Достаточно длительный период в театре не было главрежа. И вот… 1 октября свой 68-й сезон Лысьвенский театр драмы имени Анатолия Савина начнёт с новым главным режиссёром и с его постановки. Илья РОТЕНБЕРГ заканчивает работу над спектаклем «Игроки» по пьесе Гоголя. Знакомя читателей с новым творческим лидером, наш корреспондент поинтересовался и тем, каким будет предстоящий театральный год для Лысьвы.
«Лысьва – моя вторая родина»
- Откуда такое трепетное отношение к Лысьве? Неужто перспективному режиссёру, в будущем – выпускнику ГИТИСа, не было более интересных и выгодных предложений?
- Предложения были. Лысьвенский театр – может быть, не самое выгодное с точки зрения возможности заработать, но самое интересное предложение. Я люблю стабильность, которая в этом театре ощущается во всём. Лысьва стала моей второй родиной. Здесь я состоялся как актёр. Театр многое сделал для меня, для моего становления. Теперь - моя очередь привнести что-то новое в его творческую атмосферу.
- Не секрет, что театр на протяжении нескольких лет лихорадило. Возникали трудности и в проведении сбалансированной репертуарной политики. Ощущался перекос в сторону современной драматургии. «Поздняя любовь» и «Игроки» - яркое проявление любви к классике. Чего ждать зрителю от всего сезона?
- Считаю, что репертуарную политику нужно строить, помня об истории театра. Я хорошо её изучил ещё будучи актёром. Мне не посчастливилось знать Анатолия Афанасьевича лично, но я хорошо прочувствовал созданную им актёрскую традицию, ментальную школу, когда основой актёрского мастерства становится стремление раскрыть индивидуальность каждого и в каждом спектакле. Это очень близко тому, чему меня учили в вузе. Эти традиции передаются из поколения в поколение, и даже молодые актёры, проникаясь, становятся верны им.
Что касается перекоса, то здесь, на мой взгляд, сыграли негативную роль две причины. Субъективная – в том, что долгое время в театре не было творческого лидера. Некому было определить репертуарную линию. Объективная – в необходимости выживать. Сегодня это удаётся лишь тем театрам, которые умеют удивлять, идут на эксперименты. Здесь главное – не перегнуть палку, что, наверное, в Лысьве не совсем получилось.
В Москве – сотни театров, каждый может выбрать что-то своё. Я прекрасно понимаю, что у лысьвенцев такой возможности нет, а значит, надо дать им возможности и классическую постановку посмотреть, и побывать на читке современной пьесы. Главная задача – удовлетворить потребности всех зрителей. Буду строить репертуар по этому принципу.
Горожане увидят главное произведение века
- Всегда с особым нетерпением театралы ждут премьер. Чем будете удивлять?
- 15 сентября, ещё до открытия сезона, юные лысьвенцы увидят премьеру сказки «Дорога в Небыван», поставленной Михаилом Тихомировым. После классической постановки «Игроки», которая откроет сезон, театралы увидят спектакль Валерия Годунова по современной пьесе. Потом мы с ним поменяемся: Валерий Анатольевич поставит классическую зарубежную пьесу, а я возьмусь за современную. Хочется попробовать одну из пьес Мартина МакДонаха. Странно, что работы самого популярного драматурга современности Лысьву до сих пор обходили стороной.
Планируем порадовать минимум шестью премьерами, причём пять из них, возможно, будут готовы до января. Не буду раскрывать всех секретов, но одним, пожалуй, поделюсь. В театре идёт работа над одним из главных произведений XX века – «В ожидании Годо» Сэмюела Бекетта. По большому счёту поставить эту пьесу ещё никому не удавалось. Думаю, что в нашем театре это получится. Могу заверить: лысьвенцы такого ещё не видели.
- Театральный сезон – это не только репетиции и спектакли. Лысьвенцев приучили к серьёзным форумам. Они уже спрашивают: вернётся ли в наш город фестиваль театров малых городов России?
- Он не просто вернётся - в мае-июне в Лысьве пройдёт 10-й юбилейный фестиваль. Впервые он будет международным, а значит, зрители смогут увидеть спектакли театров не только малых городов России, но и других стран. Оргкомитет уже ведёт переговоры, а мы как хозяева, конечно, очень переживаем. Ответственность огромная! Ведь что такое малый город в Европе? Например, Дрезден или Флоренция...
Не хочется отказываться и от фестиваля современной пьесы. Если не получится фестиваля как такового, то постараемся придумать другой способ знакомства горожан с современной драматургией. Например, планируем сами устраивать читки, приглашая зрителя и устраивая затем обсуждения.
Нет намерений отказываться и от приглашённых режиссёров. Всё-таки свежий взгляд, новая творческая волна всегда идут во благо театру. Всё, конечно, зависит от финансирования...
Как сезон откроется, так он и пройдет
- Финансирование - наверное, один из самых больных вопросов? Знаю, что бюджет театра как автономного учреждения напрямую зависит от размеров городской казны и с каждым годом денег на самую главную составляющую, творческую, отпускается всё меньше...
- Да, зарплаты наши невелики, средств на создание постановок нет. Выкручиваемся, ищем, залезаем в долги. Тяжёлое финансовое положение усугубляется тем, что театр по-прежнему находится в поиске, как и подавляющее большинство российских театров. Конечно, всем хочется, чтобы изменилось отношение к театру властей всех уровней. А пока, пожалуй, единственный выход – работать много, продавать больше билетов. Здесь главное – силы и желание. Разумеется, нельзя забывать о качестве, иначе усилия будут напрасны.
- Есть такая примета: как сезон откроется, так он и пройдёт. Почему для открытия выбрана недописанная комедия Гоголя?
- Комедия, действительно, считается незаконченной, хотя сюжет чётко прописан, есть и завязка, и развязка. А выбрали эту пьесу потому, что у Гоголя всегда есть над чем посмеяться, но в то же время в сюжете «Игроков» таится и предостережение. Задача режиссёра – понять, что Николай Васильевич не дописал. Мы перенесли действие в подпольное казино и отказались от деталей эпохи. Но не стали «модернизировать» пьесу, лишь по-современному взглянули на неё, чтобы понять актуальные для дня сегодняшнего проблемы. Гоголь – мистик, в его сюжетах всегда таится что-то зловещее. Очень хотелось бы, чтобы зритель сам разгадал секрет пьесы, поэтому не буду вдаваться в подробности. Добро пожаловать в театр!
Штрихи к портрету
Илья Ротенберг родился в Екатеринбурге. В 2005 году влился в труппу нашего театра в качестве актёра. Сыграл несколько ярких ролей (Котэ в «Хануме», Филипп в «Льве зимой», Шеф в «Ангелочке»). Поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет, весной ему предстоит защита дипломного проекта.
Если его однокурсники только озадачились дипломными спектаклями, то Илья уже выпустил три спектакля, каждый из которых достоин стать дипломным. Его спектакль «Фронтовичка», поставленный в Рыбинском театре, был удостоен диплома фестиваля театров малых городов России в этом году (номинация «Надежда»).
- Да, мне повезло, - говорит режиссёр. – У меня была возможность плодотворно поработать. Особенно рад тому, что мой спектакль «Поздняя любовь» открывал прошлый сезон в лысьвенском театре, а «Игроками» откроется новый сезон.
Социальные комментарии Cackle