В Лысьве коммунальные страсти продолжают кипеть. Перед новогодними праздниками многие получили вдогонку ещё один счёт – за тепло и горячую воду. Кто-то успел его оплатить, а кто-то оставил долг на новый год. Люди недоумевали: а в какую квитанцию сейчас писать показания приборов учёта? И где можно было заплатить без комиссии? Никто, никому, ничего не объяснил. В общем, год новый – проблемы старые. Поскольку в сложившейся ситуации мы решили озвучить точки зрения всех участников коммунального процесса, накануне Нового года встретились с главой администрации городского поселения Андреем ШИЛОВЫМ.
Злополучное постановление от 13 октября...
- Андрей Борисович, в адрес вашей администрации как органа местной власти, не обеспечившего нормальный и спокойный переход на новые схемы взаимоотношений всех игроков рынка, летит немало стрел критики. Вы считаете, что это не совсем справедливо. Почему?
- Хотел бы немного вернуться к истории возникшей проблемы. Все началось в июне прошлого года, когда львиная доля жилищного комплекса осталась без горячей воды. За полгода до этого, в декабре 2010 года, Дума городского поселения (я тогда был её депутатом) в исполнении ФЗ № 131 об организации водо - и теплоснабжения населения передала полномочия на уровень района. Земское собрание это подтвердило. У городского поселения остались лишь полномочия контроля.
В июне энергетики металлургического завода по причине большой задолженности службы заказчика перед ООО «ЛМЗ-Энерго» отключили горячую воду. Пошли многочисленные переговоры, в которых я тоже принимал участие. Все понимали: переход на прямые договоры с потребителями неизбежен. С руководством района и «ЛМЗ-Энерго» при участии депутата ЗС Д.С. Орлова была достигнута договорённость: долги будут погашены, и с 1 января все перейдут на прямые договоры с поставщиками.
Район по праву собственника решил отдать в концессию обслуживание и содержание тепловых сетей и сетей водоснабжения и водоотведения на территории Лысьвы. Был объявлен конкурс, который выиграла фирма «Лысьва-ТеплоСервис».
Когда конкурс прошёл и появился победитель, все стали готовиться, что с нового года поменяется схема отношений между производителями, поставщиками и потребителями.
Начался отопительный сезон: в дома подали тепло, горячая вода уже была – город ожил. 13 октября вышло постановление главы района об изменении статуса МУ «Служба заказчикаЖКУ». Служба заказчика направила всем уведомления о прекращении своей деятельности и разрыве договоров в одностороннем порядке. Но по закону разорвать договоры в одностороннем порядке нельзя. До Нового года не были аннулированы договоры ни с «ЛМЗ-Энерго», ни с «Привод-Теплоэнергоресурсами», ни с управляющими компаниями. Разорвала договор со службой заказчика только группа управляющих компаний «ЖЭУ», которая выставила раздельные счета на оплату коммунальных услуг населению, чьи дома она обслуживает. Чем и породила массу вопросов. Ситуация складывалась довольно острая. Все были настроены уходящий год доработать в старом режиме, а с нового начать выстраивать прямые отношения. Однако всё развивалось не по запланированному сценарию. Буквально в последние дни уходящего года удалось «развязать» проблему платежей за тепло и воду, возникшую с бюджетными организациями.
Набраться терпения и не «гнать волну»
- Новогодние каникулы немного притупили накал платёжно-коммунальных страстей. Но проблема никуда не делась. Читателей (их перед Новым годом в редакции побывало десятка два) возмутило два момента. Первый - что вместо одной придётся платить по разным квитанциям и в разных местах, второе - что в банках оплата счетов стала платной. В этом направлении администрация городского поселения ведёт какую-то работу?
- Она и не прерывалась. По большому счёту, население и не заметило того, какие изменения происходят в коммунальной сфере города. Оно получает все ресурсы. Обострения начались, когда поздно пришли квитанции и когда управляющие компании предложили собственникам перезаключить договоры на непосредственное управление. О нём речь чуть позже, а мне бы хотелось ещё раз напомнить, в чем суть схемы, которую предложила администрация района. Генерирующие организации - «ЛМЗ-Энерго», «Привод-Теплоэнергоресурсы» и «Капитал-энергия» - будут продавать свой товар (тепло, горячую воду) не посреднику, какой была служба заказчика, а конечным потребителям. Новый оператор - «Лысьва-ТеплоСервис» - будет только транспортировать ресурс по сетям к потребителю. Тариф на выработку теплоресурса и его транспортировку по сетям устанавливает РЭК (региональная энергетическая комиссия).
