Взаимоотношения власти и общества – одна из самых обсуждаемых сегодня тем. Власть много говорит о гражданском обществе, о социальном партнёрстве, организует «народные фронты» и предлагает народонаселению высказывать свое мнение, включаться в обсуждение животрепещущих проблем и даже контролировать реализацию бесчисленного числа своих проектов. Вот и в нашем городе в соответствии со ст. 17. п. 3 Устава муниципального образования состоялись публичные слушания по обсуждению программы социально – экономического развития района на 2012-2014 годы.
«Пипл» и так схавает?
Подобные слушания имели место и в прошлом году, только с указанием иной хронологии - на 2011-2013 годы. На том мероприятии представители Лысьвенской общественной палаты выступили с резкой критикой программы и предложили администрации района в корне её переделать: настолько, на наш взгляд, «сырым» был представленный документ.
Потребовался год, чтобы появился его новый вариант. К удивлению и, не скроем, к возмущению присутствующих, она сохранила все изъяны своей предшественницы.
Во-первых, программа чрезвычайно объёмна. Она состоит из двух с половиной сотен листов. По этой причине надо долго и скрупулёзно изучать документ, чтобы доискаться до его сути.
Во-вторых, документ утяжелён терминологической трескотней, наподобие того, что на социально-экономическое развитие муниципального района влияют «глобализация экономики, которая оборачивается приоритетом экономических целей транснациональных компаний, корпораций, стран», а также «усиление интеграционных процессов в ущерб населению».
В-третьих, структура программы построена так, что за скобки (т.е. в приложение), не вынесены подпрограммы муниципальные, региональные, различного рода соглашения, на которые делаются ссылки.
В-четвертых, подпрограммы структурных подразделений администрации никак не связаны между собой единым идейным замыслом.
В-пятых, содержательная сторона подпрограмм такова, что невозможно понять, как и что изменится в образовании, здравоохранении и т.д. по прошествии четырех лет.
В–шестых, в программе отсутствуют важные направления в развитии экономики города, как, например, предпрофессиональное (читай: «развитие учебно-производственного комбината») и профессиональное образование.
В-седьмых, в подпрограммах встречаются «пустые» места, в которых указаны суммы финансовых расходов, но не прописано, на что и на какие цели они будут использованы. И снова вопрос: согласован ли данный документ с управлением финансов?
На прошлогодних слушаниях по финансовой политике на 2011-2013 годы начальник финуправления ни разу не сослалась на социально-экономическую программу развития района на 2011-2013 годы, словно и не было в природе такого документа. В нынешнем году ответ на вопрос получить было попросту не от кого, поскольку на слушаниях от администрации присутствовала только ведущая публичных слушаний в лице начальника управления по работе с территориями.
А ведь вопросы не праздные. Например, на ремонты и реконструкции детских садов планируется потратить мизерные суммы - от 13 до 17 тыс. рублей на каждый, а о затратах на капитальные ремонты школ, например, СОШ № 16, вообще нет ни слова.
В-восьмых, контроль за выполнением подпрограмм возложен на руководителей структурных подразделений: сам пишу - сам исполняю - сам контролирую. Тут и спорить не с чем, ибо в Уставе муниципального района нет положения об общественном контроле за деятельностью администрации, а это не соотносится со ст. 70 и 71 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и Уставом Пермского края (ст.11 п.1).
И вообще, о чём говорить, если ответственный чиновник районной администрации сомневается в законности существования самой Лысьвенской общественной палаты и ее попытках наладить диалог с представителями власти?!
Общий вывод по документу таков: или крайне низок профессиональный уровень чиновников, готовящих программу к общественным слушаниям, или сработало обычное чиновничье головотяпство: «Пипл и так все схавает. Наше дело - де-факто провести слушания, т.е. сделать документ легитимным, а дальше - как покатит...»?
На фоне такого вывода как–то не очень верится в позитив, прозвучавший в интервью главы администрации района. Кстати, на обсуждении документа, определяющего развитие территории на четыре года, он не присутствовал, как не присутствовал ни один депутат Земского собрания. Ссылка на то, что в день слушаний в Законодательном собрании проходило обсуждение вопроса о реорганизации Лысьвенского муниципального района в городской округ, тоже малоубедительна: при назначении даты публичных слушаний вероятность совмещения во времени двух мероприятий, на наш взгляд, можно было предусмотреть заранее.
Не помешают и теледебаты
Несколько слов по форме проведения публичных слушаний и их организации. Публичные слушания – важный инструмент в выстраивании взаимоотношений властных структур и населения. К таким мероприятиям должны готовиться все стороны, и, самое главное, они должны уметь договариваться! Разве было бы в городе так много недовольных тем, что хозяйственными объектами застраивается восточное побережье городского пруда, что вопреки всем градостроительным нормам строится торговый комплекс на перекрестке улиц Смышляева и Металлистов и что на единственном городском проспекте располагаются автомойка и бензозаправка, если бы власть и население умели договариваться и понимать друг друга?
Подготовка подобного рода мероприятий предполагает оповещение населения о сроках проведения, причем не за день – за два, а, по крайней мере, за полмесяца. Для информации следует использовать все средства массовой информации, вплоть до вывешивания объявлений на улицах. Это, конечно, при условии, если организаторы слушаний действительно заинтересованы знать мнение горожан.
Документы, выносимые на всенародное обсуждение, должны быть легко доступны любому жителю района. Текст любой социально значимой программы можно и нужно публиковать на страницах городской газеты с предварительным обсуждением наиболее острых вопросов с читателями газеты. Почему бы не устраивать хотя бы краткие теледебаты между разработчиками подпрограмм и представителями населения города на ТВ? Пусть люди видят лица тех, кто несёт ответственность за разработку программ.
Публичные слушания должны заканчиваться принятием документа, например, протокола, направленного на безоговорочное исполнение, в данном случае, программы социально–экономического развития нашего района на 2012 – 2014 годы.
По поручению Лысьвенской общественной палаты - Николай ПАРФЁНОВ.
Важно!
Разработка всякого фундаментального документа - дело трудоёмкое и хлопотное. В этой связи Лысьвенская общественная палата выступает с предложением. В соответствии со ст. 11 п.2 Устава Пермского края:
1. Ввести общественную экспертизу как обязательный элемент при принятии решений по наиболее значимым для населения района проблемам;
2. Определить конкретные формы участия общественности (населения) на всех этапах разработки и принятия наиболее значимых для населения решений, как то: разработка социально-экономической стратегии района, выработка различных концепций, разработка, принятие и общественное сопровождение реализации программ, осуществление контрольных функций и т.д.
Перечень документов, подлежащих общественной экспертизе, можно определить специальным решением Земского собрания или соглашением.
Социальные комментарии Cackle