Депутаты Земского собрания в преддверии Нового года приняли в окончательном варианте бюджет на 2012 год и утвердили его основные характеристики на перспективу последующих двух лет. Главный финансовый документ района предполагает, что в следующем году казна получит доходов больше, чем в уходящем, правда, львиная их доля сложится из безвозмездных поступлений из края.
По словам начальника финуправления Нины МЕРКУРЬЕВОЙ, при формировании бюджета были учтены основные направления бюджетно-налоговой политики как РФ, так и края. Наиболее существенное влияние на доходно-расходную части бюджета имеют такие показатели, как темпы роста налогооблагаемой прибыли, фонда оплаты труда и инфляция в регионе. Общий объём доходов на 2012 сформирован в сумме 1 млрд. 114 млн. рублей. Объём расходов – 1 млрд. 116 млн. 651 тыс. рублей. Дефицит будет небольшим, и он покроется за счёт возврата кредитов, ранее предоставленных из бюджета муниципального района.
В общем, свою главную задачу местные парламентарии выполнили: бюджет есть, источники его формирования определены. Несмотря на все, прямо скажем, не очень утешительные прогнозы на макроэкономическом уровне относительно развития экономики 2012 года, средств на нормальное жизнеобеспечение района должно хватить.
Но спустя несколько дней после вступления в силу закона Пермского края об объединении района и его поселений в единый городской округ, депутаты собрались вновь. Для того, чтобы обсудить и принять в первом чтении ещё один финансовый документ – бюджет уже нового муниципального образования, а именно - Лысьвенского городского округа.
Два бюджета на одной территории – такого у нас ещё не было! Глава района, председатель Земского собрания Виктор КОМАРЕНКО считает: это логичное развитие событий, связанное с грядущим преобразованием статуса района. Об этом - наш с ним разговор.
Не ждать у моря погоды
- Виктор Алексеевич, давайте по порядку объясним нашим гражданам, что почем. По какому бюджету мы будем жить в следующем году?
- Бюджет городского округа принят на переходный период, т.е. до 2013 года, и он фактически ничем не должен отличаться от бюджетов района и всех его поселений. Если помните, раньше было понятие консолидированного бюджета. Но поскольку все субъекты (поселения) самостоятельны, то понятие «консолидированного» не имело смысла, и его убрали. По сути сейчас это и будет консолидированный бюджет на весь 2012 год. А вот с 2013 года бюджет округа будет формироваться чётко в рамках закона о городском округе.
Другое дело, кто в переходный период будет управлять этим бюджетом? Бюджетный год начинается с 1 января, а как таковые органы управления нового образования - городская Дума, глава, администрация - пока не созданы. Формирование начнётся, скорее всего, с апреля и продолжится до конца 2012 года. В законе прописано, что до появления Думы он будет управляться органами местного самоуправления, которые сегодня есть на территории, – Земским собранием, Думами городского и сельских поселений и администрациями, т.е. по старой схеме.
Почему мы так быстро сверстали бюджет округа? Потому что пока он представляет собой простую сумму всех бюджетов. И в таком виде его приняли в первом чтении. Подчеркиваю – пока. Сейчас нам предстоят консультации с министерством финансов правительства Пермского края. Для них задача тоже не из лёгких: полгода территория будет жить по одной схеме, полгода – по другой. Мы вместе со специалистами министерства должны определить схему управления таким бюджетом. Коэффициенты, применяемые при формировании бюджетов городского поселения и городского округа, – разные. На переходный период нам нужно принять другие коэффициенты, которые снивелировали бы эту разницу. Работа большая, и выполнить её необходимо в ближайшее время.
Вполне понятно, что в крае сейчас, скажем так, не совсем до нас... Там идёт формирование структур в новом составе Законодательного собрания, возможно, произойдут изменения в правительстве. Однако нам ясно и другое: если будем ждать и спустим работу на тормозах, можем не уложиться в сроки, прописанные в законе. Поэтому принято решение: не ждать, когда в крае все утрясётся, а работать дальше.
В рамках рассмотрения бюджета округа у депутатов есть намерение выступить с законодательной инициативой для внесения изменений в закон Пермского края о бюджете. Мы должны быть представлены в нём единой территорией, а не территорией с различными субъектами. В начале года с таким предложением выйдем на Законодательное собрание, а 27 декабря состоится Земское собрание, депутаты которого намерены подобное решение принять.
Что касается бюджета городского округа, мы отправляем его в Законодательное собрание, правительство, администрацию губернатора. Главная задача: в апреле принять уже единый финансовый документ.
- Почему за точку отсчёта взят апрель?
- Скорее всего, именно на апрель будут назначены выборы депутатов Думы городского округа и его главы. После того, как появится новый представительный орган - Дума, она рассмотрит и утвердит тот бюджет, который будет соответствовать бюджету Пермского края.
- Выборы главы будут прямыми?
- Да.
- Я так понимаю, что до июня на лысьвенской территории должны быть сформированы новые органы управления нового муниципального образования?
- По закону мы должны будем избрать главу, Думу, состоящую из 20 депутатов; затем глава должен будет выйти на Думу с предложением о структуре исполнительной власти.