До Нового года, т.е. в переходный период, у «генераторов» был только тариф на генерацию, и они не хотели, по крайней мере, до последних дней уходящего года, переходить на прямые договоры. Постановление администрации района создало некий вакуум, который и разбалансировал систему оплаты и прохождения платежей. Во-первых, у Лысьва-ТеплоСервиса» не было тарифа на осуществление поставок. Они появились и были опубликованы буквально за два дня до Нового года. Как новый оператор будет их предъявлять - забота новых собственников и инвесторов, которые зашли на территорию. Что касается «ЛМЗ-Энерго», «Привод-Теплоэнергоресурсы» и «Капитал-энергия», то они имеют тариф на генерацию, но создание абонентских отделов, которые должны будут наработать базу, заключить договоры с потребителями, рассылать счета за потребленные ресурсы, - все это требует серьезной подготовительной работы. Она велась, но все планировали запустить её с Нового года.
Тем не менее работа продолжается. Состоялось совещание с руководителями управляющих компаний. На нём были представители «ЛМЗ-Энерго». Договорились, что управляющие компании передают энергетикам документы (технические паспорта домов) либо напрямую, либо через администрацию городского поселения. Но, сами понимаете, изменение схемы – достаточно сложный механизм. Поэтому обещать, что в январе – феврале всё сразу образуется и пойдёт как по маслу, не могу.
- Вы хотите сказать, что первые месяцы наступившего года лысьвенцам придётся набраться терпения и, как говорят, «не гнать волну», а внимательно постараться разобраться в ситуации?
- Вот именно. Думаю, мы найдём решение, которое устраивало бы всех, в том числе население.
К чему склоняют людей управдомы?
- Самое тревожное звено в предложенном механизме – агитация управляющих компаний переходить на непосредственное управление многоквартирными домами. Если честно, то мало кто понимает, к чему вообще склоняют людей управдомы? Вот здесь-то, действительно, - полный информационный вакуум. Хотелось бы знать вашу точку зрения на эту проблему.
- Согласно законодательству есть несколько форм управления многоквартирным домом. Собственники на собрании выбирают любую из них: либо нанять управляющую компанию, либо создать ТСЖ, либо непосредственно самим управлять. В результате большинство собственников выбрали управляющие компании (УК). Некоторые создали ТСЖ.
Когда служба заказчика не стала предъявлять счета за услуги по теплу, водоснабжению, УК оказались в сложной ситуации - бремя долгов за ресурсы невольно подталкивает их на действия, которые, по их мнению, будут способствовать выживанию компаний. За несколько лет работы УК показали себя как наиболее эффективная форма управления. На нашей территории работают компании, имеющие технически подготовленный персонал, необходимый парк техники, оборудование, программное обеспечение. Вся управленческая коммуналка «завязана» сегодня в основном на них. Они фиксируют показания приборов учёта, делают начисление, выполняют комплекс услуг.
Кроме того, управляющие компании выполняют работы, предусмотренные ФЗ № 185. Хочу напомнить: только в 2008 году были капитально отремонтированы порядка 30 домов. В прошлом году ещё 7.
Кроме УК, жители выбрали и другую форму управления, прописанную в Жилищном кодексе, – ТСЖ. Есть удачные ТСЖ, которые эффективно управляются грамотными председателями и правлениями, но есть и неудачные. В конце августа прошлого года мы вели подготовку к отопительному сезону, которая проходила под контролем правительства края и министерства ЖКХ. Все управляющие компании, учитывая, что продолжительное время город был отключен от горячего водоснабжения, успешно провели подготовку, и на последнем этапе, когда включили воду, быстро и качественно провели опрессовку систем отопления, организованно и чётко предоставили всю документацию. А вот с ТСЖ ситуация была совершенно иной. Нам пришлось собирать председателей товариществ и объяснять им, что последствия их бездействия могут быть весьма плачевными. Дело дошло до того, что подключилась прокуратура. Поэтому моё мнение – именно управляющие компании наиболее профессионально и качественно могут оказывать услуги жителям.
- Никто и не спорит - люди это давно поняли. Оттого и заволновались, что УК могут уйти с рынка...
- Почему вы решили, что они уйдут с рынка? Просто они работают в экономических условиях на грани выживания. Сбор коммунальных платежей, а потом их перевод ресурсоснабжающим организациям ничего, кроме головной боли, им не приносит. «Ресурсники», как правило, требуют уплатить за весь поставленный на дом ресурс, не учитывая, что стопроцентного сбора платежей не бывает. УК предлагает отказаться от этой схемы и заключить договоры непосредственно с производителями и поставщиками. УК как обслуживали, так и будут обслуживать многоквартирные дома. Они лишь предлагают - решение за выбором формы управления остаётся за собранием собственников.
