенные нежилые помещения, что виртуозно проделывали лидеры местного самоуправления всех городов и сел нашего отечества.
Управленцы производственных объектов с неменьшим энтузиазмом превращали коллективную собственность в личную.
Выручку от продажи бывшей народной промышленности надо было куда-то пристраивать. Повезло тому, в чьих «лапах» оказался вентиль от нефтегазовой трубы. Труднее пришлось мелковатым «акулам» бизнеса, которым при раздаче удалось «свистнуть» лишь небольшой свечной заводик или ведроклепальную фабрику. Для этого «трудолюбивого» контингента и родился в недрах парламента полезный документ - Жилищный кодекс. В нём прописаны все жилищные отношения и указано: всякий многоквартирный дом должен управляться, и не как попало, а по инструкциям. Либо самостоятельно (ТСЖ), либо, если сами собственники не умеют, не хотят, нанять для этого подходящую организацию – управляющую компанию.
Жилищный кодекс (ЖК РФ) – документ большой и обстоятельный, размером чуть поменьше известного романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Поэтому прочитан был не всеми собственниками квартир, а, может, и вовсе никем, и выбор управления домами был сделан, как всегда, за них.
Вот тогда и потянулись к еле живому «телу» коммуналки тысячи желающих поуправлять чужим имуществом. Бойкие управтруженики быстро сообразили: услуги будут оказываться прежнего качества, а деньги за них будут сниматься с собственников уже по закону, и не тонкой струйкой, как раньше, а в соответствии с рыночными ценами.
Если раньше отношения жильцов и коммунальной конторы регулировало государство, то теперь сия обязанность возложена исключительно на договор между ними. Его составляет управляющая компания, подсовывает его какому-нибудь собственнику на подпись, после чего он становился главным документом, регулирующим отношения кошелька жильцов и аппетитов управляющей компании. При этом ни сам подписант, ни тем более остальные собственники никакого понятия о содержимом столь важного юрдокумента не имеют, а в большинстве и не подозревают о его существовании.
Стал ответственным и изумился...
Всё, что написано мною в этой статье, обращено только к ответственным собственникам - таким, кто желает постоянно нести ответственность за свою долю жилого дома. Тем, кому размер предъявленного коммунального счёта кажется несущественным, читать это не имеет смысла.
До прошлой осени я был совершенно безответственным собственником. Ежемесячно получая коммунальные счета, прочитывал внизу сумму «ИТОГО - …..» и уныло плёлся в банк, шепча про себя не совсем печатные слова, непонятно кому адресованные.
Ответственность началась прошлой осенью, когда меня избрали домкомом дома № 42 на улице Мира.
Деятельность моя началась с того, что серьёзного вида дама (как впоследствии оказалось – начальник абонентского отдела УК) предложила мне подписать ряд документов, в которых фигурировало определение «размер платы». Я подписываю только те документы, смысл которых мне понятен, и потому стал задавать вопросы. Моей собеседнице это не очень понравилось. Тогда я сгрёб все бумаги в охапку и отправился их изучать.
Изучение было медленным и трудоёмким. Одна из предъявленных к подписи бумаг именовалась «Формулировки решений по вопросам повестки дня собрания», другая - «Лист голосования», третья – «Отчёт». во всех значилось только одно предложение: «утвердить!».
Документация предполагала, что жильцы провели общее собрание, на котором все обсудили и проголосовали большинством - «за» или «против». В годовом отчёте значились сведения, повергшие меня в некоторое изумление. После чего мне пришлось серьёзно изучать правовую базу отношений между УК и собственниками жилья.
Отношения регулируются солидным пакетом законных и подзаконных актов. Главный из них – Жилищный кодекс. его дополняет пакет постановлений правительства и множество приложений. Изучение материала длилось не один месяц. В перерывах между «занятиями» я посещал с «дружественными визитами» абонентский отдел УК и выяснял те самые «отношения».
Главный и основной их смысл прост. УК – предприятие коммерческое и создано только для получения прибыли. Никаких иных целей и трогательных забот о ком-либо у нее нет! Если, скажем, человек надумал открыть обувную мастерскую, то наивно предполагать, что он «страдает» желанием подшить валенки для всей России. Он ремонтирует обувь конкретному заказчику, получает прибыль и на это живет. Нормально? Конечно. Но разница между сапожной мастерской и управляющей компанией в том, что с сапожником мы можем поторговаться, а с УК торги бесполезны. Мы обязаны платить… по закону. Незаплаченные деньги у нас отнимут, причём в таком количестве, которое не подлежит обсуждению. Как это можно сделать?
Нехитрый маневр - и ты должник у компании
Прежде всего, домком обязан детально проверить отчёт. В своём я обнаружил весьма сомнительные цифры, о чем и заявил во время «дружественного визита» в УК. На это мне ответили: «А чего вы хотите? Это очень большая работа!». После консультации со знакомым специалистом-строителем затребовал акт о проведении работ. С большим «скрипом» он нашёлся.
Указанная в нём стоимость работ - 4900 руб. - перекочевала в отчет уже в размере 52 000 руб. В нём была прописана стоимость устройства узла учета и установки теплосчётчика - 44 840 рублей. Она вызвала у меня живой интерес. Из очень достоверных источников я выяснил стоимость этого прибора (тепловычислитель ВКТ-7-02 с комплектом подключаемых внешних устройств) – 18 000 рублей.
