Участник программы самозанятости предлагает расширить рамки господдержки
22.10.2011Елена КожевниковаСелоНе поспоришь с народной мудростью, гласящей: «Хорошее сало - на хлебе». Это не о бутерброде, как могли подумать некоторые. Это о труде животновода и о том, какие усилия нужно приложить, чтобы накормить гостей излюбленной украинской закуской. Именно таким (хорошим!) салом потчует меня житель деревни Моховляне Павел АРИСТОВ (на снимке), год назад ставший участником программы по самозанятости населения.
Была бы свинка - будет и мясо
Мужчина сразу предупреждает: мол, продукт отведайте, а к хрюшкам – ни-ни: легко сглазить этих животин. Он приносит домашнее сальцо, нарезанное аккуратными ломтиками, и хлеб - тоже домашнего производства. А у меня на языке вместо вкуса любимого хохлами продукта – десятки вопросов. Почему выбор пал на хрюшек? Куда фермер сбывает продукцию? И главное – помогли ли государственные рублики? Павел Михайлович обстоятельно отвечает на каждый, попутно знакомя со своей биографией.
Сам деревенский. Родился в посёлке Рябиново (возле Кына). В 1968 году переехал с родителями в Моховляне, здесь заканчивал школу. Ну а после – сельскохозяйственный техникум в Кунгуре. Выучившись на агронома, восемь лет работал по специальности в колхозе «Новина». Многие помнят Павла Михайловича как главу администрации Моховлянского сельсовета и депутата Кормовищенского сельского поселения.
- К пенсии оказался на вольных хлебах, - объясняет причину своего участия в программе бывший безработный. – Помню, раньше в Моховлянах был хороший свинарник, а сейчас нормального сала в магазинах не купить. Я подумал: стоит заполнить эту нишу. Со скотиной обращаться умею: в деревне всегда своим хозяйством жили.
На средства, выделенные в рамках программы самозанятости населения, Павел Михайлович приобрёл четырёх свинок, двух хряков и комбикорма. Летом животные дали первый приплод. Сейчас в хозяйстве 20 хрюкающих «пятаков» (с учётом поросят).
Новый статус своего подворья - «Крестьянско-фермерское хозяйство П.М. Аристов» - Павел Михайлович всерьёз не воспринимает.
- Да какой я фермер?! - отмахивается он. - Голов 20-40 – вот это ферма! А у меня пока что личное подсобное хозяйство. Хочется, конечно, расширяться, но для этого надо строиться, а леса нет. Обращались в лесхоз, там отвечают: мол, разговаривайте с арендаторами - покупайте у них. Так на это деньги немалые нужны, а на свиньях пока много заработать не получается. Комбикорм дорогой (ежемесячная кормёжка в 6 тысяч обходится), да и картошкой нынче кормить накладно.
Как сработаешь, так и поешь
Кроме леса (самой больной темы для селян), есть и ещё одна – сбыт.
- Свинина в цене до 300 рублей доходит, а в кафе и рестораны дороже 150 не берут, - «просвещает» меня собеседник. – Попробуй отдай выращенное честным трудом за такие копейки! Другое дело, если бы в городе для таких, как я, рынок был. Приехал и сбыл свой продукт за столько, за сколько посчитал нужным.
Колхозные рынки, безусловно, надо создавать. За это ратует и мелкий частник, и сельхозпредприятия, и те же участники программы самозанятости, которые в первую очередь сталкиваются с проблемой сбыта. Если у тебя есть автомобиль, чтобы съездить в город, то найдёшь покупателя. А если нет, твой удел - услуги перекупщика. Он возьмёт экологически чистый деревенский продукт за копейки, продаст дороже и выручит приличные барыши.
Программу самозанятости, запущенную государством, Павел Михайлович одобряет.
- Хорошо бы ещё одну программу разработать: субсидирование затрат на строительство мини-ферм, - делится ценными мыслями фермер. – К примеру, оформил деревенский житель свидетельство индивидуального предпринимателя, защитил бизнес-план, получил средства, закупил скотину... А развитие где?! Необходимо же двигаться дальше! Думаю, финансирование государством даже части затрат на строительство мини-ферм подвигло бы многих всерьёз заняться сельскохозяйственным производством. За пятью «пятаками» ухаживать невыгодно. А вот если, скажем, в хозяйстве было бы 40 свиней – тогда и о прибыли говорить можно.
Пока мы беседовали с главой семейства, к нам присоединилась дочь Павла – Кристина. Она рассказала: семья у них большая – кроме неё, ещё трое детей и внучка Милена. Правда, её брат Андрей живёт самостоятельно: подался в город, работает на «Лысьванефтемаше». Девушке нравится жить в деревне, но работы здесь не найти. Деревенские живут за счёт собственного подворья.
Кстати, у Аристовых тоже большое хозяйство: помимо свиней, есть бараны, телята и корова. За рогатой кормилицей ухаживает супруга, а глава семейства доглядывает за хрюкающим выводком.
Супруга Павла - Вера Борисовна, впопыхах пролетая по коридору на кухню, где всё кипит и шкворчит, - всё же успела ответить на мой вопрос: что в их семье уважают за столом больше всего?
- Котлеты и пельмешки.
Правда, чтобы полопать, надо сначала потопать.
- Я всегда говорю: хорошо горожанам живётся - у них выходные есть, - вытирая руки о передник, делится хозяйка. - А мы без выходных работаем. В воскресенье в кровати не поваляешься: корова на дворе мычит...
Прощаясь с гостеприимным семейством, ловлю себя на мысли: главное, чтобы в наших деревнях было как можно больше и коров, и поросят, и овечек. Тогда и нам, городским, можно будет без проблем купить настоящее деревенское сало...
Социальные комментарии Cackle