Вообще, я считаю, что управляющие компании – самая эффективная форма управления: это и рабочие места, и нормальное обслуживание жилищного фонда. На днях был в домах на улице Фестивальной. Оба после капремонта. Один находится в управлении ООО «Управление ЖКХ Лысьва», другой – у ООО «ЖЭУ». Спустились в подвалы: чисто, сухо, приборы учёта работают - все на хорошем уровне. ТСЖ до такого уровня очень далеко.
Люди сегодня находятся в непонимании: что происходит? Я считаю: это от того, что они не владеют информацией. Жители привыкли к своей управляющей компании и к единой квитанции по жилищно-коммунальным платежам. Им это понятно, и они с этим согласны. Управляющая компания в данном случае все заботы взяла на себя: полный сбор всех платежей, заключила договор с банками, чтобы люди могли в одном месте за всё сразу заплатить.
Совет: не торопиться с переходом на непосредственное управление
Что происходит в настоящее время? Поскольку ресурсоснабжающие организации не предъявили компаниям счета, они решили не предъявлять их потребителям. И предложили заключить отдельные договоры на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и горячую воду. Естественно, всё по отдельным квитанциям, в том числе по обслуживанию и управлению домом. Да, есть напряжение, и одним днем его не снимешь.
Администрация городского поселения работает с руководителями управляющих компаний в том плане, чтобы для населения все-таки был единый платёжный документ для оплаты ЖКУ. Считаю: это реально. Тем более - на уровне страны разработана единая форма оплаты услуг ЖКХ. Я отдал указание своим специалистам внимательно всё это посмотреть, соотнести с законодательством РФ и выдать предложения. Потом будем встречаться и снова разговаривать с управляющими компаниями на предмет выстраивания отношений с поставщиками тепло- и водоресурсов.
Так что сегодня идёт переходный период, переговорный процесс, Перестраиваются управляющие компании, придётся это делать и жителям. В моём понимании, хорошо, если бы к марту мы завершили эти дела и вошли в нормальный, стабильный процесс. И чтобы люди отчётливо понимали, кому и за что они платят. И чтобы все платежи были в одном квитке.
Что касается непосредственного управления, я бы на месте собственников не принимал скоропалительного решения, взял паузу и посмотрел: в каком русле будут развиваться события? Возможно, управляющие компании предложат более приемлемый вариант жителям.
- Эксперты в такой форме, как непосредственное управление, видят как плюсы, так и минусы. На мой взгляд, одна из самых сложных проблем – найти в доме человека грамотного, напористого, душой болеющего за весь дом, который мог бы, отстаивая интересы собственников, на равных разговаривать с руководителями всех структур жилищно-коммунального рынка. Мы же знаем: управляющие компании – потомки знакомых всем советских жилищно-коммунальных контор. Люди к ним привыкли и доверяют. С другой стороны, за последние годы управляющие компании приобрели уже рыночный опыт работы с людьми, обзавелись техникой, имуществом, профессиональными кадрами. Сейчас, когда внесены серьёзные изменения в жилищное законодательство и работать УК придётся максимально открыто и прозрачно, жители тем более никого, кроме них, в управлении своим домом не видят. Люди это понимают, поэтому и бунтуют по поводу предложений перейти на прямое управления. Мне думается, эта форма быстро и необратимо приведёт наш старый жилищный фонд к развалу...
- Однозначно сказать - будет это хорошо или плохо - сегодня трудно. Почему? Потому что у нас нет практики применения этой формы управления. Хочу сказать одно: раз в законе она прописана, значит, имеет право на жизнь. Люди должны выбрать сами: хотят они поэкспериментировать или нет. Но я должен сказать еще одну очень важную вещь: эта форма управления вступает в противоречие с законом № 185, согласно которому на условиях софинансирования мы уже не один год участвуем в программе капитального ремонта многоквартирных домов и сноса ветхого жилья. Там есть условие: не менее 80 процентов жилищного фонда должно обслуживаться управляющими компаниями. Сейчас у нас это соотношение есть. С другой стороны, поскольку законодательство чётко не прописывает, а что будет, если этот паритет нарушится, я бы посоветовал не торопиться с переходом на непосредственное управление. В любом случае это должно решить собрание собственников, а не домовой комитет, совет и тем более - не управляющая компания.