23 декабря в моём окне «аськи» всплывает сообщение от знакомого: «Гляди, на что случайно наткнулся в Интернете. Вы об этом уже в курсе?». Открываю присланную ссылку, а там - адрес блога известного пермского фотографа Алексея Гущина с чёрно-белыми фотографиями и небольшой информацией о том, что известный художник-керамист и скульптор Мацумаро Хан готовит элементы для своей выставки… на лысьвенском металлургическом заводе! Ого, а мы, как говорится, «ни сном ни духом»!
Заводу пора расправить плечи
Срочно звоним в корпоративную газету металлургов. Там слышим торопливое: «Приезжайте скорее к нам в редакцию, Мацумаро сегодня последний день в Лысьве, через полчаса уезжает в Пермь»! Хватаю диктофон и «на всех парах» несусь в «Заперметку». Уф, успела...
Оказывается, корейский художник начал вести переговоры с руководством лысьвенского завода ещё полгода назад и… не прогадал, став, возможно, единственным представителем культуры, которому позволили творить прямо в производственных цехах промышленного российского предприятия. Памятуя об ограниченном времени встречи, сразу начинаю «пытать» гостя вопросами.
- Скульптор на металлургическом производстве – это что-то новенькое, расскажите, что Вам удалось создать в заводских цехах?
- Я работал с «черновыми» заготовками посуды, создавал элементы своей будущей инсталляции, которая появится на выставке в «Пермской арт-резиденции» в рамках проекта «Пермь – культурная столица Европы». Экспозиция с эмалевыми изразцами изображает всё большую глобализацию мира, растворение самобытных культур в общем потоке массовых образов, которые каждый из нас ежедневно черпает из Интернета или телевидения.
- Никто из работников завода не знал, что получится в итоге?
- Конечно, ведь конструкцию собирали уже в Перми. Думаю, они удивятся тому, что получилось. Предварительно полную инсталляцию видели лишь четыре гостя, которые не стали дожидаться открытия выставки и пришли посмотреть на моё творение заранее. Они были в шоке, хотя их сложно чем-то удивить, поскольку это не последние в искусстве люди. От всей души благодарю руководство ЛМЗ за предоставленную возможность поработать на его производственных площадях! Я не знаю в России ни один завод, который пустил бы на свою территорию человека искусства. Думаю, моя выставка станет хорошей рекламой для завода. Обещаю: везде буду говорить о вас, о ваших людях!
- А в каких именно цехах Вы работали?
- Сварочные работы проводил в «Ремпе», а декорированием занимался в эмальцехе. Ради эксперимента заказал через Интернет несколько новых деколей (деколь - способ нанесения изображений на посуду с использованием высокотемпературных неорганических красок – прим. И.К.), сделал 6 кастрюль и привёз их в Пермь. Их буквально «с руками оторвали» мои знакомые: необычная посуда им приглянулась. В связи с этим посоветовал руководству завода немного расширить взгляд на выпускаемую продукцию. Я понимаю: финансы предприятия не позволяют закупать новое оборудование, которое меняло бы форму продукции, для этого нужны немалые инвестиции. Но ведь есть возможность поменять хотя бы детали (ручки, носики, рисунки). Нужно, чтобы посуду покупали не только те, кто уже привык ею пользоваться, но и другие потребители, которых нужно чем-то заинтересовать. Я много чего видел в этой жизни: 12 лет прожил в Германии, 20 лет езжу как член международного жюри по дизайну в Южную Корею, где находится один из сильнейших дизайнерских центров в мире. Бываю в Италии, поэтому знаю, что сейчас происходит в сферах дизайна и мировоззрения людей. Завод должен «расправить плечи» (у него большой потенциал) и посмотреть на потребителя по-другому. Хочется быть услышанным. Как говорится, «дорогие члены худсовета», пожалуйста, расширьте линейку продукции, будьте посмелее!
Так, как в Лысьве, работают только в Германии
- Мацумаро, Вы трудились на металлургическом заводе в течение трёх с половиной недель. Может, хотите отметить кого-то из работников особо?
- Прежде всего, благодарю генерального директора Олега ГУСЕВА и его помощника Евгения ЗАВОДЧИКОВА за их доброжелательное отношение, быстрое решение любых вопросов. До сих пор не могу забыть тех, кто помогал мне: технологов, сварщиков и тех, кто клеил новые деколи. Я могу дать самую высокую оценку их работе! Эти люди достойны большей зарплаты и социальной помощи, но я понимаю: у завода свои внутренние и внешние проблемы. Улучшение качества жизни – задача не столько предприятия, сколько государства.
Такого самоотверженного труда, как в Лысьве, я уже давно нигде не видел, в Москве это делать давно разучились. Самоотдача у заводчан почти как у немцев, но ведь в Германии и зарплаты другие...
- Как Вы вообще узнали о нашем заводе и хотели бы вновь сюда вернуться?
- Я услышал об ЛМЗ ещё будучи студентом: в 1979 году искал себе работу, и друг-художник предложил приехать в Лысьву. Я провёл здесь несколько успешных цветовых экспериментов с посудой. Затем отправился делать карьеру в Москве. В 1989 году добился там всего, что планировал, поэтому перебрался в Германию. Затем стал завоёвывать азиатские страны. Если представится возможность, вновь с удовольствием поработаю в Лысьве: я ещё опробовал не все технологии, хочу поэкспериментировать с газовым обжигом – с его помощью краски проявляются иначе, нежели при электрическом.
Такой хлеб был только в Советском Союзе
- Прожив у нас почти месяц, Вы наверняка отметили для себя какую-то изюминку не только заводчан, но и в целом лысьвенцев...
- Я понял: настоящая Россия начинается здесь! Она вытекает из маленьких городов, сохранивших культуру и душевные качества, о которых в больших городах уже забыли: порядочность, доброта и сопереживание. И всё это несмотря на далеко не сладкую жизнь. А ещё у вас замечательный хлеб, которого в Москве не найти! Я пробовал такой только во времена Советского Союза.
- Что бы Вы пожелали заводчанам и лысьвенцам в канун Нового года?
- Я бы хотел, чтобы в следующим году какая-то часть социальных проблем, касающихся завода, пусть медленно, но всё же решалась. Конечно, всем - здоровья, потому что работа здесь непростая, да и в местной городской атмосфере, наверняка, можно найти все элементы таблицы Менделеева. А главное - веры в то, что будущее наших детей будет самым лучшим!
Фото Алексея ГУЩИНА
Социальные комментарии Cackle