26
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Коммунальные волнения не улеглись

27.12.2011Валентина КокшароваКоммуналка

В новом году оплата услуг ЖКХ меняет привычные схемы. «Игроки» коммунального рынка, с трудом договорившись о новых правилах взаимоотношений, «пробный шар» бросили в декабре, вызвав недоумение и гнев конечного потребителя. В администрации района считают: причина - в информационном вакууме, в котором оказалось население. По большому счёту, ему бы и знать не надо, насколько серьёзна была ситуация с подготовкой жилищного фонда к зиме, сколько разного рода совещаний прошло в городе и на уровне краевого правительства, если бы не декабрьская ситуация с предложением управляющих компаний поменять форму управления многоквартирными домами и платёжный «сюрприз».

Сейчас волнения немного улеглись. Люди отстояли в очередях и заплатили за коммуналку. Однако проблемы остались, и о них надо говорить. Но обо всем по порядку.

Как разбирались со службой заказчика

Думаю, все прекрасно понимают: чтобы в доме были вода и тепло, надо эти ресурсы произвести, продать, доставить по сетям (наружным и внутренним) в дом и оплатить. Производители тепла и горячей воды (генерирующие организации) в городе тоже хорошо известны: ООО «ЛМЗ-Энерго», ООО «Привод-Теплоэнергоресурсы» и ООО «Капитал-Энергия» (бывшее «Гортеплоэнерго»). Самый крупный – «ЛМЗ-Энерго», обеспечивающий теплоресурсом практически 70% жилищной и социальной сферы.

Исторически сложившаяся схема продажи и поставки товара (тепла) осуществлялась через посредника. До недавнего времени им была служба заказчика – муниципальное предприятие. Она имела договоры со всеми генерирующими организациями, управляющими компаниями, ТСЖ, предприятиями бюджетной сферы, бизнесом. В её управлении находились тепловые сети, потом ей же отдали в управление и сети водоснабжения и водоотведения. Зоной ответственности службы заказчика были поставка ресурсов до объекта и содержание всех сетей. Понятно, что транспортировка велась не бесплатно, устанавливался определённый тариф, который «сидел» в конечной для потребителя цене на тепло и воду.

Службу заказчика население плохо воспринимало: посредник он и есть посредник, в людском понимании – дармоед. Под обстрел критики она чаще всего попадала, когда возникал очередной скандал неплатежей: служба не рассчитывалась с энергетиками, те грозили отключить горячую воду (и отключали), население негодовало.

Вмешивалась администрация района, которая по закону несёт субсидиарную ответственность за грехи своего (муниципального) учреждения. И приходилось покрывать долги за счёт бюджетных средств. Эта схема не устраивала ни администрацию, ни население. Но она была удобна для производителей: по мнению руководителей района, генерирующим организациям проще было получать деньги из бюджета, чем разговаривать с конкретным должником.

В октябре этого года администрация района приняла решение: изменить тип существующего МУ «Служба заказчика ЖКУ», а проще говоря, освободиться от ещё одного своего МУ, сети передать в концессию фирме, которая выиграла конкурс на оказание услуг по транспортировке ресурсов. Глава администрации района Александр Гончаров так комментирует этот управленческий шаг:

- В цепочке коммунальных услуг служба заказчика была посредником между генерирующей организацией, которая весь объём выработанного ресурса продавала ей по одному средневзвешенному тарифу. Но это противоречит действующему законодательству. В законе прописано: если на территории есть несколько генерирующих источников, потребитель должен получать услугу по той цене, которая определена для той организации, к которой «привязан» его дом. Это один мотив в принятии решения. Чем служба заказчика была удобна для производителей тепла с точки зрения экономики? Тем, что они к жильцу не приходят, требуя уплатить за тепло, а идут к главе администрации и говорят: вы нам должны! Поэтому моя идеология изначально была такой: службы заказчика быть не должно!

Во-первых, это муниципальное учреждение, которое подразумевает субсидиарную ответственность. С другой стороны, федеральный закон № 185 определил: чтобы район получил деньги на капремонт и переселение из ветхого жилья, нужно, чтобы в коммунальной сфере этой территории частные предприятия составляли не менее 80 процентов. Мало того что народ негодовал по поводу службы заказчика, так она ещё стала помехой на пути привлечения федеральных средств на территорию.

В 2010 году мы вплотную подошли к конструкции, когда служба заказчика выводится из коммунальной цепочки, а генерирующим организациям предложили готовиться к переходу на прямые договоры с потребителями. Договорились даже об условиях, и на август 2010 года погасили всю задолженность перед металлургами. Путь был свободен – заключай договоры, получай платежи напрямую и не говори, что кто-то утаивает деньги.

С нашей стороны (я заявляю это со всей ответственностью!) договоренности перед «ЛМЗ-Энерго» были исполнены. Согласовали это с другими (менее крупными) производителями. Сети от службы заказчика передали по конкурсу в концессию новому оператору – «Лысьва-ТеплоСервис».

