Выборные страсти не утихали всю прошедшую неделю. С понедельника до пятницы в редакцию заходили и звонили избиратели. Одних просто интересовали итоги голосования, другие упрекали нас: мол, не пишем о том, что в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде идут митинги, столкновения с ОМОНом, аресты. Третьи (в основном, пожилые люди) возмущались, что в день голосования они так и не дождались приезда членов комиссии с переносными ящиками. Четвертые негодовали по поводу нарушений выборного законодательства, подкупа избирателей и откровенной лжи, которой, к сожалению, в этой выборной кампании на нашей территории было немало.
Пришлось отстаивать свои избирательные права
«Меня лишили права голоса!» - негодовала в телефонной трубке восьмидесятилетняя Энергина Фёдоровна Сырчина, жительница Карпат. Она рассказала, что за две-три недели до дня голосования к ней приходили агитаторы. По её словам, это были работники социальной службы. Поскольку она сама в силу преклонного возраста не может прийти на избирательный участок, ей предложили написать заявление с просьбой проголосовать на дому. Однако в день голосования женщина весь день просидела у окна в ожидании приезда комиссии с переносной урной. Позвонила даже на участок, где ей ответили: мол, ждите, приедут. Во второй половине дня нетерпеливая избирательница снова позвонила на избирательный участок. А ей ответили: по их данным... она уже проголосовала. Женщина уверяла: она не голосовала! Кто тогда «присвоил» её голос?
С трудом дождалась приезда членов комиссии и другая пенсионерка - жительница Октябрьского посёлка, ветеран-педагог Надежда Афанасьевна Кадочникова. Она подробно рассказала о «телефонной борьбе» за свои избирательные права. По её словам, к ней тоже незадолго до дня голосования приходили соцработники и приняли у неё заявление. Прождав до двух часов членов комиссии, стала звонить на избирательный участок, расположенный в школе № 17. Там ей ответили: мол, заявления нет, а с новым она уже опоздала – звонить нужно было до 14-00.
Ветеран не успокоилась. Позвонила в территориальную избирательную комиссию, потом снова на свой участок. В общем, добилась, что за ней приехали на машине, доставили для голосования на участок, а потом обратно домой. Казалось бы, проблему сняли, всё закончилось хорошо. Но женщину возмутило другое: куда пропало её заявление, которое она написала и отдала соцработникам?
Кто подбросил «утку»?
Несколько человек позвонили с требованием разобраться, кто накануне голосования разбросал листовки в форме открытого письма якобы от кандидата (а сейчас депутата ЗС) Дмитрия Орлова о снятии своей кандидатуры с выборного марафона? Многие утверждают, что были и факты открытого подкупа избирателей.
К сожалению, выборные политические технологии в нашей стране (да, наверное, не только в нашей) по-прежнему работают по принципу – в борьбе за власть все методы хороши. И избирателям, особенно людям пожилым, разобраться в них весьма трудно. На минувшей неделе один из ветеранов поделился: мол, изучил предварительные итоги выборов в «Искре» и изумился, поскольку не пошёл голосовать только потому, что прочитал открытое письмо от Орлова и поверил ему. «Как же так? Почему нас так бессовестно обманывают?» - недоумевал избиратель.
Хитросплетения большой политики
Что сказать по этому поводу? Мы советовали всем, кому предлагали деньги за «голос», кто возмущён агитационными материалами, у кого есть факты фальсификации выборов, обращаться в правоохранительные органы. По закону они обязаны провести проверку.
Фактов протеста и несогласия с результатами прошедших выборов на территории Лысьвенского района нет. Во всяком случае, в редакцию по этому поводу никто не обращался. Итоги отразили общественно-политические настроения земляков. Для сравнения: в 2007 году на выборах пятой Государственной думы лысьвенцы отдали за единороссов 63,61 процента голосов, за ЛДПР – 14,56, за коммунистов – 7,04 процента. Спустя четыре года расклад получился совершенно иной. Доверие к правящей партии упало, и значительно. И не только в Лысьве – по всей стране.
Да, в крупных российских городах всю неделю шли митинги – санкционированные и стихийные. Власти по отношению к митингующим вели себя жёстко. Центральные телеканалы поначалу обходили эти события стороной. В краевом центре на них откликнулась одна газета «Звезда» статьей «Молчание телеягнят». Много информации есть в Интернете, но она довольно противоречива, чтобы на неё ссылаться.
Другое дело, почему власть не комментировала ситуацию, аресты оппозиционеров и избиение журналистов? Подобными фактами до сих пор просто «кишат» новостные ленты в Интернете. В четверг президент Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Праге ответил на этот вопрос, но весьма уклончиво: мол, есть «люди, которые реально разочарованы» итогами выборов. Президент частично признал несовершенство законодательства и дал указание расследовать нарушения, допущенные в ходе голосования.
Разбираться в хитросплетениях большой политики, наблюдая за происходящим на мониторе компьютера, - всё равно, что гнаться за привидением: оно постоянно меняет свои очертания. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что протестные настроения в обществе (и в лысьвенском тоже) весьма сильны. Доказательство тому – участие в общероссийском митинге несогласных, который прошёл в минувшие выходные во многих городах, в том числе и в Лысьве.