- Виктор Алексеевич, несколько слов об особенностях формирования депутатского корпуса городского округа. На последнем заседании Земского собрания депутаты приняли решение предложить краевой избирательной комиссии произвести в Лысьвенском городском округе нарезку десяти избирательных округов. Выборы депутатов пройдут по смешанной форме – 50х50. Это как?
- Численность депутатского корпуса составит двадцать человек. В соответствии с законом выборы пройдут по смешанной системе: 50 процентов, то есть 10 человек, будут избраны по одномандатным округам, другие 10 мандатов распределятся по партийным спискам.
- В выборах будут участвовать только парламентские партии?
- А других у нас на территории и нет.
- В Пермском крае есть примеры формирования органов местного самоуправления по смешанной системе?
- Да, несколько территорий уже проходили через неё. Опыт разный. Есть опасения, что мандат депутата может оказаться у человека весьма далёкого от всех наших муниципальных проблем. Дело в том, что если на уровне страны и края партии ещё как-то «выглядят», то на уровне районов, по большей части, просто никак не представлены. Наиболее ярко проявляются лишь во время выборов. В повседневной жизни партии со своими лидерами и со своей программой практически незаметны. А партии должны работать на территории постоянно, и избиратели должны их знать! Если я, к примеру, отдаю свой голос конкретной партии, то уверен: именно её программа отвечает моим интересам, я могу в любое время прийти в её офис или штаб и высказать свое мнение о её деятельности.
Увы, в большинстве своём партии на территориях не работают. У нас более активно представлены «Единая Россия» и КПРФ. У «Единой России» в Лысьве есть постоянно действующий политсовет, единороссы участвуют во многих городских мероприятиях, праздниках, организуют субботники, соревнования, есть у «ЕР» и приёмная. У коммунистов работает первичная организация. Временами проявляется ЛДПР: мы хотя бы знаем её лысьвенских персоналий. Представителей других политических объединений в городе я не вижу и не знаю.
Были местные, стали краевые
- Давайте вернемся к бюджету. Поскольку сейчас произошло перераспределение полномочий и на уровень края выведены расходы по здравоохранению, а на уровень Федерации - по содержанию полиции общественной безопасности, то соответственно произошло перераспределение доходных источников. Не отразится ли это негативно на жизнедеятельности городского округа или района?
- Не должно отразиться. Подобную процедуру мы проходим не первый раз: когда-то на уровень края у нас забрали часть учреждений здравоохранения - тубдиспансер, психоневрологический интернат. Честно сказать, за счёт местного бюджета мы их, бывало, недофинансировали. У местного бюджета возникали и всегда будут возникать разные обстоятельства, когда приходится средства перераспределять. А вот медучреждения, перешедшие на уровень края, в этом плане выиграли. Почему? Потому что сейчас есть целевые средства на их содержание, и запланированный бюджет исполняется на 100 процентов. Там нет недофинансирования, все идёт в рамках нормативов, позволяющих им нормально работать.
С нового года на уровень края уходит финансирование городской больницы. В дальнейшем край намерен забрать всё здравоохранение имущественным комплексом. Но надо понимать: сами учреждения остаются здесь и будут работать для лысьвенского населения. И вопросами медицинского обслуживания все равно придётся заниматься местным властям. Мы потому и продолжали заниматься ремонтом больницы и роддома, что не были уверены, что край завтра же начнет решать эти проблемы. Что же получилось в итоге? Край забрал полномочия, но принял закон о передаче их в исполнение нам (конечно, с деньгами). Сейчас эти средства не муниципальные, а целевые, потратить их на что-то другое уже никто не сможет.
С другой стороны, у нас осталась тревога вот какого плана. Если раньше мы имели возможность предусматривать хоть какие-то деньги в муниципальном бюджете, чтобы потратить их на тех же узких специалистов, на содержание ФАПов, то согласно принятым в крае нормативам (а они довольно жёсткие), могут возникнуть вопросы относительно ФАПов. Об этом мы ведём разговор в правительстве края, доказываем, что такие нормативы никуда не годятся, что оптимизация в здравоохранении и образовании подвела просто-напросто к взрывоопасной социальной черте. Нас тоже не устраивает, что региональные нормативы ниже, чем на уровне Федерации.
Вопросы есть - ответов нет. Пока...
Что касается полиции и общественной безопасности, здесь вопросов больше, чем ответов. Деньги и полномочия Федерация забрала, а как всё будет развиваться дальше - не объясняет. По закону № 131 в полномочиях местной власти осталась охрана общественного порядка силами муниципальной милиции. Закона о муниципальной милиции нет, значит, нет и инструмента для осуществления этих полномочий. Заниматься охраной общественного порядка силами народных дружин, сами понимаете, нереально. Да, в городском поселении разработано положение о дружинах общественного порядка, но какой у них статус? Полицейский защищён законом, а дружинник?
В общем, вопросов много. И я очень надеюсь, что ответы на них мы получим в самое ближайшее время. Как говорится, жизнь заставит.
Социальные комментарии Cackle