Таким нехитрым маневром жильцам была выставлена сумма, в четыре (!) раза превышающая годовой сбор нашего дома (18 квартир) по текущему ремонту. И всё это прошло бы, если б жильцы подписали бумагу, в которой трудно разобраться.
В финансовом отношении этот «ход конём» выглядит так, будто мы взяли у УК огромную сумму в долг на четыре года, в течение которых компания будет «наворачивать» нам ещё столько, сколько сочтёт нужным. На этот год УК заявила нам перечень ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ (видимо, так написано, чтоб испугались) на сумму, в 27 раз превышающую плановый сбор на текущий ремонт, в своё время установленный решением администрации в 2008 году. Это в ответ на действия строптивого домкома, который решил, что не станет вертеть хвостом как собака. Все должно быть наоборот. Если по закону деньги платятся, то и услуги должны оказываться по закону. А он гласит: «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо ЖСК, определяется на ОБЩЕМ СОБРАНИИ… с учётом предложений УК…» (ст. 156 п.7. ЖК РФ).
Что такое договор, заключённый каждым собственником с компанией, на основании которого ему предъявляют счёт к обязательной оплате? Мало того, что его почти никто из собственников не видел (а мне стоило больших трудов вытребовать себе копию), так он ещё и составлен так, что его не нужно продлевать, и он может быть подписан любым из собственников.
Для этого УК использует безотказно действующий приём. Назначается старший по подъезду, коему наполовину «срезается» плата. За эту услугу он подписывает любую бумагу, исходящую от УК. Я не хочу обвинить никого из этих людей, которым компания внушила, что они делают полезную и нужную работу, за которую им положена скидка. Тем более, что разобраться в этих бумагах сложно даже компетентному человеку.
Осмотр дома - за 100 тысяч
Я только краем задел тему оплаты жилищной услуги, в частности, ремонта, а ведь есть ещё более насущная тема – содержание общего имущества, которое по большому счёту выливается в содержание управляющей компании.
Хорошо ли мы его содержим? Всякий домком должен знать площадь жилых помещений в своем доме, с каждого квадратного метра которой взимается плата. «Тек. рем.» плюс «тех. сод.» - это двадцать один рубль с квадратного метра. Жильцы стоквартирного дома, площадь которого составляет примерно пять тысяч квадратных метров, ежемесячно платят компании более сотни тысяч рублей. Что они с этого имеют? Отчёт об осмотре дома.
А что с этого «осмотра» имеет УК? Неиссякаемый источник денежных поступлений, из которого немножко дадут тем, кого мы постоянно видим (дворнику, поломойке, слесарю), чуть побольше - тем, кого мы видим редко. А все остальное – тому, кто старается быть невидимым и неузнаваемым, – владельцу УК. Путём несложных подсчетов выясняется: содержание их исключительно эффективно, и получается, что из босяков – собственников «хрущёвок» - в масштабах нашего отечества выжимаются миллиарды, сопоставимые с бюджетом всей страны!
Пишу не для того, чтобы свершить очередное излияние «пролетарского гнева». Нет. Пришло лето - время «наступления» управляющих компаний на кошелёк жильца. В позапрошлом году отнималась десяточка, в минувшем – двадцаточка. Какую же «ласковую» цифру обозначат нынче мастера «коммунальной удавки»? В некоторых домах я видел объявления типа: «сограждане-соседи, умоляем вас, не подписывайте никакой бумаги, предложенной УК, что бы вам ни говорили. Это должен делать только ДОМОВОЙ КОМИТЕТ!». Жаль, что домов с такими активными жильцами мало...
Только все вместе мы - сила!
Управляющие компании, несмотря на конкурентную грызню, крепко объединены разными союзами, гильдиями, властными структурами. Жильцы же объединены только общей беспомощностью. Но выход есть! Можно и нужно организовать защиту жильцов силами самих жильцов. Для этого мы должны быть объединены. Необходим независимый совет председателей домовых комитетов. Только вместе мы сможем отстаивать интересы простого человека, не знающего ни прав своих, ни закона, который на его стороне, ни главной своей обязанности – ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ. Совет домкомов или союз домкомов - как его ни назови, члены этого объединения совместными усилиями могут выработать тактику сопротивления любым приёмам «наступления» на бюджет земляков Я знаю многих пенсионеров, бывших авторитетных специалистов, готовых абсолютно безвозмездно, руководствуясь лишь совестью, помочь домкомам в правовых, технических, экономических и социальных вопросах содержания собственного жилья.
В этом и заключается смысл моего многословного, но полного изложения сути взаимоотношений владельца жилья и владельца УК. И я уверен: каждый домком тоже думает, как бы сообща найти пути решения множества острых вопросов.
Очевидно, после публикации моего мнения должен появиться само собой разумеющийся вопль о «поливании грязью» неких «благородных структур». Если в моих речах найдется хоть одно лживое слово, я готов ответить перед законом.
Виталий ПОПОВ,
пенсионер, собственник квартиры, домком.
Есть мнение? Выскажи!
Социальные комментарии Cackle