Уже две недели Кын-завод гудит: «У нас кино снимать будут! Аж из Москвы приедут! Недаром говорят, что красивее Кына сложно на Урале место отыскать...».
Действо, начало которого назначено на 3 августа, обрастает легендами. Естественно, ведь ожидаются всем известный режиссёр, актеры из Москвы... Хочется верить, что когда-то так оно и было, как покажут в фильме: жила в Кыну слепая красавица, плела кружева...
- Актриса-то, которая в главной роли, - тоже слепая! - ползут слухи. - А в массовке сняться любого возьмут!
Романтично настроенные девушки вздыхают: «Вот бы «зазвездиться!». «Понаехали…» - ворчат старушки. Но большинство сельчан апатично-скептически относится к происходящему: мол, пусть снимают - мы потом оценим, что у них выйдет. Однако попасть в кадр втайне мечтает каждый. Да и обыкновенное любопытство одолевает: как же их снимают, эти фильмы?
4 августа нам с подругой улыбнулась удача. На крыльце магазина мы столкнулись с Ольгой Алексеевной Терехиной – атаманшей кыновских казаков.
- Девчонки, в фильме сняться не хотите? Завтра в половине одиннадцатого - у церкви.
- Придём! - решили мы.
Полтора часа работы ради 30 секунд материала
5 августа. 10.35. Чуть волнуясь из-за своего пятиминутного опоздания, поднимаемся к церкви.
Признаков бывшей либо будущей киносъемки не обнаруживаем. Побродив полчаса в окрестностях означенного места, встречаемся с Ольгой Алексеевной и тремя женщинами, тоже приглашенными в массовку:
- Извините, девчонки, съемка переносится на 12...
Дружно направляемся в магазин за мороженым.
12.10. На центральной улице шумно и людно. Чуть ниже церкви на дороге устанавливают камеру, перекрывают движение. Москвичи не очень приветливы. В сосредоточенных умелых движениях заметна усталость от повышенного интереса к их нелегкой работе.
- Сцена номер один. Массовка не требуется, - поясняет Ольга Алексеевна.
13.40. «Да уж!» - переглядываемся мы с Настей. Полтора часа напряженной работы, чтобы снять тридцатисекундный фрагмент!
А для съемки каждого такого кусочка надо переустанавливать камеру, переносить громоздкую махину на новое место...
«Стоп, снято!»
Вокруг озабоченные, сосредоточенные лица. Нас и еще человек 10 зрителей, обступивших киноплощадку по периметру, упорно пытаются не замечать.
Лишь Ольга Алексеевна комментирует ситуацию, успокаивает нас, уставших торчать на жаре, объясняет, где оператор, а где продюсер.
14.10. - Массовка, вы сейчас понадобитесь!
Нас знакомят с ассистентами по актерам Юлей - девушкой лет двадцати пяти - и Женей - молодым человеком того же возраста.
Они объясняют задачу: изобразить случайных прохожих. Каждый наш шаг продумывается до мелочей, намечаются четкие траектории движения.
Четыре репетиции. Мы открываем для себя закон подлости киносъемок: в «поле зрения» камеры постоянно попадает что-нибудь ненужное: то машина остановится, то коровы, то случайный прохожий... Юля с Женей терпеливо освобождают требуемое пространство, и кропотливая работа продолжается. Стоп, снято!
15.30. Счастливые, уставшие, собираемся домой. Мы полны сочувствия к девятилетним мальчишкам, которых тоже пригласили на съемки: с утра ждут вместе с нами. Они должны запустить в кадре воздушного змея. То ветра нет, то солнце за тучами. Измучились ребятишки...
В какой-то момент на площадке появляется сам режиссер Владимир Койфман. Проходя мимо нас, приветливо поздоровался.
Обошел всех, давая ненавязчивые указания. Оставил приятное впечатление человека властного, доброжелательного, настоящего профессионала.
15.45. С площадки нас пока не отпускают: предлагают сняться еще в одном фрагменте. Здесь нужно изобразить встречу подруг у магазина. В это время на первом плане кружевница Алена беседует с односельчанами.
- Сложный, но красивый кадр, - слышим мы обрывки разговоров.
Еще раз удивляемся, насколько продумана каждая деталь. Даже выезд «ГАЗели», будто случайно промелькнувшей на заднем плане, тщательно отрепетирован.
17.00. Нас отпускают, заплатив символическую сумму.
- К сожалению, массовка завтра не понадобится, - предупреждает Юля.
- К счастью! - в голос заявляем мы.
Ради тридцатисекундного появления на экране (если, конечно, кадры с нашим участием не вырежут при монтаже) потрачено около семи часов! Однако мы не очень этим расстроены. Пробыв на съемках уйму времени, узнали много нового для себя о загадочном мире кино. А как интересно будет смотреть «Уральскую кружевницу», зная, что в какой-то момент можешь увидеть себя!
Дорогой домой обсуждаем, как, оказывается, медлителен и затратен процесс киносъемки. И дело не в деньгах и даже не во времени. Ведь чтобы фильм затрагивал за живое, в него нужно вложить душу. Каждый из работающих на площадке должен выполнять свое дело не только ответственно, но и с любовью. Только тогда получится настоящее произведение искусства.
Дарья ГРИНКЕВИЧ.
Социальные комментарии Cackle