Схема прямых договоров предполагает: в перспективе никогда нельзя будет отключить от горячей воды ни добросовестных плательщиков, ни бюджетные учреждения – школы, больницы, детсады. Это, пожалуй, главный мотив, которым мы руководствовались, принимая решение.

... и запутали всех

17 октября директор службы заказчика П.А. Дерягин направил управляющим компаниям уведомления о расторжении договоров на ресурсоснабжение в одностороннем порядке. Те возмутились и переполошились: а как они будут выполнять свои обязательства перед жителями и организациями? Обращение к теплоэнергетикам ни к чему не привело. Металлурги, например, ответили однозначно: заключить напрямую договор поставки теплоресурсов не могут, ибо в настоящий момент у ООО «ЛМЗ-Энерго» отсутствует тариф на поставку тепловой энергии конечному потребителю. В администрации с этим не соглашались и ссылались на действующий тариф по генерации. К юридической коллизии помимо местных юристов подключились прокуратура, краевое правительство, государственная вневедомственная инспекция. Заседания, споры, протоколы… Понятно, что население ничего об этом не знало, да и зачем ему эти разбирательства: город вовремя начал отопительный сезон, люди получали и получают весь набор коммунальных услуг. Волнения начались после того, как управляющие компании стали созывать собрания собственников и предлагать им перезаключить договоры, а точнее, поменять форму управления домами. В сложившейся ситуации УК тоже искали пути ухода от сбора платежей за коммунальные услуги. По большому счёту, в сложившейся схеме сбора они, как уверяют руководители управляющих компаний, ничего, кроме головной боли, не имели, поскольку являлись всего лишь простым «перегонщиком» денег: собрал – отдал. Если же учитывать, что стопроцентный сбор за коммунальные услуги обеспечить невозможно, а оператор-поставщик требовал расплачиваться за весь объём поставленного ресурса, то приходились закрывать бреши собственными средствами. Поэтому УК и стали предлагать собственникам переходить на прямое управление, т.е. заключать договоры со всеми поставщиками напрямую (в том числе с управляющими компаниями, но только на услуги по текущему содержанию и ремонту). Аналогия прямых договоров есть – это электроснабжение и газоснабжение.

Жильцы это нововведение плохо себе представляли, поэтому стали обращаться с вопросами во все инстанции, в том числе и в редакцию. А когда в декабре группа компаний «ЖЭУ» вместо одного привычного прислала несколько счетов от разных фирм, да к тому же ещё оказалось проблематичным оплатить все в одном месте - разразился скандал.

В прошлый четверг Александр Гончаров был вынужден разбираться со сложившейся ситуацией. Он пригласил для беседы главу администрации городского поселения Андрея Шилова и его зама Ивана Маланчака.

Они убеждали: Трегубов (директор ООО «ЖЭУ») не нарушает закон. Поскольку у него до сих пор нет договора с ресурсоснабжающей организацией, собирать коммунальные платежи он не может. Поэтому и разделил: коммунальные услуги - в одной квитанции, жилищные – в другой. Хотя, по словам И.Д. Маланчака, его просили пока этого не делать. Самая крупная группа УК - «Управление ЖКХ-Лысьва» - ломать прежнюю схему пока не стала, предъявив единую квитанцию на оплату услуг ЖКХ. Но и деньги сегодня поступают на её счет и аккумулируются там до тех пор, пока не будет прямых договоров с теплопоставщиками и новым оператором «Лысьва-ТеплоСервис», которому вот-вот РЭК должен утвердить тариф на транспортировку воды и теплоносителя.

Андрей ШИЛОВ:
- Что хочу сказать: не факт, что в январе люди получат единый счёт, как раньше. Скорее всего, он будет раздроблен на услуги управления и на отдельные коммунальные услуги. Идеология такова (о ней говорил недавно побывавший в городе главный инспектор государственного вневедомственного контроля А.А. Лаврентьев): управляющая компания обязана довести до потребителя коммунальный ресурс (вода, тепло), а потребитель обязан рассчитаться не с управляющей компанией, а с поставщиком.

К сожалению, в данной ситуации заложниками оказались и жители, и организации. Платить за услуги ЖКХ в разных конторах для лысьвенцев очень непривычно. Андрей Шилов уверен: как было раньше, однозначно, уже не будет. В январе-феврале всем придётся привыкать к новой схеме. Но руководители городского поселения намерены вместе с управляющими компаниями искать решение и режим одного платёжного документа. И чтобы банки принимали платежи, и люди не платили комиссии. Как это получится – время покажет.

Есть мнение? Выскажи!

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

Английский политик Эдмунд Бёрк сказал: «Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью». Ответить на эти вопросы мы предлагаем нашим читателям
Яндекс.Метрика